Исаак Ньютон
Исаак Ньютон
Исаак Ньютон не был приятным человеком. Его нехорошие дела с другими учеными грустно известны, а свои последние годы он провел в жарких спорах [о приоритете открытий]. После публикации «Начал» — непременно, важнейшего из когда или написанных физических трудов — Ньютон стремительно достигнул широкой известности. Он был назначен президентом Царского общества и первым из ученых построен в рыцарское достоинство.
Достаточно скоро у Ньютона произошла стычка с царским астрологом, директором Гринвичской обсерватории Джоном Флемстидом, который ранее обеспечил Ньютона данными, очень необходимыми для его «Начал», а сейчас отказывал в инфы. Ньютон не мог смириться с отказом: он достигнул собственного предназначения в совет, управляющий Царской Гринвичской обсерваторией, и потом попробовал настоять на незамедлительной публикации данных. В конечном итоге его стараниями работа Флемстида была похищена и подготовлена к публикации смертельным противником последнего, Эдмундом Галлеем. Но Флемстид через трибунал в последний момент наложил запрет на распространение украденной у него работы.
Разъяренный Ньютон отомстил тем, что систематически удалял все ссылки на Флемстида из следующих изданий «Начал».
Более суровый конфликт появился у Ньютона с германским философом Готфридом Лейбницем. Лейбниц и Ньютон независимо друг от друга сделали новейшую область арифметики, именуемую анализом, на которой базирована значимая часть современной физики. Хотя, как мы сейчас знаем, Ньютон открыл математический анализ на пару лет ранее Лейбница, результаты собственной работы он обнародовал намного позднее. Ученый мир втянулся в острую дискуссию о том, кому принадлежит ценность открытия. Броско, но, что большая часть статей в защиту Ньютона были сначало написаны его своей рукою — и только изданы под именами друзей! Так как разногласия не стихали, а только набирали силу, Лейбниц обратился к Царскому обществу с просьбой разрешить спор, и это была его ошибка. Будучи президентом общества, Ньютон провозгласил «беспристрастную» комиссию для расследования, которая по любопытному совпадению состояла сплошь из его друзей! Но это еще не все: Ньютон сам написал заключение комиссии и настоял, чтоб Королевское общество его опубликовало, официально обвинив Лейбница в плагиате. Все еще неудовлетворенный, он расположил анонимный обзор сообщения в повторяющемся издании Царского общества. Молвят, после погибели Лейбница Ньютон высказал огромное ублажение тем, что «разбил Лейбницу сердце».
В то время когда шли эти два спора, Ньютон уже покинул Кембридж и академическое общество. В Кембридже, а потом в парламенте он интенсивно проводил антикатолическую политику и был вознагражден предназначением на выгодную должность смотрителя Монетного двора. Тут он отыскал более применимое для общества применение собственной изворотливости и желчности, с фуррором взявшись за борьбу с фальшивомонетчиками, и даже выслал несколько человек на виселицу.