АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО РЫНКОВ БИОТОПЛИВА И СЫРЬЯ
Запасы полезных ископаемых в России огромны, но не бесконечны. Экологическое положение в стране также требует к себе самого пристального внимания. В настоящее время потребности сельского хозяйства России в энергии на 90% удовлетворяются ископаемыми видами топлива — нефтью, углем и природным газом. Сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов.
По данным Минпромэнерго России, в 2005 г. отраслью было потреблено 18,5% дизельного топлива (5 млн т) и 6% бензина (1,5 млн т), поступивших на внутренний рынок, 6,2% электроэнергии (58,5 млрд кВт-ч) (рис. 7.1).
20 18 18 14 12 10
Рост цен на горюче-смазочные материалы и тарифов на потребляемые сельским хозяйством электроэнергию и газ на протяжении последних лет опережал темпы инфляции (рис. 7.2).
109 1М
Рост тарифов, по скорректированному прогнозу Правительства Российской Федерации, представлен в табл. 7.1.
7.1. Прогнозируемый рост тарифов на энергоносители, %
|
По расчетам экспертов, дополнительные расходы сельхозпроизводителей только от повышения тарифов на электроэнергию и газ в 2007-2009 гг. составят 19,9 млрд руб. по электроэнергии и 4,2 млрд руб. по газу (рис. 7.4).
2СВвг. 2007 г 2008 Г 2009 г. ■ ЦА-М ИЛ ПДОХИКОТЬСТІМИНЬ* тгжлры ■ кі згмгтраэмортдс для шггрвйитопои эгад клталории; D — не газ грнродный для потребителе** поел ка*еторий |
Рис. 7.4. Прогноз динамики макроэкономических показателей
в 2007-2009 гг. к предыдущему году, %
В связи с этим работа по внедрению биотоплива в сельскохозяйственное производство становится жизненно необходимой.
В этом направлении в последние годы наметилось некоторое оживление. В марте 2005 г. на заседании бюро Отделения механизации, электрификации и автоматизации Россельхозакадемии были рассмотрены вопросы научно-технического обеспечения производства и использования биотоплива на основе рапсового масла. Отмечено, что наивысший энергетический КПД пашни обеспечивается при производстве рапса на маслосемена. С каждого гектара посева этой культуры можно получать при высокой технологии ее возделывания до 1 т растительного масла и до 2 т белкового шрота — незаменимого компонента кормов для животноводства. Масло используется как моторное топливо, обеспечивая энергией производство продукции на площади 7-10 га. Для энергоавтономности сельскохозяйственного предприятия под посев рапса необходимо выделять до 10-13% площади севооборота.
Технологический процесс получения биодита может быть освоен в любом сельскохозяйственном предприятии, но лучше использовать возможности кооперации хозяйств.
В сельском хозяйстве целесообразно производство метанолизированного топлива — биодизеля (рапсовых метилэфиров), требующего более глубокого технологического процесса переработки растительного масла, а значит и больших дополнительных инвестиций.
Сотрудниками ГНУ ВИМ, НПП «Агродизель», МГАУ им. В. П. Горячкина были выполнены работы по научно-техническому обеспечению производства и использования смесевых биотоплив (рапсового масла и дизельного топлива):
• разработан комплект оборудования для внутрихозяйственной переработки семян рапса в биотопливо и высокоэффективный белковый корм для сельскохозяйственных животных;
• исследовано влияние различного состава биотоплива на показатели рабочего процесса двигателя, установлена оптимальная структура биодита (топливной смеси из растительного масла и нефтепродуктов). Доля растительного масла в этой смеси может составлять 50-75, дизельного топлива — 25-50%;
• проведены стендовые испытания биотоплива на двигателях тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 и Т-150К с определением мощност — ных и топливно-экономических показателей. Установлено, что динамические и энергетические параметры дизельного двигателя, работающего на таком топливе, несущественно отличаются от использования традиционного топлива, а экологические характеристики улучшаются почти в 2 раза;
• совместно с Минским тракторным заводом разработана конструкторская документация на адаптацию тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 для обеспечения работы на биотопливе, проведены их приемочные испытания на Северо-Кавказской МИС;
• определены технико-экономические показатели энергоавтономного сельскохозяйственного предприятия при переводе его на биотопливо из рапсового масла.
