Тандем - 2, шлакоблочные станки, бетоносмесители


Производство оборудования и технологии
Рубрики

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

«Законодательство в области охраны окружаю­щей среды основывается на Конституции Рос­сийской Федерации и состоит из настоящего Фе — дералъного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними — иных нормативных правовых актов Российской

Федерации, законов и иных нормативных право­вых актов субъектов Российской Федерации».

Закон РФ «Об охране окружающей среды», ст. 2

Охрана природы возникает и совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды и, в частности, водной среды в форме непосредственного водопотребления или водопользования. При этом на первом плане должно находиться экономное или рациональное использование водных объектов (ис­точников) с учетом требований их охраны.

Со второй половины XX в. к проблеме рационального использо­вания вод добавляется защита водных ресурсов как важнейшего объ­екта для человека, его жизни и здоровью, генетического будущего.

Основными принципами охраны окружающей человека при­родной среды, указанных в [27], являются:

— приоритет охраны жизни и здоровья;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов;

— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

— законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;

— гласность в работе экологических организаций и их тесная связь с общественными объединениями и населением в решении природоохранительных задач;

— международное сотрудничество в сфере охраны окружаю­щей природной среды.

В 1919 г. в составе Народного комиссариата просвещения был создан единый государственный орган по охране природы. В этом же году был организован Государственный гидрологический ин­ститут (ГГИ), который длительное время был единственным в мире специализированным научным учреждением в области ис­следования водных объектов.

В 60-80-х годах прошлого века было принято довольно много постановлений по вопросам охраны и рационального использова­ния водных объектов. В 1960 г. вышло постановление «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресур­сов СССР». Были приняты постановления о загрязнении Каспия, о Байкале, об озере Севан, о загрязнении бассейнов рек Волги и Урала; о Балтийском море и др. В 1970 г. принят закон «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик». В 1972 г. принято постановление «О мерах по дальнейшему улуч­шению охраны природы и рациональному использованию природ­ных ресурсов»; в 1980 г. — «Об усилении охраны природы малых рек от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном ис­пользовании их водных ресурсов».

В конце 80-х годов политика правительства в области охраны природы и улучшения экологической ситуации приобрела новое направление. Так, в 1988 г. принимается постановление «О корен­ной перестройке дела охраны природы в стране». Согласно поста­новлению, основными направлениями природоохранной деятель­ности должны стать: повсеместное обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды; уменьшение удельных расходов воды по стране к 1995 г. не менее чем на 20 % и прекращение к 2000 г. сброса неочищенных сточ­ных вод во все водные бассейны страны; сохранение всех природ­ных ресурсов страны и поддержание их экологического состояния и т. д. Особое место в постановлении отводилось вопросам эколо­гического образования.

На основе этого постановления в 1991 г. был создан Государ­ственный комитет Российской Федерации по охране природы. В этом же году выходит еще одно постановление «О первоочеред­ных мерах по улучшению использования водных ресурсов в стра­не», где вводятся экономические нормативы платы за воду. В 1996 г. принят «Водный кодекс РФ», в 1998 г. — закон «О гидрометеоро­логической службе», в 2001 г. — в новой редакции закон «Об охра­не окружающей среды».

Установление правовых основ использования и охраны вод­ных объектов с 1996 г. регламентируется «Водным кодексом Рос­сийской Федерации», который неоднократно корректировался (по­следняя редакция произведена 1 июля 2008 г.). Он содержит семь глав, из которых шестая глава называется «Охрана водных объек­тов» и содержит статьи с 55 по 67. Последняя глава посвящена от­ветственности за нарушение водного законодательства.

В весьма кратком изложении главу 6 можно представить в следующем содержании.

В соответствии с «Водным кодексом РФ» независимо от собст­венника водного объекта (собственность федеральная, субъекта Фе­дерации, муниципальная, юридического или физического лица) не­обходимо осуществлять охрану всех видов водных объектов (ст. 55).

Запрещается сброс или захоронение отходов производства и потребления, ядерных материалов и радиоактивных веществ. Со­держание опасных для здоровья человека веществ и соединений, а также твердых взвешенных частиц не должно превышать ПДК естественного фона. Также запрещено проведение взрывных работ на водных объектах в случае выделения радиоактивных или ток­сических веществ при взрыве (ст. 56).

Болото рассматривается как особый водный объект, который нельзя загрязнять и засорять. Осушение болот или их части, как и иное использование болот, не должно приводить к ухудшению со­стояния не используемой части болота и других водных объектов и к истощению вод (ст. 57).

Аналогичные требования (ст. 58) относятся к ледникам и снежникам.

Статья 59 посвящена охране подземных вод. Необходимо принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения и ис­тощения подземных вод, а также соблюдать установленные нор­мативы допустимого воздействия на них. Не допускается разме­щать места захоронения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и другие объекты, оказывающие нега­тивное воздействие на состояние подземных вод, используемых или которые могут быть использованы для питьевого и хозяйст­венно-бытового водоснабжения. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация водозаборных сооружений подзем­ных вод не должно отрицательно влиять на поверхностные водные объекты.

Большое внимание уделено охране водных объектов при про­ектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и самой эксплуатации водохозяйственных систем (гидротехнических сооружений) (ст. 60).

При этом запрещается’.

— сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию и не соответствующих требованиям технических регламентов;

— забор воды, оказывающий негативное влияние на водный объект;

— сброс, содержащий возбудители инфекционных заболева­ний, а также вредных веществ, для которых не установлены нор­мативы ПДК.

«Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или за­прещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем».

В статье 6 Г обращается внимание на необходимость учиты­вать требования законодательства в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности при проведении строи­тельных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов, в водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий.

Необходимо принимать меры по предотвращению попадания рыб и других вредных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, предотвращать загрязнение грунтовых вод и подъем их уровня.

Орошение или осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприя­тий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

Использование водных объектов для выработки электричества (ГЭС, АЭС, ТЭЦ) осуществляется (ст. 62) с учетом интересов дру­гих водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных био­логических ресурсов и других объектов животного и растительно­го мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Особо отмечается необходи­мость соблюдать температурный режим водных объектов, исполь­зуемых АЭС и ТЭЦ.

В статье 63 указывается, что «использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством».

Для водных объектов, являющихся природными лечебными ре­сурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны (ст. 64).

В статье 65 подробно рассмотрены положения о водоохран­ных зонах и прибрежных защитных полосах (см. гл. 11).

Согласно статьи 66, к особо охраняемым водным объектам относятся те, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное зна­чение. Их статус, режим особой охраны и границы территорий ус­танавливаются в соответствии с законодательством об особо охра­няемых природных территориях.

Последняя 67-я статья посвящена оценке зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предот­вращению негативного воздействия вод и ликвидации его послед­ствий. При этом подчеркнуто, что «на территориях, подверженных затоплению, размещение новых поселений, кладбищ, скотомо­гильников и строительство капитальных зданий, строений, соору­жений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются».

Согласно статье 68 (глава 7) лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную или уголов­ную ответственность. При этом они не освобождаются от обязан­ности устранить допущенное нарушение и возместить причинен­ный вред в добровольном или судебном порядке (ст. 69).

Для обеспечения эффективной охраны трансграничных вод­ных объектов необходимы усилия сопредельных государств при

условии сочетания национальных природоохранительных мер с учетом международных мероприятий в области охраны водных объектов.

Воды являются важнейшим компонентом окружающей при­родной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым при­родным ресурсом, используются и охраняются в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, эко­логическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Оставить комментарий