ЗНАЧЕНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩ ДЛЯ ЛЕСОСПЛАВА
Перевозки леса по рекам имеют большое значение в хозяйстве многих стран. Превращение рек в каскады водохранилищ и зарегулирование их стока существенным образом изменяют условия лесосплава.
Социальное и экономическое значение создания и использования водохранилищ |
Положительные последствия зарегулирования стока для лесосплава заключаются в увеличении глубины и ширины судового хода и радиуса закругления, а следовательно, и сплавопропускной способности рек (благодаря созданию Камского водохранилища сплавопропускная способность Камы возросла вдвое); в обеспечении более постоянных уровней в период навигации; в возможности укрупнения сплоточно-формировочных рейдов, что позволяет повысить механизацию и автоматизацию рейдовых работ. Большое значение для улучшения работ по сплотке леса имеет снижение
бытовых скоростей течения на притоках в местах выклинивания подпора. Зарегулирование стока привело к ликвидации молевого сплава, при котором происходят большие потери древесины, и создало возможности для перехода на транспортировку леса в кошелях, плотах и грузовых судах, а также для вовлечения в эксплуатацию новых лесных районов благодаря образованию водных путей по рекам, бывшим прежде непригодными для лесосплава.
Отрицательные последствия зарегулирования стока для лесосплава заключаются в более трудных ветроволновых условиях, в сокращении продолжительности навигации, в снижении скоростей течения (имеет значение для рек, по которым лес сплавляется вниз по течению), в резком суточном и недельном колебании уровней воды в нижних бьефах гидроэлектростанций.
Утяжеление ветроволновых условий приводит к потерям времени на отстой плотов в убежищах в период волнения силой более 6—7 баллов и к уменьшению скорости передвижения при ветрах меньшей силы.
И все же условия лесосплава на крупных водохранилищах легче, чем на больших озерах. В силу чередования озерных и речных участков и общей конфигурации водохранилищ, сохраняющих в плане извилистость речного русла, длина резгона волны на них, как правило, меньше, чем на озерах такой же площади. Волновой режим водохранилищ приближается к режиму больших озер лишь в редких случаях.
Увеличение глубины и ширины судового хода позволяет буксировать плоты с большей осадкой (в ряде случаев до
3,5 м), а также делает экономичной перевозку леса на судах большой грузоподъемности.
Таким образом, зарегулирование стока рек водохранилищами, и особенно строительство их каскадов, создает совершенно новые условия для лесосплава. Продуманная организация лесосплава на водохранилищах ныне позволяет свести до минимума отрицательные последствия зарегулирования рек и максимально использовать положительные.
По мере увеличения количества ступеней каскада возрастает значение положительных последствий зарегулирования стока, а отрицательные ослабевают, так как увеличивается протяженность участков с большими единообразными глубинами, с большой шириной судового хода и более постоянными уровнями на всем протяжении сплава.
Весьма перспективна перевозка леса в судах; при этом практически полностью ликвидируется аварийность, потери древесины и засорение ею водохранилищ, что чрезвычайно важно для дальнейшего массового развития скоростного судоходства; в 5—7 раз увеличивается скорость доставки леса, в том числе и вверх по течению и в морские порты, минуя пункты перевалки; удлиняется эксплуатационный период, значительно повышается пропускная способность шлюзов, отпадает необходимость в рейдах формирования плотов, в плотоубежищах; в ряде случаев отпадает и необходимость в просушке леса. На шлюзование леса в плотах требуется в среднем в 1,5—2 раза больше времени, чем на шлюзование того же количества леса, перевозимого в судах.
Однако в настоящее время перевозки леса в плотах экономичнее, чем перевозки леса на судах, которые станут эффективными лишь, когда обратный путь суда совершают не порожняком. Поэтому на каждом этапе развития каскада необходимо выбирать оптимальные соотношения перевозок в плотах и судах, а также учитывать, что в ряде случаев перевозки леса в плотах улучшают сохранность древесины (влажное хранение), подача древесины с воды для некоторых деревообрабатывающих предприятий — часть их технологического процесса.
Преобразование рек водохранилищами увеличивает сплавопропускную способность рек и создает возможность вывозки леса в судах озерного и смешанного типов в морские порты как СССР, так и зарубежных стран.
По возможностям и условиям использования для водного транспорта и лесосплава мы предлагаем выделить следующие группы водохранилищ:
1. Специальные водохранилища, режим работы которых полностью подчинен интересам водного транспорта или лесосплава.
2. Комплексные водохранилища, режим работы которых в максимально возможной степени учитывает интересы водного транспорта и лесосплава.
3. Комплексные водохранилища, режим работы которых подчинен требованиям других отраслей водного хозяйства. Поэтому судоходство и лесосплав как по водохранилищам, так и в нижних бьефах гидроузлов связаны с рядом ограничений и неудобств.
4. Отраслевые водохранилища, не используемые водным транспортом и лесосплавом (преимущественно небольшие водохранилища питьевого, энергетического, ирригационного назначения и др. У.
Глава третья