ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ. ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ВИЭ
Понимание особой роли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике, социальной сфере и политике в новых экономических условиях в России обусловливает пристальное внимание руководства и научно-технической общественности страны к текущему состоянию ТЭК и долгосрочным перспективам его развития.
Подтверждением и результатом внимания Руководства РФ к данной проблеме является разработка, принятие на Правительственном уровне и реализация нескольких последовательных Государственных Программ: в 1992 г. — «Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях», в 1993 г. — Комплексной Федеральной программы «Топливо и энергия», в 1994 г. — «Энергетической стратегии России» на период до 2010 г., в 2003 г. — «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» и др.
Во исполнение принятых Правительством РФ стратегических программ были разработаны, утверждены к реализации и бюджетному финансированию ряд государственных, региональных и отраслевых научно-технических и практических программ, направленных на повышение энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
Одной из наиболее масштабных для повышения экологической безопасности ТЭК явилась Государственная научно-техническая программа «Экологически чистая энергетика» (1995), принятая во исполнение «Энергетической стратегии России», ориентированная на снижение выбросов в российской энергетике до нормативов и стандартов ведущих стран мира. Так, в соответствии с Программой планировалось снизить удельные показатели выбросов вредных веществ к 2005 г. по сравнению с 1990 г. по золе — с 26,4 до 15,3; по сернистому ангидриду — с 26,4 до 15,7 кг/т условного топлива.
Техническая политика в гидроэнергетике ориентировалась на уменьшение площадей затопления путем оптимизации подпорных отметок гидроузлов, применение деривационных систем, инженерную защиту ценных земель.
Одним из важнейших направлений программы «Экологически чистая энергетика» являлся раздел «Нетрадиционная энергетика», в соответствии с которым предусматривалась разработка ветроэлектрических станций (ВЭС) различной мощности, солнечных коллекторов, фотоэлектрических модулей на основе аморфного кремния и солнечных электростанций, геотермальных электростанций, биоэнергетической переработки птичьего помета и термических газогенераторов для выработки топливного газа из биомассы.
К сожалению, сложная социально-экономическая обстановка в России в 90-е годы прошлого столетия не только не позволила реализовать в срок намеченные в «Энергетической стратегии 1994 г.» планы, но и задержала их выполнение более чем на десятилетие.
В приятой в 2003 г. «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» [78], отмечено, что доля ВИЭ в производстве электроэнергии в России в 2002 г. составила 0,5% (4,2 млрд кВт • ч) от общего производства, а объем замещенного органического топлива — около 1% от его общего потребления (= 10 млн. т. у. е. в год). Документ [78] не содержит целевых показателей по долгосрочному вводу ВИЭ, однако в нем приведены оценки специалистов о возможности осуществления ввода в России к 2010 г. около 1000 МВт электрических и 1200 МВт тепловых мощностей на базе ВИЭ. Для преодоления отставания России в использовании ВИЭ в «Энергетической стратегии…» предлагалось разработать Федеральный закон о ВИЭ и соответствующие подзаконные акты Правительства РФ.
В современной России сложилась следующая схема государственного управления топливно-энергетическим коплексом и, в частности, энергосбережением и энергоэффективностью в России.
Государственная энергосберегающая политика осуществляется на основе реализации федеральных, межрегиональных и региональных программ энергосбережения.
Государственная Дума РФ принимает законодательные акты, регулирующие правовые отношения в области энергосбережения, устанавливает размеры специальных налогов и налоговых льгот, размеры экономических санкций и административную ответственность за перерасход энергоресурсов, утверждает федеральные энергосберегающие программы и утверждает объемы их бюджетного финансирования.
Правительство РФ определяет основные направления проведения государственной энергосберегающей политики, а также:
— утверждает проекты федеральных программ в области энергосбережения и энергоэффективности, финансируемых из госбюджета;
— образует федеральные органы управления энергосбережением и порядок финансирования соответствующих программ;
— вводит в действие целевые показатели энергоэффективности в составе государственных стандартов, нормативов, сертификатов энергоемкой продукции;
— определяет меры государственной поддержки предприятий, реализующих энергоэффективные проекты и программы.
За разработку и реализацию федеральных энергосберегающих программ обычно отвечают уполномоченные Правительством Органы Федеральной исполнительной власти — Министерства энергетики, экономического развития, регионального развития, финансов.
Органы законодательной власти субъектов РФ:
— образуют на своей территории органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию энергосберегающей политики. Региональная энергосберегающая политика осуществляется региональными топливно-энергетическими комиссиями, создаваемыми при исполнительной власти. Они регулируют в пределах законодательства местные тарифы на энергоносители, устанавливают местные налоги и льготы, стимулирующие энергосбережение. Комиссии призваны содействовать развитию производства и внедрению прогрессивных энергосберегающих технологий и оборудования, созданию научно-технических центров энергосбережения и энергетического аудита, работающих с предприятиями региона;
— разрабатывают и принимают региональные программы энергосбережения, определяющие на заданный расчетный период показатели энергосбережения, первоочередные и наиболее важные проекты, механизмы их осуществления и источники финансирования;
— обеспечивают государственную финансовую и административную поддержку энергосберегающих инициатив на основе создания региональных фондов энергосбережения.
