Скважина как технологический объект
Исследованию процессов, происходящих в бурящихся скважинах, должно, очевидно, предшествовать выяснение условий и пространственных границ, в которых они протекают. Иначе говоря, прежде всего необходимо установить, что представляет собой бурящаяся скважина как объект, в котором протекают все эти процессы. Выяснение этого вопроса логично начать с ознакомления с известными конструкциями скважин. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что во всех странах мира наблюдается общая тенденция роста глубин скважин, что объясняется главным образом истощением запасов нефти и газа на меньших глубинах.
Наряду с этим сверхглубокое бурение’ позволит раскрыть новые возможности использования сырьевых и энергетических ресурсов планеты и, кроме того, даст толчок к дальнейшему развитию наук о Земле, поднимет их на принципиально новый уровень. Это одна из ведущих проблем современности и для ее осуществления потребуется строительство скважин, глубина которых/достигнет 10-—15 км.
Как правило, для глубоких скважин применяют многоколонные конструкции, что обеспечивает предупреждение возможных осложнений и аварий как в процессе бурения, так и в процессе эксплуатации скважины. Можно утверждать, что любая скважина в процессе ее бурения представляет собой цилиндрическое тело кольцевого сечения, образованное колонной бурильных труб и стенками обсаженного или необсаженного ствола.
Процесс разрушения породы в забойной зоне происходит вне зависимости от конструкции скважины, причем образующийся в. процессе разбуривания шлам выносится на поверхность по затруб — ному (кольцевому) пространству восхоДящим потоком бурового раствора. При. этом (также вне зависимости от конструкции скважины) поток бурового раствора’ омывает нагретые за счет естественного тепла пород стенки ствола, в результате чего между ними возникает теплообмен.. ,
Таким образом, при любой конструкции скважины образуется замкнутая система, внутри которой циркулирует поток бурового ра
створа, активно участвующего в очистке забоя скважины и одновременно выполняющего роль холодо — или теплоносителя. Иначе говоря, вне зависимости от своей конструкции любая бурящаяся скважина может рассматриваться как. некий теплообменный аппарат, работающий по принципу «противника». В то же время характер протекания всех процессов в таком теплообменнике, их количественная оценка в первую очередь будут определяться конструкцией скважины, так как именно в зависимости от конструкции скважины могут изменяться поперечные сечения проходных каналов и их длина, что не замедлит сказаться на энергетических показателях всей циркуляционной системы.
Кроме того, в отличие от обычных теплообменных аппаратов в данном случае мы имеем дело с системой, Габаритные размеры которой, равно как и температура внешней среды, изменяются и во времени, и по глубине. При этом имеется в виду изменение диаметров (внутренних) и наружных бурильных труб, а также диаметра самого ствола скважины, находящегося в непосредственной зависимости от диаметра долот, которыми будет разбуриваться порода, и от диаметров (главным образом внутренних) колонн, которые будут спущены в скважину для крепления ее стенок.
В силу специфических условий протекания процессов, обусловленных конструкцией и технологией проводки ствола, их изучение целесообразно приурочить к четырем самостоятельным зонам. Это прежде всего зона забоя, где размещается породоразрушающий инструмент (долото) и происходит процесс собственно раз- буривания (разрушения) породы и где (если бурение ведется не роторным способом) размещается забойный двигатель. Несколько условно можно считать, что в этой же зоне размещен весь низ бурильной’ колонны, имеющей ту или инук} компоновку.
Затем отдельно должно рассматриваться кольцевое пространство, образованное колонной бурильных труб (а в процессе цементирования—обсадной колонной) и стенками ствола скважины — обсаженного или необсаженного. В. этой части скважины протекают основные тепловые и гидравлические процессы, связанные с выносом разбуренных частиц, подъемом цементного раствора, фильтрацией буровых растворов в пласт и т. п.
Третья зона представляет собой внутренний канал бурильных труб (при цементировании — внутренний канал обсадной колонны), через который происходит подача бурового раствора на забой или продавка цементного раствора в затрубное пространство в процессе цементирования. Кроме того, при электробурении внутренний канал бурильных труб служит одновременно и каналом, в котором размещается токопроводящий кабель.
Отличительной особенностью третьей зоны является возможность ее вращения исходя из технологических особенностей бурения или в зависимости от способа бурения.
Наконец, последняя, четвертая зона — это та часть бурового оборудования и циркуляционной системы, которая расположена на поверхности и, в частности, на устье скважины. Здесь происходит приготовление и очистка буровых растворов, приготовление цементных растворов, продавочных и буферных жидкостей. Здесь же расположены все буровые механизмы и насосное хозяйство, а также сосредоточены все контрольно-измерительные приборы, позволяющие следить за эффективностью процессов, происходящих в скважине, и вносить при необходимости соответствующие коррективы в их протекание.
Очень важно иметь в виду, что в то время как выбор формы и габаритных размеров скважины как теплообменного аппарата зависят в конечном счете от воли человека и, стало быть, управляем, то среда, в которой человек создает этот аппарат, ее свойства и состояние не зависят от воли человека, а обусловлены рядом геологических и географических факторов, являющихся неуправляемыми. В частности, к таким свойствам среды должны быть отнесены теплофизические свойства и температура пород, ее механические (прочностные) свойства, пластовое, давление и т. п.
Тепловые и гидравлические процессы имеют много общего, тогда как остальные (механические, физико-химические и др.) процессы значительно отличаются от них по своей природе и изучаются самостоятельно. Следует иметь в виду, что термогидравлические процессы, связанные с цементированием скважин, обладают рядом специфических особенностей и поэтому также должны рассматриваться отдельно.
Совершенно очевидно, что на современном этапе, когда на повестку дня встал вопрос бурения скважин глубиной 15 тыс. м, нельзя ограничиваться рассмотрением только гидравлических процессов без учета теплообменных явлений. Гидравлические и тепловые вопросы, относящиеся к проводке сверхглубоких скважин, должны рассматриваться совместно с учетом их взаимодействия. В силу сложившихся обстоятельств сам термин «гидравлика буровых растворов» уже не в состоянии отразить то многообразие задач, которые приходится решать, имея дело с гидравлическими и тепловыми процессами в бурящихся скважинах. Более емким и точнее отражающим сущность изучаемых явлений термином является термин «термогидравлика буровых растворов» или «буровая термогидравлика».
По сути дела этот термин характеризует сущность новой самостоятельной дисциплины, становление которой самым тесным образом связано с развитием техники и технологии бурения.