РЕГУЛЯТОРЫ, МЕНЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРА. ЭКСЦЕНТРИКА
Устройство и работа регулятора, меняющего положение центра эксцентрика. Взятый для примера регулятор локомобиля П-25 (фиг. 168) смонтирован в корпусе 7, посаженном на коренной вал машины. Два груза 1 и 8, поворачивающиеся относительно вставленных в корпус пальцев 2 и 10, притягиваются к крайнему внутреннему положению пружинами 4 и 11. Эксцентриковая шайба (.эксцентрик) 5 при помощи пальцев 3 и 9 шарнирно соединена с грузами, а хомут, охватывающий шайбу, — со штоком золотника.
Система корпус регулятора — грузы и эксцентриковая шайба представляет собой шарнирный параллелограм.
Изменение числа оборотов машины вызывает перемещение грузов и соединенной с ними золотниковой шайбы относительно корпуса. Центр эксцентрика, отмеченный на чертеже буквами ЦЭ, описывает при этом траекторию в виде дуги 6, называемую центровой линией экцентрика. Радиус дуги р равен расстоянию между пальцами 2 и 3 или 9 и 10.
При относительном движении эксцентриковой шайбы расстояние между центром эксцентрика и осью вала меняется. Это расстояние представляет собой величину эксцентриситета г (длину золотникового кривошипа).
Таким образом, перемещение грузов вызывает изменение величины эксцентриситета г, угла опережения 8 и степени наполнения ех.
При вращении регулятора центр тяжести каждого груза описывает (в абсолютном движении) траекторию в виде окружности, радиус ко-
I Фиг. 168. Регулятор, меняющий положение центра эксцентрика, для паровой машины локомобиля П-25. |
торой устанавливается в зависимости от числа оборотов вала регулятора и натяжения пружин, создающих центростремительные силы для грузов.
При увеличении числа оборотов прежнее натяжение пружины не может обеспечить нового значения центростремительной силы. Это вызывает перемещение грузов относительно корпуса регулятора (грузы расходятся) и увеличение натяжения пружины до тех пор, пока не установится новое положение равновесия.
При увеличении отдаваемой машине-орудию мощности число оборотов вала уменьшается, при уменьшении же повышается, соответственно с этим увеличивается или уменьшается величина эксцентриситета и меняется мощность машины.
Регулятор обеспечивает по своему конструктивному устройству возможность давать любое направление вращения вала, для этого необходимо лишь произвести в соответствующем порядке перестановку частей регулятора (фиг. 168 положения I и II).
Вместо С-характеристики для регуляторов, меняющих положение центра эксцентрика, строят характеристику моментов центробежных сил в зависимости от изменения величины расстояния между центром тяжести груза и прямой, соединяющей оси вала регулятора и пальца, на который насажен груз.
Как и регуляторы, передвигающие муфту, регуляторы, меняющие положение центра эксцентрика, могут быть неустойчивыми, устойчивыми, астатическими и псевдостатическими, а также обладают вполне определенными степенями неравномерности и нечувствительности.
Элементарный расчет регулятора, меняющего положение центра эксцентрика. Расчет начинают с установления схемы регулятора и его основных размеров (в том числе и центровой линии эксцентрика). Исходными данными для расчета служат:
1) число оборотов вала машины в минуту при номинальной мощности п об/мин;
2) величина полной степени неравномерности 8 (обычно учитывается колебание числа оборотов машины при изменении нагрузки от 80°/о номинальной до максимально кратковременной);
3) величина степени нечувствиїельности регулятора є;
4) величина перестановочной силы W в кг.
Расчет регулятора производится в следующем порядке.
По выбранной величине плеча (на грузе) р для приложения перестановочной силы W определяется перестановочный момент:
Mw = Wр кгсм. (394)
Для среднего положения груза, соответствующего номинальной нагрузке, находим значение момента центробежной силы (с учетом силы инерции пружины), или, что то же, момента, с которым пружина действует на груз:
Літ
Мс = Мпр = —-— кгсм. (395)
Учет центробежной силы производится посредством приложения одной трети массы пружины в место присоединения пружины К Грузу.
