ЗНАЧЕНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩ ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
24. Водохранилища сделали судоходной р. Влтава (Чехословакия). Судоходный шлюз гидроузла Вране |
Относительно небольшая доля речного транспорта в общем грузообороте стран объясняется сезонностью его работы, несовпадением направлений внутренних водных путей и грузопотоков, ограниченностью речных бассейнов, как правило, малыми глубинами на незарегулиро — ванных участках, «ступенчатостью» глубин в пределах одного и того же бассейна, наличием перекатов и порожистых участков с большими скоростями течения, неустойчивостью судовых фарватеров и другими причинами.
Устранить перечисленные недостатки внутренних водных путей можно лишь посредством строительства гидроузлов, каналов и создания больших водохранилищ (рис. 24). Для речного транспорта важно, чтобы строительство гидроузлов начиналось в верховьях рек, это позволит увеличить судоходные глубины на наиболее мелководных их участках как за счет создания подпора, так и путем специальных навигационных попусков в нижние бьефы.
Иногда в интересах речного транспорта строительство гидроузлов предпочтительно начинать на том участке реки, где имеются пороги, мешающие судоходству.
Нередко на приплотинных и средних участках водохранилищ глубины в несколько раз превышают необходимые для судоходства, тогда судовой ход прокладывают не по руслу реки, а практически по любой трассе. За счет спрямлений длина судового хода по водохранилищам по сравнению с длиной хода по реке сокращается в среднем на 5—15%.
С созданием водохранилищ в несколько раз увеличиваются ширина судового хода и радиусы закругления. Это дает возможность повысить на 10—15% скорость движения судов.
Водохранилища служат эффективным, а иногда и единственным средством улучшения сети водных путей. Так, создание многих судоходных каналов стало возможным лишь благодаря строительству гидроузлов (рис. 25).
Создание водохранилищ и регулирование ими стока имеют для водного транспорта и неблагоприятные последствия.
Часть из них носит временный характер и исчезает по мере создания последующих гидроузлов и водохранилищ, часть же остается навсегда: усиление ветра и увеличение волны, потеря времени на шлюзование. В северных районах к ним прибавляются ранний ледостав и позднее освобождение водохранилищ ото льда.
Значительны потери времени на проход судов через шлюзы: в среднем каждое шлюзование занимает не менее 30 мин. Иногда у шлюзов образуются очереди из судов, и тогда грузовые суда, уступая место пассажирским, теряют по нескольку часов.
Длительность ледостава на некоторых водохранилищах несколько больше, чем на незарегулированных участках. Однако с созданием водохранилищ появилась реальная возможность организации круглогодичной навигации с использованием ледоколов. Ледокольный флот продлил навигацию на водохранилищах Волги и Камы в среднем на 15 суток. Длительность навигации на водохранилищах увеличилась еще и потому, что в осенний период на реках (до их зарегулирования) из-за маловодья и более интенсивного льдообразования движение заканчивалось значительно раньше ледостава.
25. Грузовые суда на Горьковском водохранилище — очень грузонапряженном участке Единой глубоководной воднотранспортной системы европейской части СССР |
Серьезные осложнения в работу речного флота вносят резкие и значительные суточные и недельные колебания расходов и уровней воды в нижних бьефах ГЭС, приводящие или к недогрузу судов, или же к нарушению графиков движения, поскольку суда подолгу простаивают в ожидании нормируемых глу
бин. Особенно велики затруднения водного транспорта из-за недельного регулирования. С уменьшением попусков в выходные дни (из-за спада нагрузки на агрегаты ГЭС) резко снижаются глубины. Отрицательное влияние суточных и недельных колебаний расходов проявляется также в резком переформировании перекатов и быстрой заносимости судовых ходов.
Работа водного транспорта осложняется и в периоды перекрытия русла и первоначального заполнения водохранилищ. При перекрытии русла сквозное судоходство прекращается на несколько дней или недель. В исключительных обстоятельствах судоходство приостанавливается и на более длительное время, и грузы транспортируются по берегу. Изъятие значительных объемов стока на первоначальное заполнение водохранилищ приводит к временному снижению расходов воды в нижнем бьефе, и тогда судоходство испытывает большие затруднения. Работу речного транспорта осложняют и отдельные нарушения уро — веиного режима.
Несмотря на некоторые отрицательные последствия гидростроительства, преобразование режима рек водохранилищами в целом имеет положительное значение для развития речного транспорта в последние десятилетия и будет иметь не меньшее значение в будущем.
Положительные факторы создания водохранилищ для речного транспорта на большинстве рек земного шара превосходят отрицательные. Себестоимость перевозок грузов по водохранилищам по сравнению с себестоимостью перевозок по реке уменьшается в 1,5—5 раз, а капиталовложения в речной транспорт — в 1,2—3 раза.