Изменение климата. Киотский протокол
Беларусь относится к странам с переходной экономикой, основной характеристикой которых является заметный спад производства валового внутреннего продукта (ВВП) в 1990-х гг., связанный с началом процесса реформирования планово-административной экономики. Рночные механизмы, включившие принцип экономической и энергетической эффективности, и сознательная политика правительств на экономию ресурсов в условиях кризиса привела к тому, что Беларусь, выходя из периода спада и наращивая темпы роста ВВП, стабилизировала выбросы парниковых газов на уровне 50 % от выбросов, имевших место до начала реформ.
В то же время для выполнения намеченного курса социально-экономического развития необходимо преодолеть отставание от наиболее индустриально развитых стран по ряду экономических параметров, таких как, например, ВВП и энергопотребление на душу населения, энергоемкость ВВП и др. Намеченные цели социально-экономического развития требуют высоких темпов роста экономики. В стране за период с 2000 по 2005 г. объем ввп увеличился в 1,5 раза. по темпам роста ввп (по паритету покупательной способности) республика Беларусь в 2005 г. занимала 7-е место в мире [бобров, в. в., 2006]. такие темпы начали отражаться на увеличении выбросов парниковых газов, несмотря на продолжающиеся тенденции к снижению энергоемкости экономики (рис. 1).
рис. 1. тренды ввп, валового потребления топливно-энергетических ресурсов, энергоемкости ввп и выбросов парниковых газов |
надвигающаяся опасность необратимых негативных изменений окружающей среды, в частности глобальное потепление, вызываемое потреблением ископаемого топлива, грозит устойчивому развитию человеческой цивилизации. осознание необходимости рационального потребления природных ресурсов привело к заключению международных соглашений, устанавливающих ориентиры и обязательства сторон в отношении окружающей среды. важнейшими из них являются соглашения, направленные на ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов (пг), с целью противостоять изменению климата.
разделяя озабоченность стран мира проблемой изменения климата, республика беларусь 11 июня 1992 г. одной из первых подписала рамочную конвенцию организации объединенных наций об изменении климата (ркик оон) и 9 августа 2000 г. стала полноправной стороной этой конвенции. киотский протокол к ркик оон, который устанавливает количественные обязательства сторон по сокращению выбросов пг и вводит действенные механизмы для достижения таких сокращений, вступил в силу 16 февраля 2005 г. Решением 10/СМР.2 принята первая поправка к киотскому протоколу, устанавливающая количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов республике Беларусь в размере 92 % от уровня выбросов 1990 г. включение Беларуси в приложение в является основным условием, который дает стране возможность использовать дополнительные инструменты в своей национальной политике достижения целей смягчения воздействия на климат [Гребеньков, А. ж., 2008].
основным источником парниковых газов является сжигание углеродосодержащего топлива. Его доля в суммарной эмиссии составляет 70,6 %. Углеводородное сырье используется также как технологическое топливо в промышленности, где выбросы имеют тенденцию к существенному росту в связи с недостатком инвестиций на технологическое перевооружение, а также бурным ростом строительной индустрии и расширением жилищного фонда. Дополнительным источником парниковых газов в топливно-энергетическом комплексе являются утечки и выбросы метана и летучих неметановых органических соединений (ЛНОС) при транспортировке и хранении газообразного и жидкого топлива, при нефтепереработке.
С учетом обеспечения предусмотренных темпов роста ВВП и энергетической безопасности республики на период до 2020 г. потребление котельно-печного топлива в Беларуси может вырасти к 2015 г. по сравнению с 2005 г. на 25-28 %, к 2020 г. — на 30-35 %. При этом произойдут изменения в структуре потребляемого топлива в сторону снижения доли природного газа и увеличения в топливном балансе доли угля и других видов твердого топлива. Рост потребления котельно-печного топлива и прогнозируемые изменения в его структуре приведут к заметному увеличению выбросов парниковых газов от энергетических и промышленных установок.
основные направления по смягчению ожидаемого антропогенного воздействия на климат отражены в стратегии снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в республике Беларусь на 2007-2012 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1155 от 7 сентября 2006 г. Наиболее значимые из них ориентированы на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства, дальнейшее снижение энергоемкости ввп, как через реализацию потенциала энергосбережения, так и путем изменения структуры ввп в сторону менее ресурсоемких отраслей, диверсификацию топливно-энергетических ресурсов, повышение эффективности преобразования топлива, расширение использования возобновляемых источников энергии [Гребеньков, А. Ж., 2008].
Для реализации потенциала сокращений выбросов в стране разработан проект национальной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2008-2012 гг. В проекте программы целевым показателем является сокращение в указанный период нетто выбросов парниковых газов за счет выполнения изложенных выше национальных мер на 12 млн т С02 экв. по сравнению с прогнозируемыми выбросами по сценарию интенсивного развития экономики.
Одним из трех механизмов, введенных в рамках Киотского протокола с тем, чтобы способствовать выполнению странами своих обязательств, является совместное осуществление мероприятий по сокращению выбросов. согласно этой схеме, страна, испытывающая трудности в выполнении своих количественных обязательств по киотскому протоколу, вкладывает инвестиции в реализацию проектов по сокращению выбросов в другой стране. Полученные в результате реализации таких проектов «единицы сокращения выбросов» (ЕСВ) могут быть переданы инвестирующей стране в зачет ее обязательств. По разным оценкам через такой механизм в Беларусь может быть инвестировано до 500 млн долларов. Такой вид кредитования может сделать экономически привлекательным даже проект с отрицательной рентабельностью.
Два других механизма — механизм чистого развития и механизм торговли квотами на выбросы — также могут быть эффективным инструментом политики государства в области изменения климата. Первый механизм может быть интересен отечественным высокотехнологичным предприятиям, которые желали бы продвигать свои технологии на рынки развивающихся стран. Полученные единицы сокращений также могут быть реализованы на рынке или быть зачтены в счет будущих обязательств Беларуси. Механизм торговли квотами дает возможность превращать эти квоты в реальные инвестиционные ресурсы для дальнейшего наращивания потенциала сокращений в стране и внедрять современные высокоэффективные ресурсосберегающие технологии.
Для того чтобы быть допущенной к перечисленным механизмам, Беларусь должна выполнить ряд требований, основными из которых являются:
• быть Стороной Киотского протокола;
• зарегистрировать свое установленное количество (квоту) выбросов;
• создать Национальный реестр единиц выбросов.
в стране должна быть создана законодательная и институциональная инфраструктура для реализации совместных проектов и торговли квотами, в частности орган, ответственный за одобрение проектов от имени государства.
По прогнозным данным Всемирного банка, в первый зачетный период с 2008 по 2012 г. спрос на излишки квот будет заметно ниже предложений [гребеньков, А. ж., 2008]. это будет связано с тем, что многие страны — потенциальные покупатели — будут стремиться выполнить свои обязательства по сокращению выбросов за счет внутренних мероприятий, а также приобретая сертифицированные единицы сокращений в развивающихся странах в рамках проектов механизма чистого развития, где издержки на единицу сокращенных выбросов еще ниже, чем в Беларуси. Только затем их взоры будут обращены на более развитые в промышленном отношении страны Приложения В Киотского протокола. Количество углеродных единиц, предлагаемое продавцами, будет в 3-7 раз больше, чем спрос на них со стороны покупателей квот. Конкуренция между странами — продавцами квот — будет нарастать, что будет работать на понижение стоимости единицы сокращенных выбросов на углеродном рынке.