Maglev — поезд на магнитной подушке
Высокоскоростное железнодорожное сообщение — одно из самых захватывающих применений технологии магнитного подвеса (левитации). На основе этой технологии (Maglev) созданы пассажирские поезда, применяющиеся для регулярных городских поездок. В этих транспортных системах чаще всего используются диамагнетические свойства сверхпроводников, но изредка применение находят и различные подвиды ротационных систем, описанных выше.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Колеса вагонов поезда на магнитной подушке не соприкасаются с рельсами. Трение происходит только вследствие сопротивления воздуха вагонам мчащегося на подвесе над монорельсом состава. Зазор между поездом и рельсом составляет от 2 до 3 см.
Левитация вагонов на сверхпроводниковом магнитном подвесе осуществляется по одному из двух принципов, показанных на рис. 9.6. Согласно схеме А, вагоны прикрепляются к направляющей, охватывающей рельс. На схеме Б вы видите другую конструкцию, где рельс охватывает направляющую, к которой прикреплены вагоны. 183
Направление движения поезда перпендикулярно плоскости страницы
Рис. 9.6. Поперечный разрез конфигурации поезда на электромагнитной подушке (упрощенная схема). На схеме А вагоны левитируют над направляющей, охватывающей рельс. На схеме Б направляющая левитирует внутри охватывающего ее рельса. В обоих случаях направление движения поезда перпендикулярно плоскости страницы |
В обоих случаях вагоны поддерживаются над рельсом благодаря вертикальному (вертикально направленному) магнитному полю, а горизонтальное магнитное поле стабилизирует вагоны, сохраняя
центровку. Ускорение и торможение осуществляются при помощи линейных индукторных двигателей, для чего на рельс необходимо установить дополнительный набор электромагнитов.
Альтернативная описанной система под названием Inductrack предусматривает установку в вагонах постоянных магнитов и витков провода — на рельс. Движение вагонов относительно рельса приводит к возникновению эффекта левитации по аналогии с эффектом зависания крутящегося проводящего диска над набором неподвижных магнитов. Поезд начинает свое движение на небольших обычных колесах. По мере того как он набирает ход, сила тока в обмотке рельса становится достаточной для создания магнитного поля, отталкивающего постоянные магниты, установленные в вагонах поезда. Ускорение и торможение поездов Inductrack, как и в случае с поездами типа Maglev, осуществляется при помощи линейных индукторных двигателей.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЕЗДОВ НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ
• Поезда на магнитной подушке способны развивать большую скорость, чем обычные поезда.
• Поезда на магнитной подушке производят меньше шума, чем обычные поезда.
• Поезда на магнитной подушке сокращают время в пути для пассажиров.
• Поезда на магнитной подушке используют источники электрической энергии, в меньшей степени загрязняющие атмосферу.
НЕДОСТАТКИ ПОЕЗДОВ НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ
• Поезда на магнитной подушке стоят дороже, чем обычные поезда.
• Поезда на магнитной подушке требуют особого обучения персонала.
• Поезда на сверхпроводниковой магнитной подушке используют для создания левитации мощные электромагниты, установленные на рельсе. При этом возникает задача экранировать пассажиров от воздействия сильных магнитных полей.
• Неожиданное падение напряжения приведет к тому, что вагоны поезда на сверхпроводниковой магнитной подушке опустятся на рельс. На большой скорости это может быть опасным (при эксплуатации поездов типа Inductrack такие проблемы не возникают, так как колеса поезда позволят вагонам двигаться по инерции до полной остановки).
• Сильный боковой порыв ветра может нарушить работу поезда на магнитной подушке, сместив вагоны и заставив их прийти в соприкосновение с рельсом. Снег или лед на рельсе также могут вызвать проблемы.
Задача 9.1
Как изолировать пассажиров от воздействия сильных магнитных полей в поезде на сверхпроводниковых магнитных подушках?
Решение 9.1
Вагоны или, по крайней мере, купе могут быть сделаны из ферромагнитного материала (стали, например), блокирующего линии магнитной индукции. К сожалению, сталь гораздо тяжелее алюминия, обычно использующегося при производстве поездов. Алюминий не является ферромагнетиком и не обеспечивает защиты от магнитных полей, если к нему не подвести токи высокого напряжения, потенциально опасные для пассажиров.
Задача 9.2
Преодолеет ли поезд на магнитной подушке крутой холм или гору? Не скатится ли он вниз по склону и не останется ли в долине, если отсутствует трение, необходимое для торможения?
Решение 9.2
Линейные индукционные двигатели, применяемые в поездах на магнитной подушке, способны поднимать такие поезда по более крутым склонам, чем обычные поезда. Более того, линейные индукционные двигатели переключаются на торможение в реверсном режиме, предохраняя поезд от скатывания вниз за счет работы, направленной против силы тяготения.