ГНУ БИМ проведены исследования смесевого топлива при содержании рапсового масла в нем от 0 до 100%. Кабардино-Балкарской сельскохозяйственной академией с 1995 г. проводились испытания по использованию рапсового масла на экспериментальных установках двигателей Д-240 и ГАЗ-52. Для двигателя Д-240, согласно опытным данным, рекомендуется следующий состав топлива: 75% рапсового масла и 25% минерального дизельного топлива. В академии были проведены также расчеты производства и использования рапсового масла для фермерского хозяйства с общей посевной площадью 100 га. Хозяйство может полностью обеспечить себя топливом, если на 20 га будет возделывать озимый рапс. При урожайности 25 ц/га с этой площади можно собрать 50 т маслосемян и получить из них 16 т масла. При пятипольном севообороте на выполнение всех работ в год потребуются 10,8 т моторного топлива и 8,1 т рапсового масла. Остаток его можно продать или использовать на другие цели.
С учетом беспрецедентного роста цен на дизельное топливо (почти в 6 раз за последние пять лет) применение биотоплива экономически выгодно, так как себестоимость рапсового масла-сырца в различных регионах России составляет 3-7 руб/кг.
Расширенное производство биотоплива напрямую зависит от производства рапсового масла. В последние два года отмечается
расширение посевов рапса в Липецкой, Орловской, Тульской, Калининградской областях и Ставропольском крае. Это связано с повышением спроса на внешнем рынке, так как иностранные компании проявляют все больший интерес к производству биодизеля.
Активно наращивается производство рапса в хозяйствах Калининградской области. В 2005 г. с 27 тыс. га получено по 23 ц/га. Из 61,4 тыс. т валового сбора 52,8 тыс. т поставлено на экспорт при средней цене 6 тыс. руб/т. ЗАО им. Фурманова с 470 га получило по 36,9 ц/га, а ЗАО «Садовое» — с 790 га по 31,1 ц/га.
В целом по России в 2004-2005 гг. площади посевов рапса достигли 250 тыс. га. В 2005 г. было собрано 276 тыс. т маслосе — мян. На маслоперерабатывающих предприятиях переработано 99 тыс. т рапса, выработано 45,4 тыс. т масла. Такие показатели в России получены впервые.
Значительная часть урожая рапса 60,4 тыс. т, или 22% была экспортирована, при этом средняя экспортная цена составила 229 долл/т.
В 2006 г. площадь посевов рапса составила примерно 525 тыс. га, в том числе под озимым рапсом — 90 тыс., яровым — 435 тыс. га. Валовой сбор семян возрос до 520 тыс. т. В Центральном федеральном округе собрано 160 тыс. т, Северо-Западном — 65, Южном — 118, Приволжском — 148, Уральском — 4 и Сибирском — 25 тыс. т. Удельный вес рапса в валовом производстве семян масличных культур составляет 3,5%, доля подсолнечника — 87,5, сои — 7,1%.
28 марта 2006 г. в Ростове-на-Дону состоялась первая российская конференция по производству биотоплива, где были представлены технологии производства ярового и озимого рапса. Результаты показали, что эта культура обязана занять важное место в севообороте масличных. Она экономически выгодна, улучшает структуру почвы, повышает ее плодородие, очищает от сорняков, значительно улучшает фито санитарное состояние поля. Мировыми лидерами производства являются страны с развитыми технологиями земледелия (страны Европы, Канада, Австралия, Китай, Индия).
Для аграриев очень важным является вопрос о рынке сбыта данной продукции. Спрос европейских покупателей на рапс огромный, но на вывоз масличных действует запретная экспортная пошлина. К переработке рапса на внутреннем рынке готовы не все заводы, да и внушительный объем подсолнечника на внутреннем рынке вряд ли будет активизировать спрос на рапс.
Другой стороной этой проблемы является то, что пока немногие российские маслоэкстракционные заводы располагают оборудованием и мощностями для качественной переработки ожидаемых в ближайшие годы объемов производства семян рапса. Большинство заводов еще не освоили современные технологии его переработки. Вследствие этого рапсовое масло, как правило, соответствует требованиям российского ГОСТа, но довольно часто не отвечает европейским нормам, в частности, немецкому стандарту DIN 51 605 по кислотности и содержанию фосфорсодержащих веществ.
