8.5. Комментарии к созданию эффективной системы мер экономической поддержки широкомасштабного развития ВИЭ в России
В соответствии с результатами Главы 6, эффективная система мер экономического стимулирования ВИЭ, разрабатываемая и реализуемая в рамках национального Плана по развитию ВИЭ в России, должна предусматривать, на наш взгляд:
— инвестиционно-привлекательную систему ценообразования при закупке энергии ВИЭ;
— систему налоговых льгот для компаний, экспортирующих углеводородное топливо, активно внедряющих топливосберегающие энергетические технологии на базе ВИЭ;
— систему льготного кредитования проектирования и строительства объектов ВИЭ;
— систему налогового стимулирования и бюджетного финансирования значимых для государства проектов создания индустриальной базы ВИЭ.
В плане создания эффективной системы ценообразования при закупке энергии ВИЭ из полученных в Главе 6 результатов следует два важных вывода методического характера.
1. Предложенная в соответствующем Проекте [82] схема ценовых надбавок к ценам оптового рынка электроэнергии за вырабатываемую
ВИЭ электроэнергию является недостаточно эффективной и требует существенной доработки.
2. Взамен системы дифференцированных по разным видам ВИЭ надбавок за вырабатываемую ими энергию в качестве наиболее прозрачной, аргументированной и обеспечивающей полноценное использование технико-экономических возможностей ВИЭ авторами обоснована и предлагается альтернативная, единая для всех видов ВИЭ (за исключением фотоэнергетики) унифицированная ценовая надбавка к цене оптового рынка, равная сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса, исчисляемого затратами на очистку выбросов тепловых электростанций, снабжающих энергией данный регион или страну в целом. Как было показано в Главе б, действие такой надбавки должно распространяться на весь эксплуатационный период ВИЭ. Такая надбавка вполне достаточна для достижения привычных для энергетики России экономических показателей энергоисточников для создания инвестиционной привлекательности проектов ВИЭ.*
Предложенная схема ценообразования для ВИЭ стимулирует к выбору технологий энергопроизводства, замещающих органическое топливо, которое при его экспортной реализации не только восполняет все затраты по оплате электроэнергии ВИЭ по предложенной схеме, но и приносит существенный дополнительный доход государству.
В современных российских условиях в отношении ВИЭ целесообразно использовать адресные налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную активность прежде всего крупных инвесторов: топливодобывающих и экспортирующих нефтегазовых компаний (Газпром, Лукойл, Роснефть и др.), предприятий-экспортеров с энергоемкими производствами (металлургические, химические и пр.) и, несомненно, предприятий энергетического комплекса. При этом главным основанием для налоговых льгот должен являться реальный полученный или ожидаемый экономический эффект от сбережения энергии и органического топлива.
Наиболее проблемными позициями отечественной возобновляемой энергетики, требующими экономической или налоговой поддержки, являются, на наш взгляд, следующие:
— создание проектной базы и технико-экономических обоснований развития ВИЭ в регионах и стране в целом;
— создание производственной базы и отечественного производства ряда важных видов ВИЭ (например ВЭУ большой мощности, тепловых насосов и др.) и энегосберегающего оборудования;
— подготовка национальных кадров по отраслям ВИЭ.
•^Примечание. Фотоэнергетика, в силу высокой стоимости в настоящее время ее оборудования, требует специальных подходов к экономическому стимулированию ее развития в России
С учетом проведенного в Главе 6 анализа возможных налоговых послаблений в российских условиях наиболее важными по существу и эффективными для привлечения инвестиций в российскую возобновляемую энергетику представляются следующие основные виды налогового стимулирования:
— снижение экспортных пошлин на объемы экспортируемого углеводородного топлива, равные замещенным в результате использования ВИЭ;
— отсрочка оплаты налога на добавленную стоимость на время строительства ВИЭ, их ввода в эксплуатацию и первого года работы;
— освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и на прибыль научно-исследовательских, опытно-конструкторских и изыскательских работ в области ВИЭ;
— снижение ставки налога на прибыль и НДС при создании отечественной производственной базы ВИЭ.
В случае развития бестопливной энергетики, как показано в Главе 6, приводящей к сохранению дорогостоящего на мировом рынке органического топлива, при снижении для нее налогов или доплат из бюджета речь не идет о безвозвратных дотациях (в отличие от топливной энергетики), а лишь о перераспределении в масштабах государства дополнительной прибыли от экспорта замещенного за счет ВИЭ органического топлива.
Льготное кредитование является важнейшей составляющей финансовой поддержки инновационных технологий в России, как и во всем мире. Как показано в Главе 6, предельная кредитная ставка при финансировании проектов ВИЭ с учетом длительного периода их окупаемости не должна превышать официального индекса инфляции в стране.
В российских условиях льготное кредитование должно осуществляться, по мнению авторов, на предприятия, разрабатывающие и производящие ВИЭ, а также реализующие достаточно крупные объекты ВИЭ или участвующие в их строительстве, в том числе электросетевые компании, осуществляющие мероприятия по присоединению ВИЭ к централизованным сетям. Особо важным для России представляется кредитование объектов ВИЭ, возводимых в зонах децентрализованного электроснабжения и районах «северного завоза».