Существующие и перспективные региональные гелиоэнергетические проекты
Краснодарский край является пилотным полигоном развития солнечной энергетики России. Основой солнечной энергетики Краснодарского края являются солнечные коллекторы для нагрева воды и отопления. Данные о работающих на территории Краснодарского края тепловых гелиоустановках приведены в табл. 10.30. Суммарная тепловая мощность
Объекты тепловой гелиоэнергетики Краснодарского края
Таблица 10.30
|
гелиоустановок края составляет около 6,8 МВт теплового эквивалента при общей площади солнечных коллекторов — 6326 м2.
Первенцем солнечной энергетики Краснодарского края явилась тепловая гелиоустановка, установленная в 1989 г. в городе Краснодаре, ул. Рашпилевская, 106, на здании издательства «Советская Кубань». Общая площадь солнечных коллекторов на ней составляет 303 м2. Станция включает 504 коллектора производства Тбилисского машиностроительного завода с производительностью 23 м3 горячей воды в сутки.
Ее фотографии, а также фотографии ряда других гелиоустановок, установленных и работающих на территории Краснодарского края, приведены в Приложениях.
В ГУ «Центр энергосбережения и новых технологий» при Администрации Краснодарского края в целях научного и информационного обеспечения проектных, монтажных, эксплуатационных организаций и их работы разработана структурная схема развития гелиоустановок в регионе (рис. 10.24).
Рис. 10.24. Структура планируемых гелиоустановок в Краснодарском крае |
Для реализации намеченных планов в крае планируется строительство завода по производству современных солнечных коллекторов и оборудования гелиоустановок.
Подразумевается также создание компаний, специализирующихся на строительстве и эксплуатации гелиоустановок в Краснодарском крае и в Южном Федеральном округе.
Основные составляющие экономических показателей солнечных коллекторов, планируемых к производству на территории Краснодарского края, рассчитанные с учетом российских условий, приведены нарис. 10.25.
В Краснодарском крае получило развитие и производство оборудования для выработки фотоэлектричества (рис. 10.26).
Лидером Краснодарского края в области разработки и производства фотоэлектрических модулей и систем является компания «Солнечный
Рис. 10.25. Структура стоимости,
удельных материалоёмкости
и энергоёмкости гелиоустановок
ниться вследствие принятия Правительством правовых и экономических механизмов поддержки ВИЭ, в том числе и фотоэлектричества. В этом случае в Краснодарском крае с учетом значительных гелиоресурсов открываются широкие перспективы использования солнечной энергии для тепло — и электроснабжения региона (рис. 10.27).
Рис. 10.27. Перспективы использования солнечной энергии для тепло — и электроснабжения Краснодарского края |
10.9.2. Экономические показатели технологий производства тепла солнечными энергостанциями (солнечными нагревательными коллекторами) Расчетные графики динамики баланса расходов и доходов за 20-летний период эксплуатации проектируемых в Краснодарском крае солнечных тепловых энергоисточников приведены на рис. 10.28. Результаты получены в ценах, приведенных к ценам 2008 г.
Графики соответствуют вариантам возврата затрат на строительство и эксплуатацию солнечной тепловой энергоустановки по стоимости замещенного топлива, требуемого на производства того же количества тепла, что и солнечная ЭС с учетом и без учета экологического бонуса.
Средние расчетные показатели экономической эффективности солнечной тепловой энергостанции приведены в табл. 10.31.
Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайно высокой экономической эффективности и инвестиционной привлекательности проектов солнечных теплостанций на территории Краснодарского края. Обращает на себя внимание низкая в сравнении с прочими энергоисточниками себестоимость (3,7 EURO-цента/кВт • ч) и периоды окупаемости
Интегральные показатели проекта солнечной тепловой ЭС
с мощностью 1 МВт • пик
Таблица 10.31
|
Рис. 10.28. Динамика баланса расходов и доходов за 20-летний период работы солнечной тепловой энергостанции, работающей с коэффициентом использования номинальной мощности 20% |
проектов тепловой гелиостанции, составляющие от четырех до семи лет при разных вариантах ценообразования на закупаемую ГеоЭС энергию. Весьма высоким для солнечных тепловых ЭС является и аналог производительности труда (и соответственно низкой — трудоемкость) производства электроэнергии (= 0,37 чел. • час/млн. кВт • ч).
10.10. Сравнительный анализ энергетической и экономической эффективности возможных вариантов энергоснабжения Краснодарского края на базе ВИЭ
При использовании традиционных методик расчета энергетических потенциалов ВИЭ разных видов [9], соотношения наиболее эффектив — ного совместного их использования для региона должны определяться, как было показано в Главе 3, пропорционально величинам их производственного потенциала.
Вклады возобновляемых энергетических ресурсов разного вида (в тыс. т у. т./год и в %), перспективных для Краснодарского края, в его суммарный производственный потенциал проиллюстрированы на рис. 10.29.