Практически все образцы рапсового масла, полученные в 2006 г. с разных заводов, имеют повышенную кислотность (2,3-3,5 мг КОН/100 см ), превышая норму, установленную стандартом DIN 51 605 (не более 2). Данный факт можно объяснить самосогреванием семян вследствие несвоевременной послеуборочной обработки рапса в условиях теплой и дождливой осени. Повышенное содержание фосфорсодержащих веществ в масле вызвано тем, что не все заводы располагают современным оборудованием для его гидратации с целью снижения содержания фосфолипидов и свободных кислот.
По оценке специалистов, в настоящее время внутренний рынок маслосемян в России насыщен. На рынке масличных культур монопольно доминирует масложировая промышленность. Именно она определяет основные тенденции в ценообразовании и уровень сезонных закупочных цен на масличные культуры в условиях, когда другие механизмы стабилизации цен на рынке не работают. Более того, доминирующее положение переработчиков на российском рынке законодательно подкреплено 20%-ной экспортной пошлиной на маслосемена (не менее 1200 руб/т), что составляет около 30% от производственной себестоимости рапса.
Доля семян рапса в общем производстве и потреблении масличных культур на внутреннем рынке России составляла в последние годы не более 3-4% и только в 2006 г. возросла до 6%. Поэтому динамика цен и других параметров рынка определяется в основном особенностями рынка подсолнечника — главной масличной культуры России. Валовой сбор семян масличных культур в 2006 г. достиг более 8 млн т.
Закупочные цены отечественных предприятий масложировой промышленности на семена рапса с ноября 2005 г. по март 2006 г. составляли в среднем 155-160 долл. США за 1 т без НДС, или около 55% от мировых цен, которые в этот период были на уровне 275-280 долл. США за 1 т.
В качестве стабилизационных мер, направленных на сглаживание резкого падения цен и снижение финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей, возможны два варианта действий — увеличение объемов переработки маслосемян с одновременным расширением ассортимента перерабатываемой продукции, например, за счет производства биодизеля либо создание условий для экспорта излишков продукции. Так как ввод каких-либо промышленных мощностей по производству альтернативных видов продукции из растительного масла в ближайшее время не намечается, то в целях оперативного поддержания паритетной цены на маслосемена реальным остается второй вариант регулирования рынка — создание более благоприятных условий для выхода экспортеров на международный рынок.
Если по итогам сезона 2005-2006 гг. суммарный экспорт маслосемян и растительного масла в пересчете на семена составил 1,8 млн т, то, по оценке экспертов, в сезоне 2006-2007 гг. экспорт должен составить не менее 2,6-2,8 млн т в перерасчете на маслосемена. В противном случае внутренний рынок будет находиться в депрессивном состоянии.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации наиболее эффективной мерой была бы отмена экспортной пошлины на семена масличных культур. Однако ассоциация переработчиков масложировой промышленности активно противодействует этому. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
которое в начале года рассматривало возможность частичного снижения экспортной пошлины, в настоящее время, по неофициальным данным, не поддерживает предложение сельхозтоваропроизводителей, которые требуют полной отмены экспортной пошлины на все масличные культуры.
Степень «напряженности» внутреннего рынка маслосемян в различных регионах страны не одинакова. Это связано как с удаленностью их от рынков сбыта и уровнем развития экспортной логистики, так и фактическими возможностями региональных предприятий масложировой промышленности по переработке урожая маслосемян (рис. 7.5).
Ожидается, что в отличие от южных регионов, имеющих более развитую экспортную инфраструктуру, обеспечивающую менее затратный выход на международные рынки, ряд областей Центрально-Черноземного региона (Орловская, Липецкая, Тамбовская области) и Поволжье будут испытывать наибольшее давление избыточного пред ложения маслосемян на уровень закупочных цен. В то же время при действующих экспортных пошлинах, достаточно высоких транспортных издержках и неудобной экспортной логистике вывоз масличных на экспорт из указанных регионов также будет малоприбыльным, а для отдельных товаропроизводителей с высокой производственной себестоимостью семян вообще окажется не выгодным.
В качестве одного из вариантов стабилизации рынка рапса, рассматривавшегося на первой российской конференции «Переработка рапса на биологическое топливо» в марте 2006 г. в Ростове-на — Дону, предлагалось фермерскому хозяйству либо группе хозяйств приобрести пресс для отжима масла и оснастить двигатели тракторов марки МТЗ специальными форсунками Барнаульского завода топливной аппаратуры для перехода от использования нефтяного дизельного топлива на рапсовое масло или смесевое топливо. Работа трактора на чистом рапсовом масле (на холостом ходу) демонстрировалась во время проведения конференции. Участникам конференции были представлены также результаты испытаний Всероссийского НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ) по применению смесевого дизельного биотоплива.
|
Однако фермеры со скептицизмом отнеслись к программе «каждому фермеру — по маслопрессу». Во-первых, она требует достаточно крупных вложений финансовых средств и труда для небольших по объемам производства фермерских хозяйств, во- вторых — она технологически несовершенна, и в-третьих, у фермеров пока нет достаточно глубоких знаний о технологии, оборудовании и сроках его окупаемости.
