ХОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ПЕРЕДВИЖНОГО И САМОХОДНОГО ЛОКОМОБИЛЕЙ
§ 66. ХОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ПЕРЕДВИЖНОГО ЛОКОМОБИЛЯ
Передвижные локомобили предназначены для частых перебросок с одного места на другое, а потому они выпускаются заводами с ходовым устройством — колесным ходом.
Колесный ход служит для транспортировки локомобиля и состоит (фиг. 124) из передней оси 1 с колесами и двух задних полуосей 2, на которые насажены колеса 3 Передняя ось ходового устройства соединена с кронштейном котла 4 шаровой головкой 5, допускающей поворот оси в горизонтальной и вертикальной плоскостях в зависимости от профиля дороги.
Передняя ось и задние полуоси — стальные, штампованные, обладающие достаточной жесткостью для восприятия динамических усилий, возникающих при транспортировке локомобиля по проселочным неровным дорогам.
Задние полуоси крепятся на шпильках к боковым стенкам кожуха топки.
Колесо (фиг. 125) состоит из ступицы 1 с кольцами 5, обода 2, кольца обода 3 и спиц 4, прикрепляемых к кольцам обода и ступицы. Все детали колеса жестко соединены между собой сваркой.
Проверочный расчет ходового устройства состоит из определения усилий, действующих на оси хода. К числу таких усилий относятся вес локомобиля, вес воды и динамические усилия работающей машины. При перевозке локомобиля на оси действуют вес локомобиля без воды и динамические усилия о г неровностей пути (динамические усилия ввиду неизвестности их величины обычно в расчет не принимаются)
На задние полуоси приходится 60—70°/0 веса всего локомобиля, а остальные 30—40°/0 — на передние Исходя из этих нагрузок, оси проверяются на напряжение изгиба, а шпильки, которыми крепятся задние полуоси, на растяжение.
Ширина обода колеса определяется по допускаемым удельным нагрузкам на 1 см ширины обода в зависимости от качества дороги:
* = (270>
где b — ширина обода в см;
G’ — давление одного колеса на грунт при передвижении локомобиля без воды в кг;
ko6 — допускаемая удельная нагрузка в кг на 1 см ширины обода, принимаемая в зависимости от качества дорог.
Если локомобиль перемещается с водой в котле, то
G’ = GK.
К К
Удельное давление на шейку оси или полуоси kn определяется в зависимости от размеров шейки и усилия, приходящегося на колесо:
kn — кг/см2, (271)
где GK — усилие от веса локомобиля с водой и топливом, приходящееся на колесо, в кг;
d — диаметр шейки в сж,
I — длина шейки полуоси в см.
При транспортировке локомобиля в колесном ходе возникают трение скольжения в ступицах колес и трение качения обода по грунту, препятствующие передвижению.
Сумма всех отдельных сопротивлений представляет собой сопротивление движению повозки. При перемещении колесного хода по мягкому грунту фиг 125 Колесо локомобиля.
сопротивление перекатыванию будет больше, чем по твердому.
Тяговое усилие Р или равное ему при равномерном движении сопротивление движению по горизонтальному пути подсчитывается по формуле
Р = KG кг, (272)
где Р — тяговое усилие (сопротивление движению) в кг;
G — вес локомобиля в кг;
К — коэфициент сопротивления движению на прямом и горизонтальном пути.
Коэфициент сопротивления движению К зависит только от свойств и качества почвы или дороги. Обычно сопротивление движению относят к равномерному движению по прямому и горизонтальному пути.
Полученные на основании опытов значения коэфициента К в зависимости от рода грунта приведены в табл. 24, а в зависимости от типа дорог — в табл. 25.
Таблица 24 Значение коэфициента К в зависимости от рода грунта
|
Значение коэфициента К для повозок с железными шинами (ободьями)
в зависимости от качества дороги
Таблица 25
|
При перемещении локомобиля по подъему с углом а тяговое усилие Р складывается из сопротивления движению по горизонтальному пути и составляющей силы веса, направленной в сторону, противоположную движению (фиг. 126):
Р = О sin а + NK кг, (273)
где G sin а — составляющая силы веса локомобиля, направленная в сто
рону, противоположную движению, в кг;
N = Geos а — нормальное давление;
К — коэфициент сопротивления движению.
После подстановки в уравнение (273) значения нормальной силы N — G cos а и преобразования можно получить
Р = Gcosa(tga + К) кг. (274)
При малых (до 8°) углах подъема можно принять cos ass 1 и N = G, тогда тяговое усилие будет выражаться
Р = G(tga + К) кг. (275)
Фиг. 126. Передвижение локомобиля по подъему. |
Выражая tga через отношение высоты подъема к длине его заложения (фиг. 126), можно получить
tg a = Т —
где I — длина заложения подъема в м;
С—высота подъема в м.
1°/0 подъема означает, что при / =100 ж и С = 1 м ^а==Г = Шо =°>01 = 10/о-
Тяговое усилие можно определять по окончательной формуле
P = 0(j — +К). (276)
Для передачи тяговых усилий служат тяговые устройства, к числу которых принадлежат дышла и полудышла, применяемые раздельно или комбинируемые в единое целое. Дышлом оборудуются локомобили для транспортировки конной тягой, полудышлом с серьгой — для тракторной тяги. Сельскохозяйственный локомобиль, выпускаемый отечественными заводами, оборудован комбинированным тяговым устройством (фиг. 124), совмещающим в себе возможность транспортировки как конной, так и тракторной тягой. К передней оси 1 шарнирно присоединено полудышло 6. Полудышло позволяет осуществлять прицеп локомобиля к трактору. Для этой цели оно имеет сцепное устройство,
18 Гарькуша и Ютииа 649
состоящее из серьги прицепа 7 и оси тяги, посредством которых и осуществляется при транспортировке присоединение локомобиля к трактору.
Независимо от этого полудышло имеет две скобы дышла 8 и шкворень для крепления деревянного дышла. При транспортировке конной тягой деревянное дышло вставляется в скобы дышла и закрепляется шкворнем (валиком).
Тяговое усилие является основным усилием, действующим на тяговое устройство, поэтому все его элементы при их конструктивном оформлении должны быть проверены на действие этого усилия.