Трехшарошечные долота российского производства
Современные трехшарошечные долота, российского производства разделяются на 6 серий:
1. Серия 1АН;
2. Серия 2АН либо ГНУ;
3. 1АВ;
4. 2АВ;
5. 3АН либо ГАУ;
6. Долота в конструктивном и высококачественном отношении, надлежащие отраслевой нормали ОН-26-02-128-69.
Долота всех перечисленных выше серий, могут быть хоть какого типа и модификации, и хоть какого класса, т.е. как со железным фрезерованным вооружением, так и со штыревым вооружением, или комбинированные. Различия меж этими долотами в технологии производства, конструкции опоры, их частей, также в типоразмерах.
Долото серии «1АН»:
Долота серии 1АН созданы для низкооборотного бурения (буковка «Н» в обозначении). Они используются при роторном бурении, либо бурении с внедрением забойного мотора, с вращением долота при относительно низких частотах вращения, менее 350 об/мин. Таким долотам свойственны завышенная точность производства (буковка «А» в обозначении», удлиненной присоединительной резьбой, и не защищенной от шлама, открытой негерметизированной опорой. 1-ые долота этой серии были разработаны во ВНИИБТ.
Конструктивное выполнение опоры:
— большой роликоподшипник;
— замковый шарикоподшипник;
— узел скольжения.
Узел скольжения состоит из кругового фрикционного и торцового фрикционного подшипников.
Долото серии «2АН»:
1 — кармашек; 2 — крышка; 3 — компенсатор; 4 — смазочный канал; 5 — сальниковое уплотнение; 6-8 — подшипники.
Долота серии 2АН созданы для низкооборотного бурения от 40 до 250 об/мин. В отличие от долота 1АН имеют герметизированную опору, с устройствами для принудительного смазывания трущихся частей.
В каждой секции долота, в спинке лапы сверлиться кармашек, который служит лубрикатором. После наполнения его смазкой, в него устанавливается эластический компенсатор, и кармашек перекрывается крышкой. На крышке имеется боковое отверстие, для того, чтоб через него буровой раствор под давлением мог просачиваться в компенсатор. При всем этом, смазка проталкивается к смазочному каналу, к подшипникам. Сальниковое уплотнение, перекрывающее зазор меж шарошкой и цапфой, препятствует утечке смазки из полости шарошки.
Основной особенностью этих долот будет то, что их опора состоит только из подшипников качения.
Долото серии «1АВ»:
Трехшарошечные долота российского производства выпускаются 3 классов, 13 типов, несколько 10-ов модификаций, 26 размеров и поболее 150 моделей.
Наибольшее число типов, модификаций и моделей приходится на долота диметром 190,5 мм и 215,9 мм. В наименее широком ассортименте делаются малы долота 76-151 мм и огромные 346-490 мм.
Существует две модификации сопел для долот российского производства. Это сопла НД и НКВ.
Сопло НД выполнено укороченным с относительно крутым сужением внутреннего кругового профиля проходного канала, характеризующимся радиусом кривизны R.
Все характеристики сопла НКВ, зависят от его размера и соответственно номера.
Параметр Номер
сопла 1 2 3 4 5 6 7 8 d1 16 15 14 13 12 11 10 9 R1 52,5 45,58 40,3 36,28 30,12 30,59 28,53 26,99 h1 15,31 15,71 16,01 16,28 16,38 16,51 16,72 16,78