Концентрация средств на энергосбережение в регионах может осуществляться льготными тарифами на энергию и применяемыми экономическими санкциями за перерасход энергии, за счет предназначенных для оздоровления окружающей среды средств, за счет перераспределения средств расходной части своих бюджетов и дополнительных налоговых поступлений в бюджеты, а также за счет привлечения инвестиций.
Однако в принятом проекте ФЗ «Об энергосбережении» основное внимание уделяется повышению энергоэффективности традиционных энергопроизводств на базе тепловых и атомных энергостанций. Прямые и достаточно сильные правовые и крупномасштабные государственные целевые установки на активное развитие возобновляемых источников энергии отсутствуют.
Необходимо отметить весьма высокую активность России в области ВИЭ в последние 2-3 года, в течение которых было разработано и частично принято несколько федеральных и региональных законов, Постановлений Правительства РФ, нормативно-технических документов, создающих правовую базу и регламентирующих развитие ВИЭ в РФ.
Во исполнение ФЗ от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ «Об электроэнергетике» в настоящее время разрабатывается ил pi проходит процедуру согласования в профильных Министерствах комплекс подзаконных актов и Постановлений Правительства РФ, направленных на создание правовых и экономических условий ускоренного и масштабного развития возобновляемой энергетики в РФ. В их числе:
1. Принятое в 2009 г. Постановление Правительства РФ «О квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ» [76].
2. Проект Распоряжения Правительства РФ «О одобрении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе ВИЭ на период до 2020 года», содержащий целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии [84].
В соответствии с предложенным Проектом Распоряжения рассматриваются целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии с использованием ВИЭ разных видов в совокупном балансе ее производства и потребления, приведенные в табл. 5.1.
Таблица 5.1 Рекомендуемые целевые показатели производства и потребления электроэнергии ВИЭ в РФ
|
3. Принятое в 2009 г. Постановление Правительства РФ «Порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электроэнергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» с приложением «Размер надбавок к равновесной цене оптового рынка электроэнергии (мощности) для определения цены электроэнергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» [79].
4. Проект Постановления Правительства РФ «Критерии и порядок предоставления из Федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения квалифицированных генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВ» [80].
5. Проект Постановления Правительства РФ «Порядок первоочередного приобретения электросетевыми организациями электроэнергии, произведенной на функционирующих на основе ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, с целью компенсации потерь электроэнергии в электросетях» [81].
6. Проект Постановления Правительства РФ «Порядок установления и применения надбавки к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» [82].
7. Проект Постановления Правительства РФ «Особенности ценообразования в отношении электроэнергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, на оптовом и на розничных рынках, внеценовых зонах и изолированных энергосистемах» [83].
Наиболее значимым для ускоренного и масштабного развития возобновляемой энергетики в России явилось вступление в силу Распоряжения Правительства РФ № 1-р от 08.01.2009 г. «Об утверждении Основных направлений Государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности в электроэнергетике на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.» [77].
В соответсвии с ним ответственным за координацию деятельности Федеральных органов исполнительной власти по реализации «Основных направлений» настоящим Распоряжением утверждено Минэнерго России.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления данным Распоряжением рекомендовано в пределах их компетенции при формировании региональных и муниципальных программ развития предусматривать меры по реали-
зации положений «Основных направлений», утвержденных настоящим Распоряжением.
Целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии с использованием всех видов ВИЭ за исключением больших ГЭС в совокупном балансе ее производства и потребления приведены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Планируемые целевые показатели производства и потребления электроэнергии ВИЭ в РФ
|
Принятые целевые показатели не содержат разбивки по видам ВИЭ, однако совпадение показателей, принятых в Распоряжении с предложенными их суммарными значениями в Проекте [84] (табл. 5.1), свидетельствуют с большой вероятностью о принятии показателей Проекта во внимание при утверждении Распоряжения.
Принимаемые цели являются весьма амбициозными для России, позволяющими ей, с учетом больших ГЭС, занимать в мировом рейтинге ВИЭ достаточно высокую позицию.
Авторам представляется, что достижение даже таких относительно скромных по сравнению с европейскими странами показателей явилось бы достаточно революционным шагом для России, обладающей большими запасами органического топлива.
В заключение раздела следует отметить некоторые несоответствия планов, принятых в [77], с целевыми установками нового проекта энергетической стратегии России на период до 2030 г., разработка которого завершается вместе с окончанием проекта TACIS [99].
В соответствии с [99] к 2030 г. годовой объем производства электроэнергии на базе ВИЭ должен достичь не менее 80 — 100 млрд. кВт • ч, что составит 4-5% и 4,8 — 5,6% от суммарного энергопотребления России соответственно при иновационном и энерго-сырьевом сценариях развития экономики страны, однако это произойдет к 2030 г., а не к 2020 г., как это планируется в [77].
Надежды крупномасштабного роста ВИЭ в России следует также связывать с разработкой Федерального Закона «Об энергоэффективности», который должен быть принят к концу 2009 г. Однако в обсуждаемых редакциях проекта данного ФЗ целевые показатели по энергосбережению за счет использования ВИЭ отсутствуют. В связи с этим, хотелось бы верить, что разработчикам ФЗ удастся дополнить его формулировками и числовыми ориентирами, усиливающими роль ВИЭ.