Структура производства и потребления энергии
В 2009 г. ожидаемая доля потребления собственных энергоресурсов (в том числе возобновляемых) в балансе котельно-печного топлива в республике Беларусь составляет около 20 % [Шенец, л. в., 2006], в 2008 г. она составила 18,3 % (рис. 13).
Доля потребления собственных энергоресурсов (в том числе возобновляемых) в балансе котельно-печного топлива по республике в 2005-2010 гг., % рис. 13. Доля потребления собственных энергоресурсов |
в то же время следует отметить, что доля возобновляемых источников энергии в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов и котельно-печном топливе за период 2000-2008 гг. увеличивалась очень медленными темпами (рис. 14).
Для обеспечения потребителей республики энергоносителями в объемах, необходимых для выполнения показателей прогноза социально-экономического развития страны и обеспечения жизнедеятельности населения, министерством энергетики приняты меры по поставкам из-за пределов республики требуемых объемов природного газа и импортируемой электроэнергии. Заключен долгосрочный контракт между ОАО «Белтрансгаз» и ОАО «Газпром» на поставку природного газа.
Импорт природного газа позволяет сегодня обеспечить энергоснабжение населения и экономики, производство ряда важных видов продукции, повышение энергоэффективности работы топливопотребляющего оборудования, существенно улучшить экологическую ситуацию. важную роль в экономике страны играет транзит природного газа че-
Рис. 14. Доля потребления собственных энергоресурсов
рез территорию республики, объем которого ежегодно возрастает, так, в 2007 г. общий объем транспортировки газа по сравнению с 2000 г. увеличился в 1,73 раза (на 19,6 млрд м3). Контрактом с ОАО «Г азпром» предусматривается дальнейшее увеличение транзита газа через территорию Республики Беларусь. При этом ставка платы за транзит по газопроводам «Белтрансгаза» в 2008 г. возросла по сравнению с предыдущим годом на 0,7 доллара за 1 тыс. м3 на 100 км. С целью обеспечения приемлемой доходности при транзите в 2008-2010 гг. в контракте предусмотрена возможность корректировки данного тарифа.
потребность страны в электрической энергии в 2009 г. составляет 37 млрд кВт-ч, что на 2,6 % больше, чем в 2007 г. В целях надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей республики заключены контракты с Россией и Украиной на поставку в Беларусь 5,8 млрд кВт-ч электроэнергии. Импорт электроэнергии позволяет снизить расходы на приобретение топлива, необходимого для выработки таких же объемов электроэнергии на собственных конденсационных (замыкающих) электростанциях страны, диверсифицировать поставки энергоресурсов в республику по видам и поставщикам, более эффективно проводить ремонтную кампанию в белорусской энергосистеме. Для повышения надежности энергообеспечения созданы необходимые запасы топочного мазута на электростанциях и в котельных, а также природного газа в подземных хранилищах.
Увеличение с 1 января 2007 г. более чем в два раза стоимости российского газа, поставляемого в Беларусь, повлекло за собой рост затрат энерго — и газоснабжающих организаций, повышение цены на природный газ для потребителей республики, тарифов на энергию. с целью минимизации последствий повышения цены на природный газ было принято решение исключить из тарифов на энергию составляющую инновационного фонда Минэнерго, направляемого на финансирование капитального строительства, а также снизить темпы роста номинальной заработной платы в газо — и энергоснабжающих организациях. при темпе роста цены на природный газ для энергоснабжающих организаций 188,9 % темп роста среднего тарифа на электроэнергию в текущем году составил 121,1 %, в том числе в реальном секторе экономики — 121,2 %, а для населения — 120 %. Темп роста тарифов на тепловую энергию в среднем по энергосистеме составил для реального сектора экономики — 140,7 %, для населения 112 %.
В то же время отсутствие источника финансирования затрат, направляемых на развитие электроэнергетической и газовой отраслей за счет инвестиционной составляющей в тарифах на энергию в 2007 г., диктует необходимость выделения бюджетных и увеличения заемных средств на эти цели (привлечение внешних кредитов на новое строительство и технологии). Программа модернизации основных фондов белорусской энергосистемы на 2005-2010 гг. разрабатывалась исходя из перспективы развития эффективного производства энергии с применением газотурбинных и парогазовых технологий, которые определяют потребность в использовании природного газа как экологически чистого вида топлива. Между тем применение только названных технологий для производства энергии ставит энергетику в зависимость от одного вида топлива — природного газа — и требует срочного принятия мер, направленных на диверсификацию видов топливно-энергетических ресурсов.
В связи с этим для обеспечения энергетической безопасности и надежного снабжения потребителей республики энергией и топливом, эффективного использования имеющихся и планируемых к развитию энергетических мощностей, а также с целью предотвращения ценовых диспропорций на внутреннем энергетическом рынке страны появилась необходимость в принятии обоснованного стратегического решения по использованию в ближайшей и долгосрочной перспективе новых видов топливно-энергетических ресурсов, альтернативных природному газу.
Для решения этой задачи необходимо пересмотреть и усовершенствовать ранее принятые подходы к дальнейшему развитию энергетики, чтобы энергетическая отрасль в новых условиях могла надежно и качественно работать и эффективно развиваться, быть рентабельной и конкурентоспособной и обеспечивать должный уровень энергетической безопасности страны.