По моменту центробежных сил подбираются геометрические размеры груза и определяются его вес и расположение центра тяжести.
Далее, считая регулятор условно остановленным, рассматривают статическую задачу равновесия его грузов при ряде положений центра эксцентрика на центровой линии. Это позволяет определить величины усилий Р, действующих на пружину, деформации пружины и построить графически характеристику пружины.
Характеристика пружины используется для определения ее основных размеров, т. е. ее диаметра, диаметра проволоки и числа рабочих витков.
Расчет завершается построением характеристики регулятора, которая позволяет даіь качественную его оценку.
Рассмотрим в виде примера элементарный расчет регулятора, меняющего положение центра эксцентрика, для машины локомобиля марки П-25 по следующим исходным данным:
1) число оборотов вала машины при номинальной нагрузке п = = ли = 300 об/мин.
2) полная степень неравномерности регулятора 8 = 0,05 (от 80°/о номинальной нагрузки до максимально кратковременной);
3) степень нечувствительности регулятора в = 0,035;
4) перестановочная сила W=
12 кг. Для определения центровой линии строятся предположительные индикаторные диаграммы или«) используются диаграммы, снятые с машины.
На фиг. 169 приведены индикаторные диаграммы локомобиля П-25 для трех нагрузок: 1) 80°/о номинальной, 2) нормальной и
3) максимально кратковременной. ^
Одновременно построенные для целого ряда нагрузок золотниковые совмещенные диаграммы приведены на фиг. 170.
Эти построения позволили получить центровую линию эксцентрика в виде дуги /— IV, определить величину радиуса этой дуги, равного р = 47,5 мм, и коорди — в) наты центра дуги.
Фазы распределения для различных нагрузок машины при выбранной центровой линии (приведены в табл. 36) можно признать вполне удовлетворительными. фиГ‘ 169′ Индикаторные диаграммы
_ 3 у машиш локомобиля П-25:
Полученную центровую линию
„ __________ „ а — при максимально кратковременной б — при
ПриМбМ 33 ОСНОВУ ПроеКТИрОВЗНИЯ. номинальной в—при 80% номинальной нагрузках.
Таблица 36 Фазы распределения паровой машины локомобиля П-25 при различных нагрузках
|
При определении размеров регулятора необходимо принять меры, чтобы наименьшая величина эксцентриситета гш1п обязательно была меньше перекрыши впуска. Только в этом случае регулятор может обеспечить
полное прекращение доступа пара в цилиндр и предотвратить разнос машины при мгновенном сбросе нагрузки. Регулятор машины локомобиля П-25 удовлетворяет этому требованию (фиг. 170).
Так как полная величина перестановочной силы регулятора равна W = 12 кг, то на долю одного груза приходится сила, равная
W№ = 0,5 Г = 6 кг
и перестановочный момент Mw, равный по уравнению (394)
W! pp — 6-4,75 = 28,5:=^29 кгсм.
Пользуясь уравнением (395), найдем величину момента центробежных сил груза (с учетом момента центробежной силы пружины) при среднем их расположении (номинальная нагрузка):
Лі іот OQ
Мс = Мйр =- -f — = да = 828>6~ 829 к**.
После ряда прикидок для проектируемого регулятора был выбран груз, представленный на фиг. 171.
Для определения веса и положения центра тяжести груза разбиваем его на ряд простейших элементов в виде трех — и четырехгранных призм
и цилиндров и относим к прямоугольной системе координат у—————— X,
отмеченной на чертеже.
Подсчет величины объемов отдельных элементов производится по следующим формулам:
1) для трехгранных призм
V = 0,5 а. Ь-с дм3; (396)
2) для четырехгранных призм
V = а-Ь-с дм*; (397)
3) для цилиндров
I/= 0,785а2-с дм3, (398)
где а — длина основания элемента в дм;
Ь — ширина основания элемента в дм; d—диаметр основания элемента в дм: с — высота призмы или цилиндра в дм.
