Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Изменение климата. Киотский протокол

Беларусь относится к странам с переходной экономикой, основ­ной характеристикой которых является заметный спад производства валового внутреннего продукта (ВВП) в 1990-х гг., связанный с нача­лом процесса реформирования планово-административной экономики. Рночные механизмы, включившие принцип экономической и энергети­ческой эффективности, и сознательная политика правительств на эконо­мию ресурсов в условиях кризиса привела к тому, что Беларусь, выходя из периода спада и наращивая темпы роста ВВП, стабилизировала вы­бросы парниковых газов на уровне 50 % от выбросов, имевших место до начала реформ.

В то же время для выполнения намеченного курса социально-эко­номического развития необходимо преодолеть отставание от наиболее индустриально развитых стран по ряду экономических параметров, таких как, например, ВВП и энергопотребление на душу населения, энергоемкость ВВП и др. Намеченные цели социально-экономического развития требуют высоких темпов роста экономики. В стране за пери­од с 2000 по 2005 г. объем ввп увеличился в 1,5 раза. по темпам роста ввп (по паритету покупательной способности) республика Беларусь в 2005 г. занимала 7-е место в мире [бобров, в. в., 2006]. такие темпы на­чали отражаться на увеличении выбросов парниковых газов, несмотря на продолжающиеся тенденции к снижению энергоемкости экономики (рис. 1).

Изменение климата. Киотский протокол

рис. 1. тренды ввп, валового потребления топливно-энергетических ресурсов, энергоемкости ввп и выбросов парниковых газов

надвигающаяся опасность необратимых негативных изменений окружающей среды, в частности глобальное потепление, вызываемое потреблением ископаемого топлива, грозит устойчивому развитию че­ловеческой цивилизации. осознание необходимости рационального потребления природных ресурсов привело к заключению международ­ных соглашений, устанавливающих ориентиры и обязательства сторон в отношении окружающей среды. важнейшими из них являются согла­шения, направленные на ограничение выбросов в атмосферу парнико­вых газов (пг), с целью противостоять изменению климата.

разделяя озабоченность стран мира проблемой изменения клима­та, республика беларусь 11 июня 1992 г. одной из первых подписала рамочную конвенцию организации объединенных наций об изме­нении климата (ркик оон) и 9 августа 2000 г. стала полноправной стороной этой конвенции. киотский протокол к ркик оон, который устанавливает количественные обязательства сторон по сокращению выбросов пг и вводит действенные механизмы для достижения таких сокращений, вступил в силу 16 февраля 2005 г. Решением 10/СМР.2 принята первая поправка к киотскому протоколу, устанавливающая количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов республике Беларусь в размере 92 % от уровня выбросов 1990 г. включение Беларуси в приложение в является основным условием, который дает стране возможность использовать дополнительные ин­струменты в своей национальной политике достижения целей смягче­ния воздействия на климат [Гребеньков, А. ж., 2008].

основным источником парниковых газов является сжигание угле­родосодержащего топлива. Его доля в суммарной эмиссии составляет 70,6 %. Углеводородное сырье используется также как технологическое топливо в промышленности, где выбросы имеют тенденцию к суще­ственному росту в связи с недостатком инвестиций на технологическое перевооружение, а также бурным ростом строительной индустрии и расширением жилищного фонда. Дополнительным источником пар­никовых газов в топливно-энергетическом комплексе являются утечки и выбросы метана и летучих неметановых органических соединений (ЛНОС) при транспортировке и хранении газообразного и жидкого то­плива, при нефтепереработке.

С учетом обеспечения предусмотренных темпов роста ВВП и энер­гетической безопасности республики на период до 2020 г. потребление котельно-печного топлива в Беларуси может вырасти к 2015 г. по срав­нению с 2005 г. на 25-28 %, к 2020 г. — на 30-35 %. При этом произой­дут изменения в структуре потребляемого топлива в сторону снижения доли природного газа и увеличения в топливном балансе доли угля и других видов твердого топлива. Рост потребления котельно-печного топлива и прогнозируемые изменения в его структуре приведут к за­метному увеличению выбросов парниковых газов от энергетических и промышленных установок.

