ЭХГ для космических аппаратов
Почти все известные разработки для космического применения относятся к нерегенеративным ЭХГ. В перспективе возможно создание регенеративных систем, например по схеме солнечная батарея — электролизер — ЭХГ.
Нерегеиеративпые ЭХГ представляют интерес для полетов относительно небольшой продолжительности при уровне мощности установки в основном от одного до десятков киловатт. Для пилотируемых аппаратов применение водородно-кислородного ЭХГ дает дополнительный выигрыш, устраняя необходимость иметь на борту запас воды для питья.
Впервые ЭХГ были применены на космических аппаратах «Дже — мини» и «Биосателлит». Это была батарея мощностью 2 кВт с по
лимерными ионообменными мембранами в качестве электролита. Для работы в условиях невесомости была использована фитильная система удаления образующейся воды, Водород и кислород хранились в сжиженном состоянии. Рабочая температура составляла 38°С, удельная масса 32 кг/кВт. На кораблях «Аполлон» (13 полетов па Луну) был установлен среднетемпературный ЭХГ фирмы «Пратт энд Уитни» (теперь «Юнайтед текнолоджиз корпорейшн» — наиболее мощной фирмы, занятой производством ЭХГ в США). Установка состояла из трех ЭХГ, один из которых—резервный. При плотностях тока 0,025—0,1 А/см2 напряжение одного ТЭ равнялось 1,1 — 0,9 В, соответственно мощность ЭХГ 0,56—1,42 кВт, а его масса
Рис. 1.3. Характеристика ТЭ фирмы «Пратт энд Уитни» при 260°С и 0,1 МПа. |
100 кг. Запас жидкого водорода и кислорода был рассчитан на 400 ч работы. Рабочая температура ЭХГ 200—260°С, давление газов 0,4—0,5 МПа, электролит — водный раствор КОН концентрации 85%, ЭХГ были отработаны на ресурс 1000 ч. Опубликованы сообщения также о более поздних работах по ЭХГ для космоса. Фирма начала разработку энергоустановки на основе водородно-кислородного ЭХГ мощностью 5 кВт (в пике 10 кВт), рассчитанной па работу в течение 5000 ч [1.3]. Характеристика ТЭ приведена на рис. 1.3. Помимо батареи ТЭ ЭХГ включает блок очистки реагентов от примесей, в частности углеводородов, систему циркуляции реагентов, систему отвода воды и теплоты. Батарея ТЭ состоит из 32 ТЭ с активной поверхностью 450 см2. При испытаниях ТЭ реализовалась характеристика /=0,1 А/см2 при 17=0,95 В и /= =0,3 А/см2 при (7=0,9 В.
Элементы различной конструкции были изготовлены в основном из стскловолокнистых материалов. Подробно изучалось влияние температуры, плотности, тока, частоты продувок и степени очистки газов от примесей на характеристики ЭХГ. Для очистки кислорода от метана в количестве 5,5 -10—5% при 90—525°С и давлении р= =0ч-0,42 МПа использовались четыре типа катализаторов: 0,5% Rh; 0,5% Pd; 0,5% Pt; 10% Pt на A1203. Лучшие результаты получены при использовании родия. При увеличении давления активность катализаторов увеличивается. В ходе ресурсных испытаний через 610 ч вышел из строя насос циркуляции водорода, а через 750 ч в межэлектродном пространстве одного из ТЭ обнаружено выделение газа. Фирма продолжает работы по устранению обнаруженных недостатков.
Этой же фирмой разработан ЭХГ мощностью 2,5 кВт, предназначенный для электропитания аэростата на высоте 21 км в течение 7 сут (168 ч), который включает батарею водородно-кислородных ТЭ, систему криогенного хранения и подачи реагентов (17 кг Н3
«Эйр рэсерч» — 0,76, однако система первой фирмы более дорогая. Емкость для образующейся воды имеет размеры 18Х60ХН5 см. Радиатор 120X220 см, разработанный фирмой «ЛТВ Эйроспейс», выполнен из алюминия толщиной 0,5 мм, имеет массу 10 кг и рассчитан на работу при скорости воздушного потока 8 м/с.
В отчете [1.4] приводятся результаты заключительного этапа исследований фирм (апрель 1972—-июль 1973 гг.) по совершенствованию ЭХГ, предназначенного для выполнения космической программы «Шаттл». Работа выполнялась по договору с НАСА. Генератор включает 34 ТЭ с асбестовым электролитоноентелеч толщиной 0,5 мм. Поверхность каждого ТЭ 470 см2, электроды активированы катализатором, состоящим из 90% Pt и 10% Pd. За время работы проведен 31 испытательный цикл длительностью 7 дней, оощее время испытаний 5072 ч. При использовании специальных чистых реагентов продувка водорода в течение всего цикла вообще не проводилась, а кислород продувался 1 раз. Вода, образующаяся при работе батареи, оказалась высокой степени чистоты.
Модернизация водородного насоса позволила увеличить срок его службы до 10 000 ч. В отчете приводятся оптимальные размеры и конфигурация сепараторов и подложек электродов с точки зрения обеспечения необходимой механической прочности при поперечном сжатии. Проведенные исследования позволили также выбрать сечение, количество и распределение каналов подачи водорода, кислорода и хладоагента для обеспечения эффективной работы батареи. В ТЭ использованы золоченые сепараторы и подложки электродов, а нанесение активной массы осуществлялось на обе стороны подложки, что позволило более равномерно распределять катализатор и снизить количество Pd в нем до 10%. В результате заметно уменьшилась скорость растворения Pd и Ag. Одной из причин, лимитирующих ресурс работы батареи, остается карбонизация электролита продуктами разложения конструкционных материалов, в частности на основе фторопластов.
