СИЛОВЫЕ ПРИВОДЫ БУРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
Силовым приводом буровой установки называют совокупность двигателей и устройств, регулирующих их работу, осуществляющих преобразование тепловой или электрической энергии в механическую и управление преобразованной механической энергией и передачу ее исполнительным механизмам — насосу, ротору, лебедке и др.
Приводы делятся на автономные, не зависящие от системы энергоснабжения (ДВС и газотурбинные двигатели), и неавтономные с питанием от промышленных электросетей (асинхронные и синхронные электродвигатели трехфазного переменного тока).
Силовой привод может быть одиночным и групповым. Средства искусственной приспособляемости и передаточные механизмы, объединяющие энергию нескольких двигателей на общий вал, также относятся к силовому приводу.
Гибкость характеристики — основное требование, предъявляемое двигателям. Под гибкостью характеристики понимают способность двигателей автоматически или при помощи ручного управления приспосабливаться к изменяющимся в процессе работы нагрузкам, обеспечивая максимальное использование мощности. Гибкость характеристики определяется коэффициентом собственной приспособляемости (или коэффициентом перегрузочной способности) К и диапазоном регулирования Я
К Мтах/-А1ном, Я лтах/птШ1
где Мтах — наибольший крутящий момент, развиваемый двигателем в устойчивом режиме работы; Мном — номинальный крутящий момент; лтах, Пщт — соответственно максимальная и минимальная частота вращения.
На рис. 22.40 приведены графики внешних характеристик различных двигателей.
Наилучший эффект приспособляемости имеют электродвигатели постоянного тока, ДВС с турботрансформатором и паровые машины. Эти двигатели имеют сериесную характеристику, т. е. они способны автоматически изменять частоту вращения в зависимости от нагрузки.
Двигатель для привода лебедки и ротора должен обладать следующими характеристиками:
значительным пусковым моментом для преодоления инерции массы бурильных труб и преодоления сил трения труб о стенки скважины;
плавностью запуска (без больших динамических нагрузок); большой перегрузочной способностью для преодоления кратковременных перегрузок, возникающих, например, при спускоподъемных операциях.
Желательно, чтобы двигатель был реверсивным — изменял направление вращения.
В настоящее время созданы установки с двигателями постоянного тока, так как промышленность освоила производст-
<ь |
+
Рис. 22.40. Внешние характеристики двигателей различных типов: 1 — электродвигатель переменного тока; 2 — электродвигатель постоянного тока; 3 — двигатель внутреннего сгорания с турботрансформатором; 4 — паровая машина; 5 — двигатель внутреннего сгорания |
Рис. 22.41. Схема расположения основного оборудования буровых установок: / — ротор; 2 — основание вышки; 3 — лебедка; 4 — электромоторы; 5 — коробка передач; 6 — насосы |
во высокоэффективных тиристорных выпрямителей большой мощности.
Для трансформации крутящего момента и частоты вращения используют:
механические трансмиссии с многоступенчатыми коробками передач (зубчатыми и цепными);
турботрансформаторы в комбинации с упрощенными коробками передач.
С целью улучшения пусковых характеристик двигателей для привода насосов используют фрикционные муфты, турбо — и электромуфты, которые допускают кратковременное регулирование частоты вращения. В механических трансмиссиях буровых установок применяют зубчатые, многорядные клино
ременные и цепные передачи, а также карданные валы. В качестве муфт сцепления используют жесткие кулачковые и зубчатые муфты, а в качестве оперативных сцепных муфт — фрикционные дисковые и бандажные муфты и электромуфты.
Коробки — передач в буровых установках применяют для изменения частоты и направления вращения ротора и барабана лебедки. Они бывают зубчатыми и цепными.
Турбопередача представляет собой центробежный насос и гидравлическую турбину, связанные замкнутым кругом циркуляции масла. Турбопередачи применяют для смягчения характеристик двигателей. К ним относятся турбомуфты и турботрансформаторы.
В зависимости от способа привода буровые установки подразделяют на три основные группы: с индивидуальным, групповым и комбинированным периодами агрегатов. При использовании электроэнергии в буровых установках часто применяют индивидуальные приводы. В случае применения ДВС буровые установки изготовляют с групповым и комбинированным приводами. При этом наиболее полно используется установочная мощность двигателей, а также обеспечивается большая надежность в работе при меньшем числе двигателей.
Схема расположения основного оборудования буровых установок приведена на рис. 22.41.