Последовательность развития принципов конструкции котлов. и изменение рабочих параметров
Таблица 1
|
Развитие рабочих параметров котла с естественной циркуляцией за последние 30 лет
Таблица 2
|
жительное отношение, а некоторые специалисты и вообще предсказывали ей скорый конец.
Тихоходность паровых машин, их большой вес и невысокий к. п. д. явились теми факторами, которые порождали к ним такое отношение. Однако применение пара повышенного и высокого давления и высокой температуры, а также превращение за последнее время передовыми конструкторами паровой машины в быстроходный, легкий и экономичный двигатель выдвинули ее на уровень современной техники.
Достижения современной энергетики получили уже достаточно широкое применение в паросиловых установках передвижного и стационарного типов.
3 Гарькуша и Юшина 649
Следовательно, и в области локомобилестроения наступил момент коренного пересмотра вопроса о типе локомобиля, отказаться от укоренившихся и изживших себя конструктивных его форм и создать более экономичные, дешевые и легкие паросиловые установки в противовес старым конструкциям локомобилей.
Это тем более необходимо, потому что паросиловым установкам и локомобилям небольшой и средней мощности предстоит выполнить важную роль в энергоснабжении нашей Родины.
Еще XVIII партсъезд ВКП(б) в своем решении записал: .Особое внимание уделить развитию производства локомобилей, стационарных и судовых дизелей, особенно быстроходных…".
Одной из самых важных и решающих задач, поставленных перед народным хозяйством в настоящее время, является механизация трудоемких процессов, а важнейшим направлением технического прогресса — дальнейшая электрификация народного хозяйства.
Пятилетним планом на 1946—1950 гг. предусмотрено: .Обеспечить дальнейшее развитие электрификации колхозов, МТС и совхозов. Развернуть строительство в селах малых гидростанций, а в тех районах, где нет гидроресурсов, — тепловых электростанций с локомобильными и газогенераторными двигателями на местном топливе".
Сравнение для этих условий работы локомобилей (паросиловых установок) и двигателей внуреннего сгорания показывает, что локомобили, несмотря на свой больший вес и габариты, а также на больший расход топлива, обладают рядом нижеприведенных ценных преимуществ, которые определяют преобладающее их распространение.
Преимуществом локомобиля являются его высокая ВЫНОСЛИВОСТЬ и долговечность, простота обслуживания и ремонта и возможность работы на любом виде топлива.
Стоимость обслуживания локомобиля на 30—40°/0 дешевле стоимости обслуживания двигателя внутреннего сгорания.
Регулирование работы машины изменением степени наполнения позволяет сильно перегружать паровую машину, тогда как двигатель внутреннего сгорания допускает только незначительную перегрузку. Сверх номинальной, т. е. максимально продолжительной мощности, кратковременно (в течение 15—30 мин.) можно перегружать паровую машину на 20—25°/0, а двигатель внутреннего сгорания только, примерно, на 5°/0.
При такой перегрузке удельный расход топлива в паровой установке повышается в меньшей степени, чем в двигателях внутреннего сгорания.
В противоположность двигателям внутреннего сгорания, работающим на дорогостоящем привозном жидком топливе, локомобиль работает на местных дешевых видах топлива и на отходах производства. Это создает возможность широкого использования естественных топливных ресурсов на местах, а также независимость от привозного топлива, планомерность и уверенность в работе.
С учетом использования тепла отработавшего пара для технологических и производственных нужд к. п. д. всей установки в целом резко повышается в сравнении с другими двигателями, и локомобильная установка экономически становится наиболее рентабельной и целесообразной.
В свете решений партии и правительства важнейшими направлениями технического прогресса в локомобилестроении являются: 1) внедрение пара повышенного и высокого давления; 2) осуществление быстрейшего перехода от устаревших металлоемких и трудоемких конструкций локомобилей к новым — с легкими водотрубными или прямоточными котлами и быстроходными паровыми машинами; 3) создание в кратчайший срок простых по своему обслуживанию и надежных в эксплоатации локомобильных электростанций передвижного и стационарного типов на местном топливе для электрификации и механизации трудоемких и тяжелых работ как в сельском хозяйстве, так и в других областях народного хозяйства; 4) организация поточного производства их на базе передовой технологии.
Локомобиль со шкивом для непосредственного привода машин посредством ремня будет иметь весьма ограниченное применение (для привода молотилок и др.), так как для большинства потребителей (например, для электрификации сельскохозяйственных производственных процессов, для механизации трудоемких работ в сельском хозяйстве, на лесо — и торфоразработках, в дорожном и строительном деле, для предприятий по первичной переработке сельскохозяйственных продуктов, для предприятий местной и топливной промышленности, промкооперации и т. д.) потребуется паровая установка с электрогенератором.
Все эти требования достаточно ясно определяют компоновку такой малогабаритной электростанции малой и средней мощности (мощности свыше 1000 л. с. в одном агрегате будут относиться уже к установкам с паровыми турбинами): вертикальный водотрубный или прямоточный котел на местном топливе и вертикальная быстроходная паровая машина с конденсацией или с конечным использованием отработавшего пара, непосредственно соединенная с электрогенератором. При конструировании паровой машины предстоит решить вопрос о выборе типа парораспределения (золотниковое или клапанное) и типа самой машины (одностороннего и двухстороннего давления). Конечно, решение можно принять только после тщательных испытаний ряда опытных образцов.