ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Наиболее экономичный в эксплуатации и ремонте двигатель — это дизель. При выборе дизеля основными должны быть эксплуатационные показатели: надежность, экономичность, ремонтопригодность.
В отличие от электродвигателя перегрузочная способность дизеля не превышает 10 %. С целью увеличения срока службы и надежности дизеля его приводная мощность должна быть в 1,5-2 раза больше мощности электродвигателя, рекомендованного для станка определенного типоразмера. Дизельные приводы буровых установок легче дизель-электрических на 7-20 % и имеют более высокий КПД.
Основные недостатки дизельного привода буровых установок следующие: ухудшение условий труда из-за шума дизеля (100-110 дБ), выделения паров горючесмазочных веществ и выхлопных газов, загрязняющих атмосферу, повышенная пожароопасность и снижение надежности работы буровой установки. Годовые затраты на ремонт дизеля в 30-35 раз больше годовых затрат на ремонт электродвигателя той же мощности. Моторесурс электроагрегатов значительно выше дизельных, амортизационные отчисления в 2-3 раза меньше, поскольку расходы на ремонт меньше. Характеристики дизельных двигателей приведены в табл. 18.2.
Таблица 18.2 Основные характеристики дизельных двигателей
|
Марка двигателя |
Номи наль ная мощ ность, кВт |
Частота враще ния, об/мин |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин |
Расход топлива, г/(кВтч) |
Охлажде ние |
Масса, кг |
Мото ресурс, ч |
СМД-60 |
118 |
2000 |
1500 |
136 |
II |
900 |
5000 |
СМД-62 |
132 |
2100 |
1500 |
136 |
it |
930 |
5000 |
СМД-64 |
122 |
1900 |
1500 |
136 |
II |
900 |
5000 |
СМД-80 |
185 |
2200 |
1600 |
133 |
II |
1050 |
5000 |
А-41 |
66 |
1750 |
1200 |
129 |
II |
1020 |
4500 |
А-49 |
74 |
1900 |
_ |
136 |
II |
900 |
5000 |
А-41Т |
81 |
1750 |
133 |
II |
5000 |
||
А-50Т |
110 |
2000 |
133 |
II |
920 |
_ |
|
А-01М |
96 |
1700 |
11:10 |
136 |
Л |
1280 |
5000 |
А-09 |
110 |
1900 |
_ |
136 |
1100 |
5000 |
|
А-01Т |
118 |
1700 |
_ |
133 |
II |
1180 |
5000 |
А-12Т |
170 |
2000 |
133 |
II |
1160 |
_ |
|
ЯМЗ-2Э8НБ |
159 |
1700 |
1200 |
129 |
Л |
1170 |
6000 |
ЯМЗ-240Б |
220 |
1900 |
1500 |
129 |
II |
1670 |
5000 |
А-130 |
103 |
1070 |
800 |
129 |
<1 |
2000 |
4500 |
Д-160 |
118 |
1250 |
950 |
125 |
II |
2072 |
5000 |
8ДВТ-330 |
240 |
1700 |
1300 |
133 |
Воздушное |
1650 |
— |
12ДВТ-500 |
370 |
1900 |
1400 |
133 |
11 |
2600 |
— |
Автомобильные дизели |
|||||||
ЯМЗ-740 |
155 |
2600 |
1500 |
122 |
Водяное |
750 |
5000 |
ЯМЗ-741 |
190 |
2600 |
1500 |
122 |
II |
890 |
5000 |
.ЯМЗ-236 |
132 |
2100 |
1400 |
123 |
II |
820 |
6000 |
ЯМ3^238" |
— 176 |
2100 |
1400 |
123 |
II |
1070 |
6000 |
ЯМЗ-240 |
268 |
2100 |
1500 |
123 |
II |
1640 |
6000 |
ЯМЗ-240Н |
370 |
2100 |
1500 |
123 |
«1 |
1710 |
5000 |
На работу дизеля оказывает влияние атмосферное давление и температура окружающего воздуха. С уменьшением атмосферного давления ухудшается процесс сгорания топлива, происходит интенсивное нагарообразование и увеличивается удельный расход топлива.
При эксплуатации дизелей в высокогорных районах для достижения наиболее высоких мощностных и экономических показателей состав горючей смеси можно улучшить, изменяя цикловую подачу топливного насоса.
При повышении температуры окружающего воздуха снижается его плотность, в результате чего уменьшается количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, ухудшается
полнота сгорания топлива и снижается индикаторная и эффективная мощность двигателя. Падение эффективной мощности дизеля составляет 1,4-2,0 % на каждые 10 °С повышения температуры окружающей среды.