ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О ЛОКОМОБИЛЯХ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОКОМОБИЛЕЙ ПО ГОСТ
До Великой Октябрьской социалистической революции при капиталистическом способе производства не могло быть и речи о стандартной классификации такой сложной машины, как локомобиль.
Требования потребителей, правда, уже тогда установили основные типы локомобилей, а именно: передвижные, стационарные без конденсации, стационарные с конденсацией,
В пределах каждого типа завод, производящий локомобили, совершенно самостоятельно выбирал конструкцию отдельных классов локомобилей, количество марок каждого класса и мощности локомобилей каждого класса.
Например, как уже отмечалось выше, Людиновский завод выполнял девять марок локомобиля класса А по следующей шкале номинальных мощностей: A-I—14 л. с., А-П—17 л. с., А-Ш — 21 л. с., A-IV — 25 л. с., A-V —29 л. с., A-VI — 34 л. с., А-VII — 40 л. с., A-V111 — 46 л. с. и A-IX — 54 л. с. Число марок класса локомобилей не всегда было хорошо обосновано. Чрезмерно большое количество марок, как это видно на примере локомобилей класса А, вызывало производственные затруднения из-за большого числа моделей с незначительным выпуском каждой из них и в дальнейшем в производстве сохранялась только некоторая часть марок. С другой стороны, малое число марок локомобилей какого-нибудь класса может привести к тому, что на требуемую заказчиком мощность нельзя подобрать подходящей марки локомобиля. Одна марка не годится из-за слишком малой мощности, а следующая будет эксплоатироваться с большой недогрузкой, т. е. неэкономично.
Социалистическое народное хозяйство, требующее плановости и рационального ведения всех отраслей народного хозяйства, вызвало потребность в проведении широкой стандартизации, которая затронула и локо — мобилестроение.
На основе этих жизненных требований после тщательной разработки и проверки в 1934 г. был утвержден ОСТ НКТП 6961/405, устанавливающий стандартную классификацию локомобилей.
После Великой Отечественной войны в 1946 г. была утверждена вторая редакция ГОСТ 3492-46. Новый ГОСТ учел весь опыт, накопленный со времени издания первого стандарта.
Новый ГОСТ 3492-46, как и прежний ОСТ, устанавливает необходимые для народного хозяйства типы локомобилей и потребные мощно-
сти в пределах каждого типа. Стандарт устанавливает ограниченное число типо-размеров для упрощения производства и обеспечения запасными частями, но, с другой стороны, любая заданная мощность будет обеспечена работой локомобиля только с незначительным понижением экономичности.
Стандартне позволяет возвращаться к старым типам, например, исключает применение насыщенного пара и не мешает двигаться вперед, переходя к более высоким давлениям пара, к более высоким числам оборотов паровой машины, к новым конструкциям и т. д.
Ниже приводится текст ГОСТ 3492-46 с классификацией локомобилей.
Всесоюзный
Комитет Стандартов
при
Совете Министров
СССР
1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию локомобилей для сельского хозяйства, для силовых и теплосиловых установок промышленности, а также для небольших электростанций — по конструктивным признакам и по мощностям (табл. 1).
Примечание. Локомобиль представляет собой паросиловой агрегат объединяющий в одно целое паровой котел, паровую машину и вспомогательные устройства.
Таблица 1
Наименования типов локомобиля |
Условное обозначение типа |
Номинальная (максимально продолжительная) мощность локомобиля э. л. с. |
Особенности типа |
||||
Передвиж ные |
п |
18 |
25 |
38 |
! 53 75 і |
Локомобили работают перегретым паром с выхлопом отработавшего пара в атмосферу. При дымовой трубе соответствующей высоты возможна работа с противодавлением до 0,5 ати. Локомобили могут быть выполнены на колесном ходу или иа подставках для стационарной работы. Передача мощности предусматривается ремнем с одного или с двух маховиков (шкивов) в любую сторону вращения |
|
Продолжение табл. 1
Примечания: |
1. Номинальная (максимально-продолжительная) мощность — это та предельная мощность, при которой локомобиль может работать неограниченно долгое время без превышения нормальных нагрева, и износа трущихся частей.
2. Для преодоления пиковых нагрузок допускается увеличение номинальной мощности, но не более чем на 20°/о, причем продолжительность такой перегрузки локомобиля не должна превышать 30 мин. для типа П и 15 мин. для других типов на каждые 4 часа работы локомобиля.
3. Условное обозначение типа локомобиля и номинальная мощность его в э. л. с. должны быть введены в марку данного локомобиля.
4. Номинальные мощности локомобилей типа СТК указаны без отбора пара, а номинальные мощности локомобилей СТ — без противодавления.
Номинальная мощность локомобиля, э. л. с. |
125 |
175 |
і 250 I 350 |
500 |
700 |
|
Мощность при максимальном отборе пара давлением 3,0 ати, э. л. с. |
85 |
120 |
170 |
240 |
340 |
480 |
Максимальный отбор пара давлением 3,0 ати, кг/час Примечание. Мощности ко ства и давления отбираемого пара, отбираемого пара мощности соответ |
450 леблют Три сн ствени |
600 ся в ижении о увел |
850 зависит давле ичивак |
1200 яости ния и >тся. |
1500 от кол количе |
2200 иче- :тва |
Таблица 2 |
Таблица 3
|