Результаты подсчетов объемов и статических моментов для отдельных элементов приведены в табл. 37.
Таблица 37
Подсчет объемов и статических моментов отдельных элементов
груза регулятора
jSfs элемента по фиг. 171 |
Размеры элементов для подсчета объема по формулам (396) — (398) в дм |
Объем элемента V в дм3 |
hoop дин аты центра тяжести элемента в мм |
Статические моменты объемов в дм? мм |
||
X |
У |
Vx |
vy |
|||
і |
0,5-0,18-0,18-0,32 |
0,0052 |
126 |
62 |
0,653 |
0,321 |
2 |
0,5-0.18-0,18 0,32 |
0,0052 |
126 |
33 |
0,653 |
0,171 |
3 |
0,785.0,42-0,4 |
0,0502 |
143 |
48 |
7,184 |
2,412 |
4 |
0,5-0,08-0,23.0,68 |
0,0063 |
114 |
17 |
0,713 |
0,1 Гб |
5 |
0,87-0,23-0,68 |
0,1361 |
68 |
11 |
9,253 |
1,497 |
6 |
0,13-0,57-0,68 |
0,0504 |
18 |
29 |
0,907 |
1,461 |
7 |
0,5-0,11-0,16-0,68 |
0,0060 |
7 |
28 |
0,042 |
0.168 |
8 |
0,5-0,11-0,24-0,68 |
0,0090 |
7 |
42 |
0,063 |
0,377 |
9 |
0,96 0,64-0,68 |
0,4178 |
72 |
55 |
30,081 |
22979 |
10 |
0,5-0,13-0,29-0,68 |
0,0128 |
20 |
67 |
0,256 |
0,859 |
И |
0,15-0,11 -0,32 |
0,0053 |
128 |
74 |
0,676 |
0,391 |
12 |
0,11-0,33-0,32 |
0,0116 |
140 |
85 |
1,626 |
0,987 |
13 |
0,15-0,24-018 |
0,0065 |
128 |
91 |
0,829 |
0,590 |
14 |
0,42-0,18 0,18 |
0,0136 |
98 |
95 |
1334 |
1,293 |
15 |
0,5-0,54-0,37-0,18 |
0,0180 |
50 |
99 |
0,899 |
1 780 |
16 |
0,5-0,36-0,08-0,18 |
0,0026 |
91 |
107 |
0,236 |
0,277 |
17 |
0,785-0,32-0,4 |
0,0283 |
92 |
124 |
2 600 |
3,504 |
18 |
0,19-0,36-0,4 |
0,0274 |
113 |
123 |
3,092 |
3,365 |
19 |
0,785-0,422-0,4 |
0,0^54 |
140 |
122 |
7.75" |
6,758 |
20 |
0,19-0,36-0,4 |
0,0274 |
166 |
121 |
4 542 |
3,311 |
21 |
0,785 0,32-0,4 |
0,0283 |
188 |
120 |
5,313 |
3,391 |
Суммарные значения |
0,9234 |
— — |
78,707 |
)5,998 |
В результате подсчетов имеем:
1) объем груза 21/ = 0,9234 дм3;
2) статический момент относительно оси у
= 78,707 дм3мм;
3) статический момент относительно оси х
2КУ — 55,998 дм3 мм.
По этим данным находим вес груза G в кг и координаты его центра тяжести (точки Н).
Вес груза равен
Q = S V-1 = 0,9234-7,3 = 6,8 кг.
Центр тяжести отстоит от выбранной оси ординат на величину
и от оси абсцисс на величину
S V-y 55,998 2 V ~ °’9234
Расстояние между осью пальца А и центром тяжести груза Н по чертежу составляет 1Н = 83,5 мм.