Производственный энергопотенциал перспективных для Краснодарского края ВИЭ (тыс. т у. т./год; %) Рис. 10.29. Производственный энергопотенциал ВИЭ (в тыс. т у. т./год и в %), перспективных для Краснодарского края |
Как видно из диаграммы, наиболее значимыми видами возобновляемых ресурсов для Краснодарского края в терминах производственного потенциала являются солнечная и ветровая энергии и потенциальная энергия органических отходов сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, на долю которых приходится более 77% производственного энергетического потенциала ВИЭ региона. Технологический энергопотенциал гидравлической и геотермальной энергий составляют, соответственно, 8,7% и 4,4%.
Сравнительные показатели энергетической и экономической эффективности возможных вариантов энергоснабжения Краснодарского края на базе ВИЭ всех рассмотренных в данной работе типов сведены в табл. 10.32.
Для возможности сравнения результатов, таблица содержит расчетные данные по ВИЭ с параметрами и номинальными мощностями, обеспечивающими в условиях данного региона одинаковую годовую выработку электрической и тепловой энергии.
В качестве эталонной по результатам методических расчетов выбрана электростанция номинальной мощности 10 МВт, работающая со среднегодовым коэффициентом использования ее номинальной мощности #инм’ Равным 50%. Выбранной номинальной мощности эталонной ЭС соответствуют наиболее эффективные показатели ВИЭ всех рассмотренных типов, и поэтому она является наиболее репрезентативной для объективного сравнения ВИЭ между собой.
Серым фоном в табл. 10.32 выделены виды ВИЭ, представляющие наибольший экономический интерес и перспективы для энергоснабжения
Таблица 10.32 Сравнительные показатели энергетической и экономической эффективности возможных вариантов энергоснабжения Краснодарского края на базе ВИЭ всех рассмотренных типов
|
Краснодарского края по совокупности факторов. Наиболее существенные для оценки экономической эффективности и инвестиционной привлекательности проектов ВИЭ выделены жирным шрифтом.
Заслуживает внимания тот установленный факт, что ряд видов ВИЭ в условиях Краснодарского края представляют практический интерес для инвестора даже без надбавок. Так, сроки окупаемости солнечных коллекторов, малых ГЭС, топливных насосов оказываются меньше 10 лет даже при реализации вырабатываемой ими энергии по сегодняшним ценам оптового рынка = 3,0 EURO-цента / кВт • ч, при этом рентабельность 20-летних проектов выходит на уровень 60% и более в дисконтированном выражении.
Себестоимость данных технологий энерговыработки составляет ~ 3,0 EURO-цента/кВт • ч, что как минимум вдвое ниже, чем у современных традиционных энергопроизводств на базе ТЭЦ и АЭС.
Трем названным типам ВИЭ несколько уступают по экономическим показателям ВЭС и ГеоЭС, себестоимость которых составляет = 4,5 — 5,0 EURO-цента/кВт • ч при их работе с коэффициентами использования номинальной мощности на уровне 30% и 60%, соответственно, а сроки окупаемости без надбавок составляют для ВИЭ обоих типов около 70 — 75% от ресурсного периода.
В случае утверждения Проекта Постановления Правительства о надбавках для генераторов ВИЭ за выработку электроэнергии инвестиционная привлекательность ВИЭ рассмотренных типов резко возрастает. Так, рентабельность проектов ВЭС и ГеоЭС за 20-летний период может превышать 100%, а малые ГЭС, тепловые насосы и СТК — более 200%.
По результатам проведенного анализа следует также отметить, что предложенные надбавки к энергии, вырабатываемой ВИЭ на биологических отходах сельскохозяйственного производства и тем более лесозаготовок и деревообработки, не обеспечивают достаточно привлекательных инвестиционных условий для их масштабного развития. Так, себестоимость БиоЭС на отходах даже зернопроизводства, наиболее ресурсообеспеченного и эффективного по экономическим показателям для Краснодарского края, превышает 5,5 EURO-цента/кВт • ч, и даже в случае принятия предлагаемых надбавок рентабельность таких проектов не превысит, по нашим расчетам, 60 — 70%.
В целом, по результатам проведенного в данном разделе исследования следует отметить, что практически все рассмотренные типы ВИЭ в условиях Краснодарского края по экономическим показателям оказываются конкурентными в сравнении с традиционными энергоисточниками, потребляющими ископаемое органическое топливо.
Их широкомасштабное использование для энергоснабжения Краснодарского края представляет несомненный практический интерес и может обеспечить краю значительный экономический, экологический и социальный эффект.
С учетом ресурсной обеспеченности наиболее перспективным, согласно полученным в работе данным, для Краснодарского края представляется внедрение солнечных тепловых и геотермальных энергостанций и тепловых насосов, ветровых и малых гидравлических электростанций.