ЭЛЕМЕНТЫ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
Буровая технологическая установка — техническая система, совокупность элементов которой подчинена решению определенных задач в определенных условиях и не допускает произвольного вычленения основных узлов или замены их другими узлами. Согласно общей теории систем целостность (неразделимость) всякого системного комплекса определяется законом композиции системы. Роль такого закона композиции для буровой установки играет область ее эффективного применения: перечень технологических задач и условий их выполнения. Исходя из этого подбираются в единое целое основные элементы установки — набор их в разных типах установок различен.
Основные узлы буровых установок для вращательного бурения скважин на твердые полезные ископаемые следующие: буровой агрегат, вышка с талевой оснасткой и буровое здание (тепляк) с транспортной базой. Общая схема такой установки представлена на рис. 11.1.
Собственно технологической установкой, реализующей технологический процесс бурения, является буровой агрегат, состоящий из бурового станка, бурового промывочного насоса и привода. Буровой станок представляет собой машину (т. е. устройство для преобразования параметров механической энергии электрического двигателя или дизеля в рабочее движение исполнительных органов) комбинированного типа, как правило, с двумя исполнительными органами: вращателем с присоединенным к нему механизмом подачи, сообщающим
Рис. 11.1. Схема буровой установки: I — вышка; 2 — буровое здание; 3 — насос; 4 — электродвигатель; 5 — бурильный снаряд; 6 — буровой станок |
вращение и осевую нагрузку колонне бурильных труб, и лебедкой, посредством которой через талевую оснастку выполняется спуск и подъем снаряда (бурильной колонны, колонкового набора с породоразрушающим инструментом и различного скважинного технологического оборудования).
Насос служит для подачи в скважину очистного агента с целью охлаждения породоразрушающего инструмента и выноса частиц разрушенной горной породы (шлама) на поверхность.
Привод бурового агрегата может быть индивидуальный электрический, от общего двигателя внутреннего сгорания через клиноременную передачу или комбинированный.
Буровая вышка служит для размещения на ней талевой оснастки (системы блоков и канатов) и выполнения спуско — и грузоподъемных операций.
Буровое здание служит для размещения бурового оборудования, защиты его и персонала, обслуживающего буровую установку, от атмосферных воздействий.
В буровом здании размещаются также вспомогательное оборудование и средства малой механизации (трубораз — вороты, обогреватели, электрические щиты и пульты управления).
Транспортная база является элементом передвижных и самоходных установок. Для передвижных установок транспортной базой, на которой буровая установка размещается не только при перевозках, но и во время бурения скважин, служат сани или колесные платформы. Самоходные установки монтируются на шасси тракторов или автомобилей.
Аналогичные установки ударно-канатного бурения не имеют в своем составе промывочного насоса и механизмов для работы с колонной бурильных труб.
Установки, использующие для очистки забоя от шлама воздух (бурение с продувкой), вместо насоса оснащаются компрессорами. Параметрический ряд установок представлен в табл. 11.1.
Основу технологических комплексов данного класса составляют установки типа УКБ.
І |
Наибольшее распространение среди них имеют передвижные установки УКБ-4П, УКБ-5П и УКБ-7П (соответственно четвертого, пятого и седьмого классов), а также самоходная буровая установка УКБ-200/300 (УКБ-ЗС) третьего класса и стационарная буровая установка УКБ-8 восьмого класса.
Параметрический ряд бурового оборудования для бурения скважин на твердые полезные ископаемые
|
Установка УКБ-ЗС включает в себя: буровой станок, дизель, мачту, труборазворот, буровой насос, укрытие электрооборудования, автомобильное шасси ЗИЛ-131. В конструкции
установки использованы автомобильные узлы (коробка передач, фрикцион, коробка отбора мощности с маслонасосом, карданный вал), а также гидрораспределители от трактора Т-40. Мощность от дизеля передается буровому станку посредством телескопического карданного вала, унифицированного с карданным валом автомобиля ГАЗ-53.
Передвижные буровые установки УКБ-4П, УКБ-5П, УКБ-7П представляют собой комплекс бурового и энергетического оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, обеспечивающий все виды работ по проходке скважин.
Перевозка установки УКБ-4П единым блоком обеспечивается железнодорожным транспортом или по автомобильным дорогам. Установка УКБ-5П перевозится с разделением мачты и бурового здания. Блочная конструкция установки УКБ-7П позволяет перевозить ее отдельными блоками: станочным, насосным, вспомогательным.
Наиболее мощная установка восьмого класса УКБ-8 включает следующие отдельные технологические блоки: блок лебедки, блок ротора, блок регулятора подачи, блок буровой насосной установки, гидросистемы, электрического и гидравлического пультов управления. Отличительная особенность конструкции установки — применение в качестве привода основных механизмов (ротора, лебедки, автомата подачи) отдельных самостоятельных электродвигателей постоянного тока, питаемых от генератора постоянного тока мощностью 190 кВт, установленного на одной раме с электродвигателем переменного тока, питающимся от промышленной сети.