Принимаем для проектируемого регулятора наружный диаметр корпуса DKp = 470 мм и расстояние между осью вала О и осью пальца А, относительно которого поворачивается груз, а = 175 мм и для проведения расчета вычерчиваем в масштабе 1 мм — м схематический чертеж регулятора (фиг. 172). Размещение отдельных его частей, а также и грузов показаны в положении, соответствующем наибольшей степени наюлнения Є[ шах, которая используется только в период пуска машины. Эта позиция подвижных частей регулятора отмечена цифрой IV.
Помимо этого на чертеж нанесены еще положения центра эксцентрика (на центровой линии), центра тяжести груза Н и центра валика О’, соединяющего груз с пружиной, для четырех характерных нагрузок машины:
1) холостого хода, отмеченного хх
2) 80°/о номинальной нагрузки (/);
3) номинальной нагрузки (//);
4) максимально кратковременной (III).
По условию задания номинальной нагрузке соответствует число оборотов вала п\ = 300 в минуту.
Учитывая величину полной степени неравномерности регулятора 8 = 0,05, определим число оборотов машины при максимально кратковременной нагрузке по следующей формуле:
Яш = «и (1 + 0,58) об/мин; (399)
яш = 300(1 +0,5-0,05)=: 300(1 + 0,025) = 307,5 об/мин.
Число оборотов при 80% номинальной нагрузки равно
«і = лц (1 — 0,58) об/мин; (400)
п = 300 (1 — 0,5-0,05) = 300 (1 — 0,025) = 292,5 об/мин.
Число оборотов машины в момент начала работы регулятора (позиция грузов IV) и при холостом ходе можно будет найти только после определения размеров пружины.
После этих предварительных подсчетов можно приступить к определению моментов центробежных сил грузов и сил, растягивающих пружины. Помимо центробежных сил грузов будем учитывать только центробежные силы пружин, условно помещая в точку О’ одну треть
3*981-900 1,3-10,02713-292.5′ 3-981-900 |
"IV — 3-981-900 96 Гарькуша н Юшнна* 649. |
Получив значения центробежных сил инерции, можно найти и момент центробежных сил инерции для каждого положения грузов по формуле
Мс = С-h + С — h’ кгсм, (404)
где h — расстояние в см от точки А (фиг. 172) до линии действия силы С;
h’ — расстояние в см от точки А до линии действия силы С. Учитывая знаки моментов сил Си С’, определим для всех пяти положений грузов значения моментов центробежных сил инерции Мс:
Me хх = 0,001239«L-8,25 + 0,000053/4*-4,75 = 0,01047/4* кгсм Мс і = 107,8- 8,3 + 4,73- 3,2 = 909,9 кгсм;
Меи = 99,2-8,25 + 4,44-2,45 = 829,3 кгсм;
Mem = 90,7-8,17 + 4,17-1,55 =*= 747,5 кгсм;
Meiv = 0,000947«iV -7,7 — 0,000048^-0,4 = 0,00727/ZiV кгсм.
Необходимо отметить, что при номинальной нагрузке (позиция If грузов) получено требуемое значение момента центробежных сил инерции груза.
При решении задачи равновесия грузов методами кинетостатики момент пружины получается равным моменту центробежных сил, как это отмечалось уравнением (395). Поэтому силу натяжения пружины И можно определить по следующей формуле-
р=Мс
hnv
где hnp — расстояние в см от точки А до оси пружины.
Это расстояние меняется очень мало и для позиций /, II, III и IV может быть взято равным hnp = 7,5 см и только ДЛЯ позиции XX
0,001454/4* кг; |
hnp = 7.2 СМ.
„ 829,3 .. „ д
Рп = —jf — = 1Ю,6 кг;
г, 747,5 „„ _
Яш = — уу — = 99,7 кг;
Величина первоначальной затяжки пружины неизвестна, но по чертежу фиг. 172 можно определить ее деформации относительно положения IV, когда длина ее минимальна (деформация соответствует первоначальной затяжке).
