ВОДОХРАНИЛИЩА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
В связи с созданием водохранилищ в Южной Америке около 60 тыс. кв. км территории были превращены в акватории. В 1,6 раза увеличилась озерность территории. Коэффициент озерности некоторых районов Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Суринама, Перу возрос в 2—5 раз.
Поскольку данных, отражающих результаты специальных исследований, недостаточно, традиционное покомпонентное, последовательное рассмотрение изменений в окружающей среде, происшедших после создания водохранилищ в Южной Америке (климат, грунтовые воды, почвы, растительность и биота водоемов), не представляется возможным. Можно лишь повторить, что в целом крупные водохранилища оказывают воздействие на окружающую среду территорий по площади, сопоставимой с акваториями самих водохранилищ.
На большей части континента — в экваториальном, субэкваториальном, тропических и субтропических поясах — воздействие водохранилищ на климат выражено в меньшей степени, чем в районах с умеренным и континентальным климатом. Наиболее заметно оно сказывается в сухой сезон в небольшой по ширине зоне, простирающейся от уреза воды в глубь территории на десятки и сотни метров (для средних и крупных водохранилищ) и на несколько километров (для крупнейших водохранилищ). Во влажный сезон воздействие водохранилищ на микроклимат почти не выражено.
Наиболее существенно влияет зарегулирование стока водохранилищами на гидрологический цикл, что проявляется в уменьшении интенсивности водообмена в речных системах.
Единовременный запас речных вод в Южной Америке, составлявший до зарегулирования стока примерно 1000 куб. км, в результате создания водохранилищ увеличился почти в 2 раза. Возобновление речных вод теперь уменьшилось с 10 до 6 раз за год, иными словами, уменьшилась интенсивность водообмена. Наиболее зарегулирован речной сток в бассейне р. Параны, коэффициент заре — гулированности здесь достигает 0,30.
Наименее зарегулирован сток в бассейне такого «гидрологического колосса», как Амазонка, где имеется пока только несколько водохранилищ в ее верховьях и на правых притоках. Среднемноголетний сток в зарегулированных речных бассейнах несколько снизился за счет дополнительных потерь воды на испарение с водохранилищ.
В последние годы большое внимание и оживленные дискуссии вызвало изменение сейсмической обстановки в районах создания крупных водохранилищ. Наиболее сейсмически активным районом Южной Америки считается восточная часть Бразилии; при заполнении таких крупных водохранилищ, как Трес — Мариас, Фурнас, Собрадиньо, наблюдалось повышение локальной сейсмической активности, проявлявшееся в увеличении числа подземных толчков.
Создание крупных водохранилищ в Южной Америке, как и всюду, связано с проявлением подтопления, заболачивания, ухудшением водно-физических свойств и плодородия почв на прилегающих территориях в полосе шириной до сотен и даже до тысячи и более метров.
Животный мир большей части территории изучен недостаточно, не говоря уже о его антропогенных изменениях, правда, за небольшими исключениями. В связи с созданием водохранилища Брокопондо в Суринаме о животном мире тропических дождевых лесов стало известно больше благодаря получившей большую известность специальной операции по спасению животных при наполнении этого водохранилища; она названа «Гвамба», что в переводе означает «жалость». Эта операция была проведена группой энтузиастов при финансовой поддержке частных лиц и Международного общества защиты животных, ее возглавлял уже упоминавшийся выше Дж. Уолш. Он и его помощники, в основном местные индейцы-охотники, отловили и перевезли в безопасное место около 10 тыс. различных животных (Walsh, Cannon, 1967). В научном плане операция интересна тем, что раньше, т. е. до начала 60-х годов, не было даже ориентировочных данных о плотности различных видов животных в тропических лесах, занимающих почти половину континента. На территории 1500 кв. км оказались «прописанными» почти 3 тыс. ленивцев двух видов, по тысяче броненосцев, черепах, дикобразов, почти 700 ланей, много обезьян и других животных — всего 43 вида.
