Солнечный парус
Солнце испускает некоторое количество энергии в форме субатомных частиц, двигающихся с огромной скоростью. Эти частицы образуют так называемый солнечный ветер, радиально расходящий — 196 ся от звезды вокруг планет. Этот солнечный ветер можно использо-
вать для того, чтобы приводить в движение космические аппараты[33], подобно тому как парусные суда в океанах приводятся в движение ветром — потоком молекул воздуха.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Солнечный парус, по сути, — огромное полотнище из отражающего материала или фольги. Это полотнище крепится к корпусу жилого отсека космического аппарата (рис. 9.10).
Жилой отсек Рис. 9.10. Оснащенный солнечным парусом космический корабль приводится в движение «силой солнечного ветра», так же как обычный корабль использует силу атмосферного ветра |
Дистанция, которую может преодолеть такой корабль, ограничена размерами Солнечной системы (или системы любой другой звезды, в пределах которой происходит путешествие). Кораблю проще всего будет двигаться строго от звезды, чем к ней, по очевидным причинам. Однако, так же как и надводные парусные корабли, способные двигаться против ветра галсами (зигзагом), «солнечные корабли» могут лавировать, двигаясь в любом направлении, при условии, что на это движение хватит силы солнечного ветра. Для того чтобы приблизиться к звезде, им придется двигаться по спирали вперед-внутрь звездной системы. Направление движения при этом будет под углом чуть меньше 90° навстречу направлению солнечного ветра.
Солнечный парус не требует наличия на борту космического аппарата топлива — по крайней мере, в идеальном случае. Тем не менее навигация такого аппарата может оказаться весьма затруднительным делом.
Неожиданные солнечные вспышки (протуберанцы) могут порывами усиливать солнечный ветер из-за обилия относительно массивных частиц, испускаемых в момент вспышки. Рядом с любой планетой, обладающей магнитным полем (включая и Землю), эти частицы отражаются, и солнечный ветер совершенно не обязательно будет «дуть» в направлении от светила.
«Классические» океанские суда не швартовались сразу к берегу, а бросали якорь в глубоких водах, отправляя на берег лодки. Во время космического перелета корабль-матка также будет сворачивать солнечный парус, «вставая на якорь» на орбите избранной планеты. Посадка на планету должна осуществляться на небольших шаттлах, курсирующих между планетой и кораблем-маткой.
ПРЕИМУЩЕСТВА СОЛНЕЧНОГО ПАРУСА
• Солнечный парус — пассивное приспособление. Для него не требуется держать на борту или собирать никакого топлива. Однако предусмотреть резервную двигательную систему (набор обычных ракет или термоядерный двигатель) на борту, безусловно, стоит.
• Механические и термические нагрузки на солнечный парус гораздо ниже тех, что испытывают двигатели обычных ракет или термоядерный реактор.
• Солнечный парус не излучает никакой радиации и не производит никаких отходов.
•
Установленный солнечный парус не требует никакого (или требует минимального) обслуживания при эксплуатации, не считая периодического «латания» дыр, пробитых метеоритами.
• Солнечный парус можно частично покрыть фотоэлектрической пленкой (солнечными батареями), что позволит производить электричество для бортовой техники и систем жизнеобеспечения.
НЕДОСТАТКИ СОЛНЕЧНОГО ПАРУСА
• Солнечному парусу требуется поток частиц от Солнца (или другой ближайшей звезды). Он может оказаться нефункциональным в межзвездном пространстве из-за отсутствия доминирующей звезды, способной произвести надежный и предсказуемый поток частиц[34].
• Максимальная скорость, достижимая при помощи солнечного паруса, гораздо ниже, чем максимальная скорость космического аппарата с ионным или термоядерным двигателем.
• В силу размеров солнечный парус тяжело и неудобно разворачивать.
• Неожиданные вспышки на солнце и магнитные поля планет могут затруднить навигацию космического аппарата с солнечным парусом. Это похоже на попытку провести земной парусный корабль в районе переменных ветров и океанических течений.
Задача 9.6
Не возникнет ли трения при соприкосновении огромной поверхности солнечного паруса с разреженными газами в межпланетном пространстве, что сделает всю систему непригодной для применения?
Решение 9.6
Естественно, некоторое трение между солнечным парусом и атомами материи — в основном водорода и других газов — будет возникать. Однако давление солнечного ветра гораздо выше, чем сопротивление, возникающее при таком трении, во всяком случае, внутри звездной системы. С другой стороны, мы никогда не узнаем, на-
сколько хорошо работает солнечный парус, до тех пор пока не проведем «полевые испытания»[35].
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Отвечая на эти вопросы, вы можете пользоваться текстом книги. Восемь правильных ответов — хороший результат. Ответы помещены в конце книги.
1. Электрическому генератору океанического корабля с ядерным реактором на борту крутящий момент (сила, заставляющая вращаться его вал) сообщается непосредственно:
(а) активной зоной реактора;
(б) жидким теплоносителем (хладагентом);
(в) водяным котлом;
(г) паровой турбиной.
2. Энергия для солнечного паруса производится:
(а) электростатическими зарядами;
(б) потоком движущихся частиц;
(в) термоядерным синтезом;
(г) делением ядра.
3. Выделение угарного газа (СО) в результате работы термоядерного двигателя космического корабля:
(а) вызывает вредоносную ионизацию атмосферы Земли сразу после запуска;
(б) будет значительным, но не вызывает опасений, поскольку газ рассеется в космическом пространстве;
(в) может быть губительным для команды, если газ не будет отведен от корабля;
(г) равно нулю; при работе термоядерного двигателя космического корабля угарный газ не выделяется.
4.
Количество движения протона, выброшенного ионным двигателем, равно:
(а) произведению скорости протона на его массу;
(б) частному от деления скорости протона на его массу;
(в) произведению массы протона на скорость света;
(г) частному от деления массы протона на скорость света.
5. Линии магнитной индукции концентрируются в результате действия:
(а) диамагнетизма;
(б) сверхпроводимости;
(в) эффекта Мейснера;
(г) ферромагнетизма.
6. Диамагнетик притягивается:
(а) к северному полюсу магнита;
(б) к южному полюсу магнита;
(в) либо к северному, либо к южному полюсу магнита;
(г) ни к южному, ни к северному полюсу магнита не притягивается.
7. В термоядерном реакторе:
(а) тяжелые атомные ядра разбиваются, формируя ядра легких атомов;
(б) легкие атомные ядра сливаются, формируя более тяжелые ядра атомов;
(в) ионы разгоняются до высоких скоростей для того, чтобы создать движущую силу;
(г) мощные магнитные поля могут быть опасными вблизи.
8. При движении поезда на магнитной подушке единственное существенное трение возникает между:
(а) вагонами и рельсом;
(б) вагонами и электромагнитами;
(в) вагонами и атмосферой;
(г) магнитными полями противоположных знаков.
9. Значительным преимуществом ионных двигателей для космических аппаратов является:
(а) способность производить мощный импульс;
(б) преобразование большинства доступной энергии в движущую силу;
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА без тайн
(в) то, что они не требуют источника энергии на борту;
(г) производство гелия как побочного продукта.
10. Теорема Ирншоу, на первый взгляд отрицающая возможность получить реальную магнитную левитацию, применима исключительно к:
(а) магнитным полям противоположного знака;
(б) набору неподвижных магнитов;
(в) набору движущихся электромагнитов;
(г) набору вращающихся магнитов.