ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
«Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Фе — дералъного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними — иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
Закон РФ «Об охране окружающей среды», ст. 2
Охрана природы возникает и совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды и, в частности, водной среды в форме непосредственного водопотребления или водопользования. При этом на первом плане должно находиться экономное или рациональное использование водных объектов (источников) с учетом требований их охраны.
Со второй половины XX в. к проблеме рационального использования вод добавляется защита водных ресурсов как важнейшего объекта для человека, его жизни и здоровью, генетического будущего.
Основными принципами охраны окружающей человека природной среды, указанных в [27], являются:
— приоритет охраны жизни и здоровья;
— научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
— законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
— гласность в работе экологических организаций и их тесная связь с общественными объединениями и населением в решении природоохранительных задач;
— международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.
В 1919 г. в составе Народного комиссариата просвещения был создан единый государственный орган по охране природы. В этом же году был организован Государственный гидрологический институт (ГГИ), который длительное время был единственным в мире специализированным научным учреждением в области исследования водных объектов.
В 60-80-х годах прошлого века было принято довольно много постановлений по вопросам охраны и рационального использования водных объектов. В 1960 г. вышло постановление «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР». Были приняты постановления о загрязнении Каспия, о Байкале, об озере Севан, о загрязнении бассейнов рек Волги и Урала; о Балтийском море и др. В 1970 г. принят закон «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик». В 1972 г. принято постановление «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов»; в 1980 г. — «Об усилении охраны природы малых рек от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов».
В конце 80-х годов политика правительства в области охраны природы и улучшения экологической ситуации приобрела новое направление. Так, в 1988 г. принимается постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Согласно постановлению, основными направлениями природоохранной деятельности должны стать: повсеместное обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды; уменьшение удельных расходов воды по стране к 1995 г. не менее чем на 20 % и прекращение к 2000 г. сброса неочищенных сточных вод во все водные бассейны страны; сохранение всех природных ресурсов страны и поддержание их экологического состояния и т. д. Особое место в постановлении отводилось вопросам экологического образования.
На основе этого постановления в 1991 г. был создан Государственный комитет Российской Федерации по охране природы. В этом же году выходит еще одно постановление «О первоочередных мерах по улучшению использования водных ресурсов в стране», где вводятся экономические нормативы платы за воду. В 1996 г. принят «Водный кодекс РФ», в 1998 г. — закон «О гидрометеорологической службе», в 2001 г. — в новой редакции закон «Об охране окружающей среды».
Установление правовых основ использования и охраны водных объектов с 1996 г. регламентируется «Водным кодексом Российской Федерации», который неоднократно корректировался (последняя редакция произведена 1 июля 2008 г.). Он содержит семь глав, из которых шестая глава называется «Охрана водных объектов» и содержит статьи с 55 по 67. Последняя глава посвящена ответственности за нарушение водного законодательства.
В весьма кратком изложении главу 6 можно представить в следующем содержании.
В соответствии с «Водным кодексом РФ» независимо от собственника водного объекта (собственность федеральная, субъекта Федерации, муниципальная, юридического или физического лица) необходимо осуществлять охрану всех видов водных объектов (ст. 55).
Запрещается сброс или захоронение отходов производства и потребления, ядерных материалов и радиоактивных веществ. Содержание опасных для здоровья человека веществ и соединений, а также твердых взвешенных частиц не должно превышать ПДК естественного фона. Также запрещено проведение взрывных работ на водных объектах в случае выделения радиоактивных или токсических веществ при взрыве (ст. 56).
Болото рассматривается как особый водный объект, который нельзя загрязнять и засорять. Осушение болот или их части, как и иное использование болот, не должно приводить к ухудшению состояния не используемой части болота и других водных объектов и к истощению вод (ст. 57).
Аналогичные требования (ст. 58) относятся к ледникам и снежникам.
Статья 59 посвящена охране подземных вод. Необходимо принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения и истощения подземных вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на них. Не допускается размещать места захоронения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и другие объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод, используемых или которые могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация водозаборных сооружений подземных вод не должно отрицательно влиять на поверхностные водные объекты.
Большое внимание уделено охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и самой эксплуатации водохозяйственных систем (гидротехнических сооружений) (ст. 60).
При этом запрещается’.
— сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию и не соответствующих требованиям технических регламентов;
— забор воды, оказывающий негативное влияние на водный объект;
— сброс, содержащий возбудители инфекционных заболеваний, а также вредных веществ, для которых не установлены нормативы ПДК.
«Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем».
В статье 6 Г обращается внимание на необходимость учитывать требования законодательства в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов, в водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий.
Необходимо принимать меры по предотвращению попадания рыб и других вредных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, предотвращать загрязнение грунтовых вод и подъем их уровня.
Орошение или осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.
Использование водных объектов для выработки электричества (ГЭС, АЭС, ТЭЦ) осуществляется (ст. 62) с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Особо отмечается необходимость соблюдать температурный режим водных объектов, используемых АЭС и ТЭЦ.
В статье 63 указывается, что «использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством».
Для водных объектов, являющихся природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны (ст. 64).
В статье 65 подробно рассмотрены положения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах (см. гл. 11).
Согласно статьи 66, к особо охраняемым водным объектам относятся те, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Их статус, режим особой охраны и границы территорий устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Последняя 67-я статья посвящена оценке зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. При этом подчеркнуто, что «на территориях, подверженных затоплению, размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются».
Согласно статье 68 (глава 7) лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную или уголовную ответственность. При этом они не освобождаются от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный вред в добровольном или судебном порядке (ст. 69).
Для обеспечения эффективной охраны трансграничных водных объектов необходимы усилия сопредельных государств при
условии сочетания национальных природоохранительных мер с учетом международных мероприятий в области охраны водных объектов.
Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.