ПРЕИМУЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА
Традиционное ракетное топливо — жидкое или твердое — обеспечивает в настоящий момент единственный способ движения ракет. Альтернативные предложения — ионные двигатели, управляемые термоядерные реакторы или солнечные паруса — находятся на стадии научных разработок, но летательные аппараты подобного типа, по всей вероятности, не будут практически применяться до конца XXI века.
НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА
• Ракеты на традиционном ракетном топливе не могут достичь скоростей, существенно превышающих вторую космическую скорость, равную 40 000 км/ч, с тем чтобы отправиться в дальнее межпланетное путешествие. Количество топлива, нужное для до
стижения таких высоких скоростей, было бы столь велико, что космический аппарат стал бы слитиком тяжелым, чтобы вообще было возможно обеспечить его ускорение до этих скоростей.
• Использование ракет на традиционном топливе для перемещения в пространстве является неэффективным решением. Чтобы запустить даже очень маленький космический аппарат и доставить полезную нагрузку на околоземную орбиту, требуется огромное количество топлива — во много раз большее, чем масса самого аппарата (полезной нагрузки).
• Ракеты на традиционном топливе непрактичны для межпланетных путешествий из-за ограничений по их максимальной скорости. Ближайшая солнечная система находится на расстоянии около 40 триллионов километров (4 х 1013 км) от нашей Солнечной системы. Даже при скорости 1 000 000 км/ч путешествие к этой солнечной системе заняло бы более 4500 лет!
Задача 6.4
Можно ли для двигателя обычной ракеты использовать комбинацию жидкого и твердого топлива?
Решение 6.4
Такое топливо было разработано и названо гибридным топливом’, оно содержит твердое горючее и жидкий или газообразный окислитель. Трудность в том, что если твердое топливо смешано неоднородно, то оно может гореть неровно или с неполным сгоранием. Тем не менее в первом частном космическом корабле SpaceShipOne было использовано гибридное топливо. В качестве твердого горючего использовался гидроксилполибутадиен, а в качестве окислителя — закись азота.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Отвечая на эти вопросы, вы можете пользоваться текстом книги. Восемь правильных ответов — хороший результат. Ответы помещены в конце книги.
1. Когда керосин используется в качестве горючего в жидком ракетном топливе, то:
(а) в выхлопных газах неизбежно будут содержаться соединения
углерода;
(б) в качестве окислителя нужно использовать четырехокись азота;
(в) его нужно смешать с бензином, чтобы предотвратить чрезмерно быстрое сгорание;
(г) все вышеперечисленное.
2. Тетраэтилсвинец больше не используется в качестве антидетона — ционной присадки в бензине, потому что:
(а) он дорогой и вообще бесполезен;
(б) свинец токсичен, и он накапливается в окружающей среде;
(в) он обладает сильными коррозийными свойствами и может испортить топливные трубки и двигатель;
(г) он чрезвычайно летучий и эффективен только при низких температурах.
3. Какое из следующих утверждений о традиционном реактивном авиационном топливе и двигателях является неправильным?
(а) некоторые соединения в традиционном реактивном топливе могут вызывать рак у людей;
(б) наличие и стоимость реактивного топлива зависят от поставок сырой нефти;
(в) ядерное реактивное топливо дешевле и меньше загрязняет окружающую среду, чем традиционное реактивное топливо;
(г) самолет с двигателем на традиционном реактивном топливе может оставлять за собой инверсионный след в верхних слоях атмосферы.
4. Дизельное топливо:
(а) более энергетически плотное, чем бензин;
(б) содержит больше растительных масел, чем бензин;
(в) выделяет больше газа СО, чем бензин, когда горит;
(г) выделяет выхлопные газы без запаха, когда горит.
5. Гидразин используется в качестве:
(а) горючего для ракетного двигателя;
(б) катализатора для реактивного двигателя;
(в) окислителя-присадки в ракетном топливе для предотвращения стука в двигателе;
(г) присадки в дизельном топливе для предотвращения разрушения озона.
6. Какой из следующих терминов является наиболее точным определением для вещества, которое легко переходит из жидкого состояния в газообразное при комнатной температуре?
(а) реактивный;
(б) каталитический;
(в) летучий;
(г) горючий.
7. Какое из следующих утверждений о двигателях винтовых самолетов правильное:
(а) винтовые двигатели ускоряют меньший объем воздуха, чем реактивные двигатели;
(б) винтовые двигатели ускоряют воздух до большей величины, чем реактивные двигатели;
(в) винтовые двигатели на высоких скоростях работают лучше, чем реактивные двигатели;
(г) для винтовых двигателей и реактивных двигателей используются разные виды топлива.
8. В двигателе внутреннего сгорания такт — это:
(а) полное вращение вала;
(б) однократное движение поршня «вверх-вниз»;
(в) предварительное воспламенение топлива;
(г) отказ воспламенения в цилиндре.
9. Смесь топлива и воздуха в обычном бензиновом двигателе поджигается:
(а) благодаря сжатию во время движения поршня вверх;
(б) благодаря расширению во время движения поршня вниз;
(в) с помощью электрической искры в цилиндре;
(г) с помощью слабой подсветки в цилиндре.
10. Важная цель турбины в реактивном двигателе состоит в том, что она:
(а) обеспечивает дополнительную тягу;
(б) фильтрует ядовитые газы из выхлопных газов;
(в) втягивает воздух в отверстие для забора воздуха;
(г) обеспечивает вращение лопаточного колеса компрессора.