Привод ротора от электродвигателя постоянного тока обеспечивает плавное изменение частоты вращения бурового снаряда от 0 до 1200 об/мин независимо от величины крутящего момента на рабочем валу, что имеет очень важное значение для оптимального ведения технологического процесса. Привод лебедки, напротив, имеет мягкую характеристику, при которой скорость спуска и подъема снаряда автоматически уменьшается при нагрузке на снаряд (прихвате, затяжке и т. д.). Примерная схема расположения оборудования установки УКБ-8 представлена на рис. 11.2.
Установки оборудованы комплексами контрольно-измери — тельной аппаратуры типа «Курс» — разные установки оснащены различными модификациями данного комплекса: УКБ-5 — «Курс-411», УКБ-7 — «Курс-613», УКБ-8 — «Курс-713».
Аппаратура «Курс-411» обеспечивает регистрацию нагрузки на породоразрушающий инструмент или на крюке на суточной диаграмме и отмечает моменты перехвата бурового сна-
Рис. 11.2. Схема расположения оборудования буровой установки УКБ-8: 1 — устье скважины; 2 — подсвечник; 3 — шурф; 4 — блок ротора; 5 — масло — станция; 6, 7 — пульты управления гидравлический и электрический; 8 — «Курс-713»; 9 — тиристорный шкаф; 10 — ЭМУ-50; 11 — стол; 12 — регистратор; 13 — комната технической документации; 14 — уголок отдыха; 15 — раздевалка; 16 — шкаф управления переменного тока; 17 — реостат; 18 — шкаф управления постоянного тока; 19 — генератор-двигатель; 20 — душевая; 21 — котельная; 22 — водяной бак; 23 — котел; 24 — промывочный насос; 25 — ПХ — 15Л; 26 — блок регулятора подачи; 27 — блок лебедки; 28 — водяной бак для охлаждения лебедки; 29 — верстак; 30 — датчик давления |
ряда, а также обеспечивает световую и звуковую сигнализацию при уменьшении расхода промывочной жидкости ниже допустимого предела. Аппаратура «Курс-613» и «Курс-713», кроме того, обеспечивает световую и звуковую сигнализацию предельно допустимых значений усилия на крюке и крутящего момента на вращателе. К этой аппаратуре можно также подключать универсальный регистратор «Румб-1», предназначенный для синхронной записи на одной диаграмме шести параметров режима бурения в функции времени.
Принцип действия регистратора «Румб-1» основан на преобразовании измеряемых параметров процесса бурения, поступающих от аппаратуры «Курс» или от преобразователей станков ЗИФ-120МР, в электрические напряжения, подаваемые затем соответственно на входы каждого канала регистратора. Измерительная схема каждого канала — компенсационная на переменном токе. Электрический сигнал от преобразователя, поданный на вход канала, сравнивается с сигналом компенсатора.
Установки для бурения на твердые полезные ископаемые представляет собой наиболее полные и универсальные техно
логические комплексы, способные при необходимости решать любые задачи разведки недр, осуществлять бурение гидрогеологических и инженерно-геологических скважин, хотя и с меньшей эффективностью, чем специализированные установки.
Технологические комплексы для решения геологоразведочных задач другого класса имеют иной состав.
Установки для бурения картировочных и геолого-съемоч — ных скважин представляют собой переносные и самоходные, как правило, легкие буровые станки вращательного или ударного бурения с приводом от карбюраторного двигателя внутреннего сгорания. Такие установки не оснащаются насосами, компрессорами, средствами малой механизации, буровыми зданиями и сложными системами таловой оснастки.
Примером установки данного типа может служить мотобур М1, предназначенный для бурения скважин шнековым инструментом в породах I—III категорий по буримости с отбором проб с колонковыми шнеками, а также для бурения шпуров витыми штангами в породах до V категорий по буримости включительно и в мерзлых грунтах. Мотобур может транспортироваться в заплечном рюкзаке. Обслуживают его два человека.
Мотобур М1 позволяет бурить скважины глубиной до 10 м шнеками диаметром 65 мм и шпуры глубиной 2 м витыми штангами диаметром 43 мм.
Основные узлы мотобура следующие: двигатель внутреннего сгорания бензиновый «Дружба-4» с центробежной муфтой сцепления, который присоединяется к двухскоростной коробке передач в силуминовом корпусе, объединенной с вращателем, две рукоятки с амортизаторами и бензобак.
Колонковый мотобур М10 представляет собой модификацию, позволяющую бурить скважины колонковым способом твердосплавными коронками диаметром 46 и 59 мм. Мотобур устанавливается на опорной балке, прикрепляемой к грунту, имеет цепной механизм подачи инструмента.
Легкая передвижная установка УКБ-12/25 имеет аналогичные мотобуру М10 технические характеристики, но большую глубину бурения скважин (до 15 м шнеками, до 12,5 м твердосплавными коронками диаметром 76 мм и до 25 мм алмазными коронками диаметром 46 мм) благодаря использованию промывочного насоса НБ 1-25/16 с индивидуальным бензиновым двигателем. Установка монтируется на легком двухколесном шасси (колеса от мотороллера «Вятка») и может транспортироваться как прицеп за автомобилем или мотоциклом.
