Вещества — «носители» водорода
Очевидно, одним из способов хранения и транспортировки водорода является синтез химических соединений с высоким содержанием водорода с последующим при необходимости их разложением для получения водорода, как это обсуждалось в гл. 8. Особый интерес для применения на транспортных средствах на топливных элементах представляет метанол — жидкое топливо, которое может быть легко преобразовано в водород. На создание размещаемых н* борту транспортного средства мобильных установок для получения водорода из метанола были затрачены значительные усилия, однако возник ряд трудностей.
1. Эффективность.
Предположим, что в качестве исходного вещества используется природный газ. При производстве водорода из природного газа в используемых на практике установках теплота сгорания полученного водорода составляет примерно 90 % теплоты сгорания исходного газа. Если же природный газ преобразуется в метанол, то теплота сгорания полученного спирта составляет всего 71 % теплоты сгорания исходного газа. Тогда как водород может использоваться непосредственно в топливном элементе, метанол необходимо сначала преобразовать в размещенной на борту транспортного средства установке, при этом теплота сгорания водорода, который можно будет затем использовать в топливном элементе, составляет только 77 % теплоты сгорания спирта. Таким образом, эффективность системы топливообеспечения составит 90 % при использовании водорода и всего лишь 0,77 • 0,71 = 0,55 % при использовании метанола.
2 Выделение С02.
Предположим также, что и метанол, и водород получают из природного газа. Использование метанола в качестве топлива для топливного элемента приводит к суммарному выбросу углекислого газа, который в 1,5 раза превыш выброс С02 при использовании водорода.
3. Загрязняющие вещества.
Наиболее вероятно, что на транспортных средствах будут использоваться т дополимерные топливные элементы, которые чувствительны к присутс в водороде примесей, таких как С02, так как они отравляют катализа Подобные примеси содержатся в водороде, получаемом из природного к непосредственно или с промежуточной стадией образования метанола. П использовании метанола водород необходимо получать на борту транс п; ного средства, где, вероятно, качественная очистка водорода будет бо. затруднительной и дорогостоящей, чем при получении его централизовз на предприятии.
4. Угроза окружающей среде.
Если в будущем использование метанола станет так же широко расп странено, как использование бензина в настоящем, то неизбежно б случаться утечки и проливы метанола, как сейчас это время от време случается с бензином. Утечка метанола, однако, может иметь более с езные последствия, чем утечка нефти или бензина. Ни нефть, ни бен не смешиваются с водой и остаются на ее поверхности, образуя плен Метанол же смешивается с водой в любых пропорциях, и большая утечка может привести к загрязнению водоносных пластов. Это при в: к тому, что целый регион может остаться без питьевой воды, так как танол — довольно сильный яд, в определенных дозах вызывающий слеп и летальный исход.