Гибридные электромобили параллельного типа
Замечательной особенностью гибридных электромобилей параллельного типа является то, что в них автомобиль работает непосредственно как от первичного двигателя, так и от электромотора. Они оба постоянно функционируют, а система управления автоматически выбирает, кто из них обеспечивает движение автомобиля на данном участке пути в зависимости от условий. Первичный двигатель обычно питается бензином или газоходом, хотя возможно использование альтернативного топлива, например, метана или пропана.
На рисунке 8.3, Б показано взаимодействие различных устройств в гибридных электромобилях параллельного типа. Так же как и в конструкции последовательного типа, вместе с генератором в собственной зарядной системе используется преобразователь переменного тока в постоянный, которым заряжается аккумулятор. Кроме собственной зарядной системы для подзарядки аккумулятора, можно также использовать внешнее зарядное устройство во время стоянки автомобиля. И электродвигатель, и первичный двигатель подсоединены к трансмиссии. При малых скоростях или когда нужна сравнительно небольшая мощность, чтобы обеспечить движение автомобиля (например, при спуске с горы), используется электромотор. При высоких скоростях (например, когда автомобиль едет в гору или обгоняет другой автомобиль) применяется двигатель внутреннего сгорания. Выбор между электромотором и двигателем осуществляется с помощью микрокомпьютера, определяющего, какой из них больше подойдет для данного участка пути, основываясь на величине обратного давления в системе приводов.
РЕГЕНЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
В электромобилях и гибридных электромобилях аккумулятор может получать дополнительную заряжающую энергию благодаря тех-
ническому решению, называемому регенеративным торможением, которое используется, когда автомобиль, например, едет вниз под уклон и нужно обеспечить его торможение, или вообще при необходимости затормозить. Суть этого технического решения заключается в том, что генератор и преобразователь переменного тока в постоянный подключаются к электронике системы приводов в качестве нагрузки и отбирают энергию вращающихся колес, которая в противном случае, при включении системы обычного торможения, была бы потрачена на нагрев тормозных барабанов. При отборе энергии снижается скорость вращения колес, что и соответствует эффекту торможения.
В электромобилях и гибридных электромобилях, оборудованных системой регенеративного торможения, микрокомпьютер определяет, когда мощность должна быть передана колесам, а когда — взята от них. Отдавая энергию генератору, колеса создают для него дополнительный крутящий момент, в результате появляется добавочная энергия для собственной зарядной системы. Таким образом, сокращается количество энергии, которое в противном случае потребовалось бы, чтобы зарядить аккумулятор от первичного двигателя или от внешнего зарядного устройства. Кроме того, уменьшается износ тормозов и продлевается срок их службы.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГИБРИДНЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
• Использование гибридных электромобилей может помочь индустриально развитым странам уменьшить зависимость от иностранной нефти.
• Загрязнение, обусловленное гибридными электромобилями, меньше загрязнения, вызываемого автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (при одинаковом пробеге), даже с учетом загрязнения, которое связано с использованием энергии электростанций и производства аккумуляторов.
• Стоимость энергии, необходимой для поездки на гибридном электромобиле, меньше, чем стоимость энергии, потребляемой при поездке на то же расстояние на автомобиле, работающем на ископаемом топливе, без учета его начальной стоимости.
• В некоторых районах для тех, кто пользуется автомобилями на альтернативном топливе, в том числе и гибридными электромобилями, отменяются или уменьшаются налоги.
• Гибридные электромобили могут работать на бензине, а могут обойтись и без него, т. е. обеспечить владельцу пользование автомобилем даже тогда, когда возникают перебои с бензином.
• Концепция гибридных электромобилей параллельного типа может быть реализована и в большегрузных транспортных средствах, мощных грузовиках и автобусах. Все больше таких транспортных средств переоборудуется в соответствии с этой концепцией.
НЕДОСТАТКИ ГИБРИДНЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
• Типичные гибридные электромобили стоят дороже, чем обычные автомобили тех же размеров, хотя разница в стоимости постепенно уменьшается.
• Из-за сложности гибридных электромобилей бывает трудно найти компетентных специалистов для их обслуживания. Это на самом деле так в сельских местностях и в районах, где мало гибридных электромобилей.
• Многие детали и устройства гибридных электромобилей специфичны или выпускаются только производителями данной модели, поэтому их не всегда легко приобрести в отдаленных районах, в отличие от запчастей старых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
• При очень холодной погоде аккумулятор гибридного электромобиля может работать ненадежно.
Задача 8.2
Есть ли способ без использования аккумулятора запасти электрическую энергию, отобранную при спуске по крутому склону, когда нужно использовать торможение, и вообще при необходимости затормозить, чтобы потом эту запасенную энергию выделить в виде очень короткого импульса?
Решение 8.2
Да. Это можно сделать с помощью ультраконденсатора[23]. Он может запасать значительно больший электрический заряд, чем обычный конденсатор, и разряжаться очень быстро, практически мгновенно. Это позволяет обеспечить короткий мощный импульс механической энергии от электромотора. Такие устройства применяются в некоторых сложных гибридных электромобилях.