Недостатки
Вместе с тем метанол имеет и недостатки. Безводный метанол хорошо смешивается с бензином в любых соотношениях, но при попадании в топливный бак влаги, топливо расслаивается. В баке получаются две несмешиваемые жидкости. Для ликвидации этой причины желательно дополнять бак фильтром-осушителем или устанавливать отдельный бак с топливопроводом.
Другим недостатком метанола является более низкая, чем у бензина, испаряемость, что вызывает затруднения при пуске двигателя на холоде. Для улучшения пуска на холоде, приходится выполнять подогрев пускового объема холодного топлива (чаще всего электрический) или производить запуск двигателя на бензине.
Для горения метанола требуется в два раза меньше воздуха, чем для бензина, поэтому при работе на чистом метаноле необходима перерегулировка карбюратора бензинового двигателя.
Отрицательным свойством метанола является его ядовитость. Хотя многие химики, авиамоделисты и гонщики, десятилетиями вплотную обращающиеся с ним (естественно с соблюдением правил техники безопасности и санитарии) без каких-либо последствий для собственного здоровья.
Примечание.
Не относят его к особо ядовитым веществам и подозревают, что его опасность специально раздута из-за склонности российского народа употреблять внутрь все, что горит синим пламенем илах — нет спиртом.
Превосходят метанол по опасности многие применяемые в автомобиле вещества. По токсичности метанол уступает используемой
в системе охлаждения жидкости (смертельная доза этиленгликоля около 100 мл) и аккумуляторному электролиту.
Опаснее метанола, выбрасываемые в большом количестве бензиновым выхлопом:
♦ тетраэтилсвинец (предельно допустимая концентрация (ПДК) которого в воздухе составляет 0,005 мг/м3, в то время как ПДК метанола — 5 мг/м3);
♦ оксид углерода (СО, угарный газ, кровяной яд) и оксиды азота.
Санитарными правилами при работе с метанолом запрещается:
♦ изготовление политур на метаноле;
♦ выпуск продуктов (мастик, нитролаков, клеев и др.), применяемых в быту и выпускаемых в торговую сеть, в состав которых входит метанол;
♦ применение метанола для разжигания нагревательных приборов;
♦ применение метанола в качестве растворителя.
Внимание.
Применение метанола для использования его в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания санитарными правилами не запрещается. Однако в обращении с метанолом требуется осторожность.
Без своевременно оказанной медицинской помощи смертельная доза 100% метанола при приеме внутрь составляет 100—150 мл. При употреблении меньших доз метанола возможна слепота из-за поражения зрительного нерва.
Разбавленный метанол в 80 раз токсичнее этилового спирта такой же концентрации. Для лиц, постоянно контактирующим с метанолом, средством, снижающим ядовитость метанола, является 30% этиловый спирт в дозе 100 мл в день.
При случайном употреблении метанола внутрь, до получения медицинской помощи, необходимо вызвать рвоту, принять 100 мл теплого 30% спирта и затем принимать его каждые 2 часа по 50 мл 4—5 раз. В последующие 2—3 суток по 100 мл в день.
Вообще, все спиртные напитки содержат примеси метанола, но в организме этиловый спирт «связывает» продукты разложения метанола (формальдегид!) и токсическое действие метанола снижается.
Для сравнения, смертельная доза 96 градусного этилового спирта (питьевого неразбавленного, для умеренно пьющего человека) состав
ляет 200—300 мл за один прием, а токсическая доза бензина при приеме внутрь равна 20—50 г.
При повышенной концентрации паров метанола в воздухе, действие его паров выражается в покраснении глаз, звоне в ушах, головной боли. С целью обнаружения повышенной концентрации паров метанола в воздухе, в салоне автомобиля можно установить датчик обнаружения паров алкоголя. Эти датчики предлагаются сейчас в большом ассортименте.
В значительно меньшей степени указанные недостатки присутствуют в бензино-метанольных смесях.