Деформации пружины от свободного ее состояния до данного будем обозначать буквой / с индексом, соответствующим положению груза.
Пружина при различных положениях грузов получает следующие относительные деформации (определены по чертежу):
A4,=4,-Av = 32.5
fl=fl—/n = 21,5 мм;
Д/ц = /ц —/iv = 16>7 мм>
4/Ш ~ /щ f \ = 11»® мм.
Имеющиеся значения относительных деформаций пружины и соответствующих усилий позволяют построить характеристику одной пружины регулятора, приведенную на фиг. 173, в виде графической зависимости силы натяжения пружины от величины ее деформаций.
Характеристика дает возможность определить абсолютные величины деформаций пружины и усилий, передаваемых на груз.
При /[у = 34 мм имеем P[V = 74,5 кг;
при /ш = 45,5 мм Яш = 99,7 кг; при /п = 50,7 мм Яп = 110,6 кг; при /j = 55,5 мм Р{ = 121,3 кг; при / = 66,5 мм Рхх = 145 кг.
Получив по характеристике величины усилий и Рхх, можно определить число оборотов при холостом ходе машин и число оборотов в момент начала действия регулятора по следующим имеющимся уравнениям:
Рхх = 0,001454«L = 145 кг
И.
Р] = 0,000969n? v ~ 74,5 кг.
Решая эти уравнения, получаем
пхх = "j/"о001454 = ®1®>3 об/мин
И
^У^одаг^ 277’2 об/мин-
Подставляя значения nvx и Пу в соответствующие уравнения, находим величины моментов центробежных сил для груза в положении холостого хода и положении IV:
Мс хх = 0,01047пхх = 0,01047- 315,82 =■ 1044 кгем; МСп = 0,00727n, v = 0,00727-277,22 = 558,8 кгем.
После определения максимального усилия, действующего на пружину, и ее деформации можно произвести расчет пружины на прочность.
Исходные данные для расчета следующие:
1) максимальное усилие пружины Р— 145 кг;
2) максимальная деформация пружины /= 6,65 см;
3) диаметр пружины Dnp — — 45 мм = 4,5 см;
4) пружинная сталь марки 60С2 (ГОСТ В-2052-43); допускаемое напряжение сдвига R, = 5000 KzjcM2, модуль упругости при сдвиге G Г= = 800000 кг/см2.
Диаметр прутка (проволоки) определяется по формуле (219):
Необходимое число рабочих витков находится по формуле (222):
■ f-dnp’a _ 6,65-0,74-800 000 __ 19 п~ 19 1 8D[29] [30] •Р 8-4,53-145 ’
u пр
Итак, для регулятора потребуется пружина со следующими размерами:
1) средний диаметр пружины Dnp— 45 мм;
2) диаметр проволоки dnp = 7 мм;
Расчет регулятора завершается построением характеристики регулятора.
Для регуляторов, меняюших положение центра эксцентрика, С-характеристика заменяется характеристикой моментов центробежных сил инерции. Характеристика моментов Мс представляет собой графическую зависимость моментов Мс от величины расстояния х между центром тяжести груза Н и линией О А (фиг. 174).
Характеристика моментов Мс для одного груза была построена по следующим данным:
1) положение грузов хх
ххх = 77,5 мм и Мс хх = Ю44 кгсм;
2) положение грузов I
Х = 72 мм и Мс і = 909,9 кгсм;
3) положение грузов П
Хц = 69 мм и Мс н = 829,3 кгсм;
4) положение грузов III
Хщ — 65,5 мм и Мс ш = 747,5 кгсм;
5) положение грузов IV
Xv = 54,8 мм и Мс iv = 558,8 кгсм.
Вдоль оси ординат диаграммы нанесены шкалы для моментов, относящихся к одному и к двум грузам.
Анализируя построенную диаграмму, можно сделать заключение, что спроектированный регулятор является устойчивым, так как увеличение х соответствует увеличению числа оборотов регулятора.