Для программы НАСА «Шаттл» фирма «Дженерал электрик» разрабатывает усовершенствованный ЭХГ с ионообменными мембранами в качестве электролита. Этот ЭХГ ‘имеет рабочую температуру 82°С, что позволило повысить максимальную плотность тока с 0,04— 0,05 (при -+38°С) до 0,13—0,14 А/см2 и снизить удельную массу почти втрое — до 11,3 кг/кВт при мощности ЭХГ 5 кВт. При более высоких мощностях удельная масса уменьшится до 7,25 кг/кВт. В испытаниях достигнут ресурс ЭХГ до 11 000 ч.
Большой интерес представляет работа фирмы «Юнайтед текно — лоджиз корпорейшн» по авиационно-космическому ЭХГ кратковременного действия мощностью 400 кВт, рассчитанного на работу
в течение 2 мин при напряжении одного ТЭ 0,615 В и плотности тока 3,77 А/см2 (плотность мощности 2,32 Вт/см2). Каждый из семи ЭХГ установки при мощности 575 кВт имеет удельную массу 0,227 кг/кВт, Температура щелочного электролита 12ГС, давление 0,42 МПа. Экспериментально найдено, что при повышении рабочего давления до 0,63 МПа плотность тока может быть увеличена до 5.38 А/см2, что дает плотность мощности 3,23 Вт/см2. Эти данные в значительной мере меняют установившиеся представления о предельно допустимых показателях водородно-кислородных ЭХГ.
Следует отметить, что НАСА заключила более 200 контрактов с промышленными организациями и университетами США на исследование проблем, связанных с созданием ТЭ.
В отчете [1.5] приводятся результаты работ по созданию водородно-воздушного ЭХГ с циркулирующим электролитом (30%-ный КОН), проведенных фирмой «Пратт эпд Уитни» с февраля по ноябрь 1970 г. Цель исследований — создание длительно работающего ЭХГ с эффективной очисткой электролита от накапливающихся карбонатов в электрохимических регенераторах. ЭХГ включает батарею ТЭ, регенератор, резервуар электролита, электролитный насос, теплообменник. Габариты ЭУ 45.Х30Х30 см, масса 14,5 кг. Мощность батареи из 22 ТЭ 425 Вт при токе 25 А; на собственные нужды расходуется 21 Вт. Один ТЭ с активной поверхностью 225 см2 проработал 630 ч при /=0,1 А/см2 и t/=0,8 В. Для его устойчивой работы необходим трехкратный избыток воздуха по отношению к стехиометрическому. Удаление карбонатов, образующихся при взаимодействии воздуха с циркулирующим электролитом, осуществляется в двух ЭХГ с аналогичными по конструкции ТЭ и имеющими поверхность электродов 126 см2. При /= 0,2 А/см2 в регенераторе протекает следующая суммарная реакция C03-fНгО=С02-4- — ф20Н~ и С02 удаляется в потоке воздуха.
Скорость удаления карбонатов в среднем составляет 1,1 мг/с, причем она возрастает с увеличением концентрации К2СО3 в электролите и ростом температуры. Генератор испытывался в течение 130 ч, он отличается простотой обслуживания, отсутствием громоздких устройств для очистки от С02, незначительным содержанием карбонатов в ТЭ. В ходе дальнейших исследований фирма предполагает увеличить ресурс ЭХГ, улучшить его удельные характеристики, а также повысить рабочую температуру за счет использования более нагревостойких полимерных материалов.
Фирма «Аллис-Чалмерс» по контракту с ВВС США в 1966— 1970 гг. разрабатывала ЭУ на основе водородно-кислородного ЭХГ малой мощности (рис. 1.4), а также мощностью 2 и 5 кВт с капиллярной мембраной для пилотируемых космических кораблей. ЭХГ рассчитан на эксплуатацию в течение 1500 ч, требуемая надежность 0,998, мощность 15 кВт, мас-
Рис. 1.4. Зависимость КПД Г| и стоимости S источников энергии от мощности Р.
—————— стоимость:—————— КПД: I — ЭХГ;
2 — дизель; /V — мощность при максимальном
КПД; Ps — мощность при минимальной стоимо-
сти; индексы «э» и «д> обозначают ЭХГ н ди-
зель соответственно.
Са 240 кг. Водородный электрод активирован Pt, кислородный—* Ag. Разработка нагревостойкой матрицы толщиной 0,5 мм позволила повысить рабочую температуру ТЭ до 90—100°С. При этих условиях максимальная удельная мощность составила 0,2 Вт/см2, а номинальная 0,1 Вт/см2 (0,1 А/см2 при £/=0,97 В). В ходе испытаний в течение 3100 ч батареи из 16 ТЭ средняя скорость снижения напряжения ТЭ составила 5,5 нВ/с. Помимо батареи ТЭ ЭХГ содержит систему хранения и подачи рабочих газов, систему удаления воды, систему контроля параметров батареи и автоматики. Этот ЭХГ успешно прошел испытания в условиях, имитирующих космические. Основное внимание уделяется изучению н внедрению новых материалов для изготовления конструктивных узлов (композиции на основе полисульфона), формированию матрицы электролитоно — сителя (титаната калия), активации электродов (сплавы, содержание Au, Rh).
При работе ЭХГ использовались чистые реагенты (Н2 — 99,95%, 02— 99,98%), что существенно упростило их эксплуатацию и повысило стабильность работы. На основании полученных результатов прогнозируется создание ЭХГ с высокими удельными характеристиками и сроком службы несколько тысяч часов.
Анализ зависимости КПД и стоимости приведен на рис. 1.4.