Имеется модификация данной установки — УКБ-12/25С, монтируемая на шасси автомобиля УАЗ-469Б.
Более мощные установки для картировочного и поискового бурения типа УПБ-100ГТ обеспечивают бурение скважин шнеками и колонковым способом с промывкой до глубины 100-150 м алмазными и твердосплавными коронками диаметром 46-76 мм в породах всех категорий.
Установка УПБ-10ГТ монтируется на гусеничном тягаче — вездеходе ГТ-СМ (ГАЗ-71) с сохранением плавучести. Установка имеет подвижной вращатель с гидроприводом, масло — станцию с приводом от транспортной базы, мачту и канатный механизм подачи с приводом от гидроцилиндров. Промывочный насос установки также снабжен гидроприводом. Подвижный вращатель с закрепленными на нем элеватором обеспечивает выполнение спускоподъемных операций.
Важной особенностью установки УПБ-100ГТ является возможность посадки обсадных труб с вращением и принудительного разбуривания скважины обсадной колонной со специальным башмаком, что ускоряет крепление ствола и позволяет чередовать бурение с обсадкой.
Самоходные и передвижные установки для бурения гидрогеологических скважин представляют собой особый класс буровых технологических комплексов, позволяющих бурить скважины сравнительно большого диаметра (118-900 мм) в породах любых категорий, как вращательным способом с промывкой, так и без промывки скважины (шнеками, ударноканатным или ударно-забивным способом). Установки данного класса позволяют производить отбор монолитов грунтов для лабораторных инженерно-геологических исследований и опытные гидрогеологические откачки.
Установки УКС-22 М и УКС-30 М — легкие передвижные установки ударно-канатного бурения, позволяющие бурить скважины глубиной соответственно 300 и 500 м с начальными диаметрами 600 и 900 мм.
Установки смонтированы на сварной металлической раме, закрепленной на двух осях с пневматическими скатами. Основные элементы установок следующие: приводной электродвигатель, главный вал, инструментальный барабан, ударный механизм, желоночный и талевый барабаны, станина, мачта и блок управления. Главный вал снабжен клиноременным приводом от электродвигателя. Все барабаны, связанные с общим валом зубчатыми или цепными передачами, включаются с помощью фрикционных муфт.
Ударный механизм станка включает ударный вал с двумя симметрично расположенными кривошипами, два шатуна, связывающих кривошипы с оттяжкой и качающимися рамами. Подобная система ударного механизма обеспечивает силу удара, близкую к энергии свободного падения бурового снаряда.
Телескопическая мачта шестового типа при транспортировке укладывается на станок, а при работе крепится на станке жесткими растяжками. К мачте крепится поворотная кран-балка, обеспечивающая выполнение вспомогательных грузоподъемных операций.
Самоходные буровые установки для бурения гидрогеологических скважин (УРБ-2,5А2, УРБ-УАМ, 1БА-15В и другие) монтируются на шасси высокопроходимых мощных автомобилей типа ЗИЛ-131, МАЗ-200 и оснащаются роторным вращателем, планетарной лебедкой и насосной установкой с приводом от двигателя транспортной базы через коробку перемены передач.
Все буровые установки для проходки гидрогеологических скважин объединены в параметрический ряд, основные характеристики которого приведены в табл. 11.2.
Установки для бурения взрывных сейсмических скважин монтируются на самоходной транспортной базе: установки УШ-1Т и УШ-2Т — на базе гусеничных тракторов, УРБ-2А2 — на базе автомобиля ЗИЛ-131. Это обусловлено требованиями методики сейсморазведки, предполагающей бурение неглубоких взрывных скважин сравнительно большого диаметра по густой сетке.
В этом случае собственно процесс бурения каждой скважины занимает немного времени, но производственный процесс сопровождается большим количеством перемещений установки. Даже самоходные установки с гидрофицированными мачтами в этом случае оказываются не эффективными, так как требуют определенного времени на подготовку к работе на новой точке.
Установки данного класса обеспечивают бурение скважин глубиной от 30 до 100 м конечным диаметром 135-175 мм шнеками, шарошечными долотами и колонковыми снарядами с промывкой и продувкой забоя воздухом.
Установки оснащены подвижным вращателем с гидроприводом, перемещающимся по направляющим мачты, гидравлическим механизмом подачи, промывочным насосом или компрессором и пультом управления. Привод осуществляется от двигателя транспортной базы через маслостанцию и маслона — сосы гидропривода.
Таблица 11.2 еский ряд буровых установок для бурения гидрогеологических скважин (основные характеристики) |
А
Подвижный вращатель с элеватором позволяет выполнять спускоподъемные операции.
Каждая буровая установка представляет собой единую техническую систему, обеспечивающую оптимальное сочетание различных технических решений основных ее элементов в соответствии с задачами, для решения которых эта установка предназначена.
Отдельные ее элементы (станки, насосы, спускоподъемное оборудование), в свою очередь, представляют собой сложные технические системы, устройство и функционирование которых подчиняется особым принципам.