Тепловая энергия океана
Методика использования тепловой энергии океана
За счет вертикальной разности температур тропического океана, вовлекая в процесс преобразования 5% энергии от солнечного излучения на площади 4х1013м2 можно стабильно обеспечить генерирующие мощности на 10 000 ГВт (рис. 5.8).
К сожалению, то, что ни в коем случае нельзя допускать, реализовано во всех экспериментальных установках.
Примечание.
Ни в коем случае нельзя поднимать холодную воду к поверхности океана. Подъем воды создает трудно решаемые проблемы, которые сводят на нет все затраченные усилия, что практически и наблюдается.
Первая проблема — большие энергетические затраты для работы насосов, поднимающих воду. Вторая проблема —выделение раство-
Параметр |
Значение |
Единица измерения |
Выходная электрическая мощность |
10 000 |
ГВт |
Технологическая мощность |
500 000 |
ГВт |
Удельная мощность солнечного излучения на расчетную поверхность |
250 |
Вт |
Тепловая нагрузка на расчетную поверхность |
5 |
% |
Акватория Тропического океана |
2×10м |
м2 |
Расчетная поверхность |
4×1013 |
м2 |
Акватория работы одной станции |
4×109 |
м2 |
Рис. 5.8. Тепловой энергетический потенциал океана |
ренных газов из глубинных слоев при снятии давления. Третья проблема — обрастание теплообменных узлов, постоянно находящихся в теплой воде. Четвертая проблема — необходимость иметь технические и энергетические стартовые мощности для запуска станции (www. watervigorous. com).
После установки рабочего тела в районе работы, оно в теплообменных узлах автоматически приобретает необходимую температуру. Проблемы обрастания решаются периодическим изменением глубины и температуры работы теплообменных узлов, т. е. теплообменные узлы меняют местами, а периодическая смена условий существования не дает развиваться морским организмам.
В результате решения этих проблем появляется возможность создания электростанций, береговых кондиционеров с дополнительной выработкой пресной воды, скоростных мобильных объектов и т. д.
В этой системе с помощью теплых поверхностных вод, подаваемых на теплообменник — испаритель, рабочее тело (аммиак, пропан и др.), превращается в пар, в результате чего создается повышенное давление. Проходя через турбину и выделив на ней механическую энергию, пар конденсируется на поверхности второго теплообменника, омываемого холодной водой глубинных слоев.
На рис. 5.9 показан термодинамический цикл такой тепловой машины в координатах абсолютная температура-энтропия. Полезная работа, совершаемая паром в турбине, определяется ветвью 1-2, на участке 2-3 происходит конденсация, затем насосом рабочее тело подается в испаритель 3-4, где нагревается (ветвь 4-5) и испаряется (ветвь 5-1).
Таким образом, подвод рабочего тела к системе тепла осуществляется на ветви 3-4-5, а отвод — на ветви 2-3. Дополнительную работу приходится затрачивать на закачку конденсата в испаритель (3-4) и на перекачивание воды сквозь нагреватель и холодильник. Максимальный теоретический КПД такой системы определяется разностью температур воды, перекачиваемой через нагреватель и холодильник, как КПД эквивалентного цикла Карно.
Для перепадов температур между поверхностными и глубинными слоями воды в пределах от 15 до 26 °С он, соответственно, изменяется в диапазоне от 5 до 9 %. Реальный КПД, как правило, существенно ниже.
Это связано с конструктивными ограничениями, не позволяющими в реальной установке довести температуру паров и конденсата до температуры теплых и холодных вод, соответственно (на рис. 5.9 это подчеркнуто с помощью разностей температур).
Можно подсчитать, что при теоретическом КПД, равном 7,3 %, на турбине получаем величину примерно в 2 раза меньшую — 3,6%.
Рис. 5.10. Тепловая океанская станция
Причем она не учитывает потери на собственные нужды станции, которые сведут КПД до величины, порядка 2,5%.
Принимая во внимание, что теплообменные узлы являются определяющими по массе, габаритам и стоимости, можно, допустив некоторый резерв, предположить что, водоизмещение станции составит порядка 75 000 т/ГВт.
На рис. 5.10 приведена экспериментальная станция. Основным и наиболее дорогим материалом для строительства станций является титан, ежегодный расход которого при крупномасштабном строительстве может составить порядка 1 миллиона тонн, что может быть легко достигнуто мировой промышленностью.