Аристарх Самосский
Аристарх Самосский
В отличие от Аристилла и Тимохариса, которые были только усердными наблюдателями, Аристарх Самосский (310 — 230 г. до н. э.) не только лишь создавал те либо другие наблюдения (Птолемей использовал его наблюдения моментов летних солнцестояний), но старался поглубже просочиться в суть мироздания. Еще современник Аристотеля Гераклид Понтийский (388 — 315 г. до н. э.) подразумевал суточное вращение Земли вокруг оси, заменяя им вращение вокруг Земли всей небесной сферы. Более того, Гераклид пробовал разъяснить нрав видимого движения Меркурия и Венеры, не отдалявшихся на небе от Солнца более чем на 29? и 48? соответственно. Гераклид считал, что эти планетки в реальности обращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли. Но в системе Гераклида Земля хотя и крутится вокруг оси, но остается в центре мира: вокруг нее движутся Луна, Солнце с Меркурием и Венерой, Марс, Юпитер и Сатурн.
Аристарх Самосский пошел далее собственного предшественника. Он был первым, кто предложил гелиоцентрическую систему мира, поместив в центре планетной системы Солнце, а Землю поставив в один ряд с другими планетками. За эту смелую идею Аристарх был обвинен в безбожии и изгнан из Афин.
До нас дошло только одно сочинение Аристарха, в каком он обрисовывает собственный метод определения дела расстояний до Солнца и до Луны. Аристарх получил отношение 19: 1 заместо правильного 390: 1, что указывает некорректность его метода. Он обосновал только, что Солнце во много раз далее и больше Луны.
Птолемей не ссылается на эту работу Аристарха. Он употребляет только одно его наблюдение летнего солнцестояния, а о геоцентрической системе упоминает, не называя ее создателя. Вобщем, Птолемей здесь же подвергает ее уничтожающей критике.