Приобретает крайне важное значение проблема изменения санитарно-эпидемической обстановки в районах водохранилищ в связи с появлением благоприятной среды для возбуждения таких опасных заболеваний, как малярия, тиф, туберкулез, шистосоматоз и т. д. Отдельные локальные случаи вспышки заболеваний регистрировались при создании нескольких водохранилищ. Однако некоторые авторы подчеркивают, что вспышки перечисленных выше болезней обусловлены «контактным фактором», когда на строительстве скапливается иногда до нескольких десятков тысяч рабочих, специалистов и членов их семей.
Помимо трансформации природной среды прилегающих территорий наблюдаются существенные изменения и вну — триводоемных процессов — гидрологических, гидрофизико-химических и биологических. Исследования, проведенные в 8 водохранилищах (объемом от 144 млн. до 740 млн. куб. м, максимальной глубиной от 10 до 90 м и полным водообменом от одного месяца до двух лет) Южной Бразилии, показали, что они могут быть подразделены на два основных типа. К первому относятся так называемые мономиктические водохранилища, в которых резко выражено явление кислородной стратификации, т. е. расслоение водной толщи на два слоя с различными свойствами — эпи — лимнион и гиполимнион. В верхнем 3— 5-метровом слое (эпилимнионе) вода содержит кислород в достаточном количестве, в нижнем же слое вплоть до дна (гиполимнионе) содержание кислорода падает до 10—30% насыщения, создается кислая анаэробная среда с большим количеством сероводорода. Понятно, что жизнь наблюдается только в эпилимнионе.
В полимиктических водохранилищах (проточных и не очень глубоких) вся масса воды насыщена кислородом, условий для создания температурной и кислородной стратификации нет. В таких водохранилищах максимум концентраций хлорофилла и первичной продукции достигается в теплый сезон дождей.
Водная среда некоторых водохранилищ в тропических районах Южной Америки оценивается экологами в большинстве случаев как неблагоприятная для гидробионтов. Вместе с тем отмечают высокую продуктивность многих других тропических водохранилищ, большое видовое разнообразие гидробионтов и очень сложную структуру водных экосистем. При заполнении водохранилищ в Южной Америке наблюдались те же три характерных этапа эволюции экосистем, что и для других районов земного шара, — вспышка, падение и постепенная стабилизация их продуктивности. Только здесь этот процесс происходит быстрее из-за более активных обмена и трансформации вещества вследствие более высокого энергетического баланса.
Значительное ухудшение качества воды и осложнения в эксплуатации водохранилищ вызвали бурное развитие водного гиацинта, называемого иногда «голубой чумой». За 10 дней несколько растений, разрастаясь, могут занять площадь в десятки и сотни квадратных метров при биомассе на 1 га до 500— 600 ц. За три года (с 1964 по 1967 г.) водный гиацинт занял 41% акватории водохранилища Брокопондо. Другая особенность гиацинта — увеличение втрое потерь воды на испарение (эвапотранспирация через листья).
Существующие методы борьбы: ручная и механическая очистка, химические и биологические методы (в разных условиях дают различные результаты).
На водохранилище Брокопондо от гиацинта удалось избавиться лишь в результате применения хлорорганического пестицида типа ДДТ, который был дважды внесен в водохранилище с помощью авиации. Густые заросли водного гиацинта служат препятствием даже для плавания судов (Leentvaar, 1973). Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие водный гиацинт из категории «бедствие» может быть переведен в категорию «благо», поскольку во многих странах Азии, Африки и Южной Америки активно разрабатываются способы использования биомассы гиацинта для получения кормов, удобрений, органического топлива, а также для очистки сточных вод (используя его способность поглощать содержащиеся в воде вещества).
Не только окружающая среда нуждается в охране от водохранилищ, но и сами водохранилища требуют проведения охранных мероприятий. В индустриальных районах Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Перу вокруг водохранилищ создаются лесозащитные зоны.