Информация как энергия
14.1. История вопроса
Информация, как философская категория, не имеет единого определения ни в физике, ни в математике, ни в других естественных науках, но считается математической дисциплиной. В теоретической физике это понятие обращения не имеет, несмотря на то, что информация родилась в физике и нашла широкое применение в инженерной практике применительно к техническим системам связи и управления энергетическими процессами в промышленности. Это одно из первичных понятий естествознания, как и энергия, не имеющее объяснения (172). Существует достаточно много определений информации, но они всегда привязаны к решению конкретной естественно-научной или инженерной задачи. Существующие в математике определения и теоремы теории информации после их «адаптации» в концепцию двух видов энергии оказались пригодными для анализа квантового вакуума. В концепции двух видов энергии мы условно отождествили понятия «информация» и «несконденсированная энергия». Пришла пора для объяснения этой условности и объяснения нелепого в новой энергетической концепции утверждения, имеющего хождение в теоретической физике: «в систему пришла информация — система на неё реагирует».
Теория информации, как наука, родилась на основе наполнения математических идей физическим содержанием. Перечислим кратко исторические вехи её рождения (7, 8, 127, 148,149).
1866 г. Дж. К. Максвелл впервые решил статистическую задачу экспоненциального распределения молекул идеального газа по скоростям — «распределение Максвелла».
1868-71 гг. Л. Больцман обобщил «распределение Максвелла» и распространил его на газы, находящиеся во внешнем силовом поле, и установил формулу «больцмановского распределения» для равновесного состояния газа. В инженерной практике формула Больцмана имеет і ш
N =Сс*
щж I
где N — число частиц, обладающих энергией т. с. населённость уровня N; к — постоянная Больцмана; С — постоянная, зависящая от полного числа частиц в единице объёма (64, с. 24).
1876-79 гг. Д. В. Гиббс сформулировал задачу, вошедшую в историю науки как «парадокс Гиббса»: «Энтропия смеси газов больше суммы энтропий этих же газов на величину ДЕ = k — N ■ 1п2. Парадокс заключается в следующем:
— в пределе при смешении одинаковых газов энтропия системы увеличится на ту же величину ДЕ;
— но, с другой стороны, при смешении одинаковых газов ничего не происходит, поэтому энтропия системы возрастать не должна.
Парадокс Гиббса объясняли многие учёные. В литературе имеется более 50 объяснений, многие из которых противоречивы и взаимоисключающи, в т. ч., например, и сам парадокс, объявляющий несуществующим. К настоящему времени парадокс Гиббса по-прежнему не имеет общепринятого решения (149) и даже исключён из некоторых вузовских учебников (163, с. 8).
В дальнейшем, по-видимому, в 1900 г., М. Планк дал формулу связи энтропии физической системы S с вероятностями SQ = k-1 и Р0, где Р0 — число элементарных микроскопических состояний, к — постоянная Больцмана.
В 1924 г. Г. Найквист и 1929 г. Р. В. Л. Хартли основали теорию информации. Как пишет Хартли, «информация, связанная с единичным выбором (в нашей интерпретации — с выбором единичного солитона), есть логарифм числа всевозможных символов» — носителей информации, в «утилитарной интерпретации» — числа всех разномасштабных квантов-солитонов, находящихся во взаимосвязи в естественных границах наблюдаемости конкретного свойства сконденсированной энергии — её переносчиков.
В сходстве формул для энтропии и информации учёные увидели признаки внутренней логической связи. Теория информации формировалась в работах К. Шеннона, Л. Сцилларда, Л. Бриллюэна и др. учёных как наука, раскрывающая логическую связь между информацией и энергией (энтропией).
В 1956 г. Л. Бриллюэн впервые опубликовал свою теорию информации (в русском переводе в 1960 г.), основные идеи которой он сформулировал в своей следующей книге (148) в виде закона связи информации с отрицательной энтропией (в его терминах «с негэнтропией»), используя приведённую выше формулу Планка. У Бриллюэна закон имеет несколько формулировок: «Любая добавочная информация увеличивает негэнтропию системы»; «Негэнтропия эквивалентна информации»; «Информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию». На основе эмпирических фактов и принципа С. Карно Бриллюэн сформулировал принципы взаимного превращения энтропии и информации: «Негэнтропия —> Информация —> Негэнтропия». В конце концов, Бриллюэн в своих исходных положениях пришёл к выводу: «мысль создаёт отрицательную энтропию» — на наш взгляд, более логичному в концепции двух видов энергии, чем в старой энергетической концепции.
Феноменологические «математико-методологические» решения Гиббса, Планка, Найквиста, Хартли и Бриллюэна имели далеко идущие следствия. Они породили в инженерной практике «техническую кибернетику».
В1999 г. С. В. Галкин и в 2001 г. В. Н. Волченко в отдельных и совместной работах впервые вложили в понятие информации физическое содержание ещё одного вида энергии (23, 90, 180), который мы в своей книге (11) и в настоящей книге исследуем как несконденсированную энергию. Формула взаимосвязи нового вида со «старым видом» энергии вещественного мира, по существу, тождественна формулам Больцмана, Гиббса и Планка. Взаимосвязанные энтропия и негэнтропия — это зеркально симметричные распределения Больцмана, которые соответствуют IEV — модели Волченко (1; 23, с. 380).
В новой энергетической концепции задача Г иббса является не парадоксом, а математико-физическим эффектом сложения энергетических процессов преобразования двух видов энергии как действия суперпозиции, подчиняющихся экспоненциальным распределениям Максвелла, Больцмана и Г иббса. Парадокс обусловлен математическими свойствами действий над экспоненциальными векторными величинами, взаимосвязанными также экспоненциально.