Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

УСЛОВИЯ РАБОТЫ БУРОВЫХ ДОЛОТ

При бурении нефтяных и газовых скважин применяется в основном механическое разрушение горных пород. На забой подается ограниченная, часто недостаточная энергия для быстрого разрушения породы. Для повышения эффективности процесса разрушения энергия передается не на всю поверхность забоя одновременно, а периодически (шарошечные долота), дискретно и лишь на часть поверхно­сти забоя — концентрированно через породоразрушающие элементы инструмента (зубья, резцы, штыри).

Породоразрушающий инструмент предназначен для кон­центрированной передачи энергии горной породе с целью ее разрушения.

В машиностроении трудно найти инструмент, условия ра­

боты которого были бы такими же жесткими, сложными и трудно контролируемыми, как для буровых долот.

Так, реализуемая через долото мощность, приходящаяся на 1 см его диаметра, может достигать 5-10 кВт, статическая осевая нагрузка 10-15 кН. Динамическая осевая нагрузка может превышать статическую в 1,5-2 раза.

Нормальные динамические и статические нагрузки, кру­тящий момент, продольные, поперечные и крутильные коле­бания приводят к тому, что элементы долот при бурении ис­пытывают практически все виды напряжений, достигающих иногда предела текучести и прочности материала. Реализуе­мая механическая энергия при разрушении горной породы в узлах трения долот практически полностью переходит в теп­ловую, в связи с чем температура поверхностных слоев эле­ментов вооружения и опоры повышается до 800-1000 °С.

Для условий работы буровых долот характерны абразивная и коррозионная активность окружающей среды (разрушаемая горная порода, буровой раствор со шламом и химическими реагентами, минерализованные пластовые воды), повышенные пластовые давления (до 100 МПа) и температура (до 250 °С).

В настоящее время практически отсутствуют методы те­кущего контроля за состоянием долота на забое. Долота ра­ботают в компоновке с забойными двигателями и бурильны­ми трубами в скважине, поэтапно перекрываемой обсадными трубами, поэтому должны быть согласованы диаметры долот, бурильных труб, забойных двигателей с внутренними диамет­рами обсадных труб и их нормативными отклонениями. От­клонения по диаметру должны быть в допускаемых пределах (0,5-2 мм) с учетом взаимозаменяемости, допустимых величин износа. Одним из главных показателей, характеризующих эффективность работы долота при прочих равных условиях, может служить механическая скорость

V* = Л7д/АР„ (22.1)

где ум — механическая скорость бурения, м/с; ЛГД — реализуе­мая на долоте мощность, Вт; А — удельная энергоемкость раз­рушения горной породы, Дж/м3; К, — площадь горизонтальной проекции забоя скважины, м2.

Для повышения эффективности разрушения горной поро­ды конструкция долота должна быть такой, чтобы обеспечи­валась наименьшая удельная энергоемкость разрушения гор­ной породы.

Проходка на долото при заданной механической скорости пропорциональна долговечности долота.

Долговечность долота и его элементов зависит от совер­шенства конструкции, качества изготовления, условий и ре­жима отработки, усталостной прочности, ударной вязкости, коррозийной стойкости и износостойкости инструментальных материалов. Материал для изготовления тяжелонагруженных элементов долот должен обладать теплостойкостью.

Важный резерв повышения долговечности шарошечных долот — дальнейшее совершенствование конструкции системы герметизации и смазки опор.

Конструкция долота в целом (форма) и особенно конст­рукция системы промывки определяют совершенство очистки забоя и влияют на механическую скорость и величину про­ходки на долото. Долото должно формировать ствол скважи­ны цилиндрической формы (что особенно важно для надеж­ного разобщения пластов) с сохранением диаметра, исклю­чать заклинивания при СПО и т. д. Механические и абразив­ные свойства разбуриваемых горных пород изменяются в широких пределах. Целевое назначение долот также различ­но. Требования к ним разнообразны, поэтому для их удовле­творения необходимы различные конструктивные типы долот (см. разделы 8 и 9).

Комментарии запрещены.