основные направления по смягчению ожидаемого антропогенно­го воздействия на климат отражены в стратегии снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в республике Беларусь на 2007-2012 гг., утвержденной постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь № 1155 от 7 сентября 2006 г. Наиболее значимые из них ориентированы на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства, дальнейшее снижение энергоемкости ввп, как через реализацию потенциала энергосбережения, так и путем измене­ния структуры ввп в сторону менее ресурсоемких отраслей, диверси­фикацию топливно-энергетических ресурсов, повышение эффективно­сти преобразования топлива, расширение использования возобновляе­мых источников энергии [Гребеньков, А. Ж., 2008].

Для реализации потенциала сокращений выбросов в стране раз­работан проект национальной программы мер по смягчению послед­ствий изменения климата на 2008-2012 гг. В проекте программы це­левым показателем является сокращение в указанный период нетто выбросов парниковых газов за счет выполнения изложенных выше национальных мер на 12 млн т С02 экв. по сравнению с прогнозируе­мыми выбросами по сценарию интенсивного развития экономики.

Одним из трех механизмов, введенных в рамках Киотского прото­кола с тем, чтобы способствовать выполнению странами своих обяза­тельств, является совместное осуществление мероприятий по сокраще­нию выбросов. согласно этой схеме, страна, испытывающая трудности в выполнении своих количественных обязательств по киотскому про­токолу, вкладывает инвестиции в реализацию проектов по сокращению выбросов в другой стране. Полученные в результате реализации таких проектов «единицы сокращения выбросов» (ЕСВ) могут быть переда­ны инвестирующей стране в зачет ее обязательств. По разным оцен­кам через такой механизм в Беларусь может быть инвестировано до 500 млн долларов. Такой вид кредитования может сделать экономиче­ски привлекательным даже проект с отрицательной рентабельностью.

Два других механизма — механизм чистого развития и механизм торговли квотами на выбросы — также могут быть эффективным инстру­ментом политики государства в области изменения климата. Первый механизм может быть интересен отечественным высокотехнологич­ным предприятиям, которые желали бы продвигать свои технологии на рынки развивающихся стран. Полученные единицы сокращений также могут быть реализованы на рынке или быть зачтены в счет будущих обязательств Беларуси. Механизм торговли квотами дает возможность превращать эти квоты в реальные инвестиционные ресурсы для даль­нейшего наращивания потенциала сокращений в стране и внедрять со­временные высокоэффективные ресурсосберегающие технологии.

Для того чтобы быть допущенной к перечисленным механизмам, Беларусь должна выполнить ряд требований, основными из которых являются:

• быть Стороной Киотского протокола;

• зарегистрировать свое установленное количество (квоту) вы­бросов;

• создать Национальный реестр единиц выбросов.

в стране должна быть создана законодательная и институциональ­ная инфраструктура для реализации совместных проектов и торговли квотами, в частности орган, ответственный за одобрение проектов от имени государства.

По прогнозным данным Всемирного банка, в первый зачетный пе­риод с 2008 по 2012 г. спрос на излишки квот будет заметно ниже пред­ложений [гребеньков, А. ж., 2008]. это будет связано с тем, что многие страны — потенциальные покупатели — будут стремиться выполнить свои обязательства по сокращению выбросов за счет внутренних меро­приятий, а также приобретая сертифицированные единицы сокраще­ний в развивающихся странах в рамках проектов механизма чистого развития, где издержки на единицу сокращенных выбросов еще ниже, чем в Беларуси. Только затем их взоры будут обращены на более раз­витые в промышленном отношении страны Приложения В Киотского протокола. Количество углеродных единиц, предлагаемое продавцами, будет в 3-7 раз больше, чем спрос на них со стороны покупателей квот. Конкуренция между странами — продавцами квот — будет нарастать, что будет работать на понижение стоимости единицы сокращенных выбросов на углеродном рынке.

Комментарии запрещены.