Государственный экологический контроль
В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, государственный экологический контроль представляет собой один из видов государственной административно-управленческой деятельности.
Его непосредственные задачи — обеспечение всеми хозяйствующими субъектами, гражданами экологических требований законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Государственный экологический контроль имеет два постулата:
1. Подведомственность контрольной деятельности, т. е. его указания, требования, предписания являются обязательными независимо от форм собственности подчиненного хозяйствующего субъекта.
2. Разделение функции государственного контроля и использования природных ресурсов в рамках единого органа.
Нынешняя система специально уполномоченных органов государственного экологического контроля состоит из головного органа (Минприроды России), выполняющего координационные и контрольные функции, и отраслевых специально уполномоченных органов, ведающих контролем в области охраны природных объектов либо отдельных компонентов, входящих в этот объект.
Полномочия органов государственного экологического контроля. По Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», по «Водному кодексу РФ», положениям о других органах государственного контроля головной и отраслевые специально уполномоченные органы государства наделяются совокупностью прав и обязанностей, необходимых им для выполнения поставленной задачи.
Список полномочий можно разделить на шесть групп:
— право посещать подконтрольные объекты, знакомиться с документами;
— требовать устранения отмеченных недостатков и проведения профилактических природоохранительных мер в установленные сроки;
— выдавать разрешение на природопользование, устанавливать лимиты и нормативы, назначать государственную экологическую экспертизу;
— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных объектов, о возбуждении ходатайства о прекращении их финансирования учреждениями банка;
— налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
— предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Эти полномочия распространяются на все виды хозяйствующих субъектов.