ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ БУРЕНИИ
Электростанцией называется автономный источник электроэнергии, предназначенный для электроснабжения потребителей. На геологоразведочных работах, проводимых в неэлектрофицированных районах, основным источником электроэнергии являются дизельные электростанции.
По способу эксплуатации электростанции, используемые при геологоразведочных работах делятся на три группы: передвижные, полустационарные и стационарные.
Передвижные электростанции перемещаются многократно в течение сезона и применяются при поисковых работах и на предварительной разведке. Состоят они из одного бензо — или
дизель-электрического агрегата и устанавливаются на месте работ без фундамента.
Такие электростанции могут монтироваться в помещении буровой вышки и перемещаться вместе с ней или на специальном прицепе. В отдельных случаях применяются навесные электростанции.
Навесная электростанция представляет собой генератор малой мощности с облегченным щитом управления, который устанавливается непосредственно на тракторе и приводится в действие от его двигателя посредством клиноременной передачи.
К недостаткам передвижных электростанций относятся высокая стоимость электроэнергии и низкие энергетические показатели.
Преимуществами их являются: автономность работы, небольшие размеры, высокая транспортабельность, отсутствие передающих сетей, быстрота ввода в действие.
Полустационарные электростанции перемещаются не чаще одного-двух раз в год. Состоят они обычно из нескольких дизель-агрегатов, которые устанавливаются на фундаментах во временных зданиях. Удельный вес таких электростанций является наибольшим. Полустационарные электростанции дают лучшие показатели в работе и обеспечивают меньшие расходы на ремонт. К недостаткам полустационарных электростанций относится то, что питание потребителей осуществляется с помощью низковольтных линий, а это с увеличением расстояния дает значительные потери энергии.
Стационарные электростанции не перемещаются в течение всего срока разведки месторождения. Устанавливаются они обычно вблизи поселка, и электроэнергия передается потребителям по линиям электропередач напряжением 6-Ю кВ.
Широкое применение на буровых работах находят дизель- электрические агрегаты малой и средней мощности серии АД, АСДА и АС.
В состав дизель-агрегатов входят дизельный двигатель, генератор, распределительное устройство, рама, топливный бак, капот. Дизель и генератор монтируются на общей раме на резинометаллических амортизаторах и образуют единый блок.
Распределительное устройство агрегатов, состоящее из щита управления, блока регулятора напряжения (угольный регулятор, трансформатор), блока главной линии (установочный автомат, сигнальная лампа) и коробки выводов, укреплено на каркасе.
Агрегат |
Мощ ность, кВт |
На пряже ние, В |
Сила тока, А |
Двигатель |
Генератор |
Масса, кг |
АД-5-Т/230 |
5 |
230 |
15,7 |
А-2Ф-248.5/11 |
ЕС-52-4С-Ф |
710 |
АД-10-Т/230 |
10 |
230 |
31,5 |
44-8,5/11 |
ДГС-81/4ЩФ-2 |
1170 |
АД-10-Т/400 |
10 |
400 |
18 |
44-8,5/11 |
ДГС-81/4ЩФ-2 |
1700 |
АД-10-П-115 |
10 |
115 |
87 |
44-8,5/11 |
ПД-62 |
1040 |
АД-20-Т-400 |
20 |
400 |
36 |
Д-40А |
ДГС-84-4ЩФ-2 |
2200 |
АД-30-Т/400 |
30 |
400 |
54 |
ЯАЗ-М204Г |
ДГС-91-4ЩФ-2 |
1810 |
АД-50-Т-400М |
50 |
400 |
91 |
196-100АД |
ДГВ-82-4К |
3600 |
АД-75-Т-400М |
75 |
400 |
136 |
1Д6-150АД |
ПС-93-4 |
4000 |
АД-100-Т-400 |
100 |
400 |
150 |
1Д6-КС |
ГСФ-100М |
2705 |
*АД-200-Т-400 |
200 |
400 |
360 |
1Д12В-300 |
ГСФ-200 |
3760 |
’Частота 1500 об/мин. |
вращения двигателей агрегатов |
серии АД составляет |
Некоторые характеристики основных агрегатов серии АД приведены в табл. 18.1.