Напряженность на рынке масличных культур, в том числе рынке рапса, в сезоне 2005-2006 гг. испытали все аграрии. Несмотря на высокий спрос европейских потребителей на рапс, вопрос о сбыте данной продукции в сезоне 2006-2007 гг. для сельхозтоваропроизводителей еще более обострился. Увеличение использования растительного масла для производства биодизеля в странах Евросоюза повышает экспортные возможности России. Однако принятое Правительством Российской Федерации постановление от 15.03.2001 г. № 186 об установлении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 20% от таможенной стоимости, но не менее 35 евро/т семян рапса фактически блокировало широкий экспорт этой культуры. Отсутствие на российском рынке западных импортеров лишь усиливает позицию перерабатывающих предприятий, играющих на понижение закупочных цен, что не способствует заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в расширении посевов рапса.
С учетом этого обстоятельства возможности экспорта семян рапса пока достаточно скромные — 60-80 тыс. т за сезон. Но, к примеру, Калининградская область имеет все шансы стать экспортноориентированным районом в производстве этой культуры.
В 2005 г. из валового сбора семян примерно 300 тыс. т на мас — лоэкстракционных заводах было переработано около 116 тыс. т семян и получено 45,4 тыс. т рапсового масла. Значительная часть урожая (60,4 тыс. т, или 22%) была экспортирована, при этом средняя цена экспорта составила 229 евро/т.
Данные об экспорте семян, масла и шрота рапса в страны Евросоюза за последние три сезона представлены в табл. 7.2.
7.2. Экспорт семян, масла и жмыха рапса в страны ЕС, тыс. т (по данным Евростата, декабрь 2006)
|
По мнению аналитиков Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), наиболее перспективной для отечественных товаропроизводителей является поставка в Европу рапсового масла. За последние два года цена масла на рынке Европы значительно возросла. В настоящее время для России, считают специалисты института, использование биотоплива из рапсового масла не актуально, так как обычное топливо, сделанное из отечественной нефти, значительно дешевле биодизеля.
По импорту в настоящее время закупается до 1 млн т растительных масел, в основном пальмового и подсолнечного, что составляет около 40% всех используемых масел в стране.
На федеральном и региональном уровнях в настоящее время применяется ряд специальных мер, направленных на поддержку производителей семян рапса.
В частности, в федеральном бюджете на 2006 г. (с улетом изменений) было предусмотрено выделение 12,5 млрд руб. субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей на компенсацию части затрат на приобретение дизельного топлива. При возделывании рапса субсидируется около 20% от стоимости дизельного топлива в расчете на 1 га. Однако данная мера не стимулирует товаропроизводителей к использованию биодизельного топлива, скорее, наоборот. Размер субсидий из федерального бюджета на приобретение элитных семян рапса составляет 12 тыс. руб/т, из региональных бюджетов — от 5 до 12 тыс. руб/т.
Исходя из общей потребности в дизельном топливе в объеме 10 млн т в год, для достижения современных европейских норм использования биодизеля (2,5%) на первом этапе потребуется около 250 тыс. т и при переходе к норме в 5,75% потребность составит 575 тыс. т биодизеля в год (рис. 7.6).
1.6,—————————————————— ,
1,4————————————————————————— 1.35 2008 г 2Э10 г. (оценка) Перспективная потребность. Рис. 7.6. Перспективная потребность России в биодизельном топливе, млн т |
Если теоретически рассмотреть возможность полного перехода сельского хозяйства России на использование биодизельного топлива, то для производства 5 млн т биодизеля промышленным способом необходимо вырастить 15-16 млн т маслосемян. При средней урожайности 1,8-2 т/га под рапс необходимо отвести около 8-9 млн га, что представляется малореальным в ближайшей перспективе, но близко к показателям оптимистического варианта прогноза посевов рапса.
В связи с ужесточением во многих странах мира законодательства, повышающего требования к качеству дизельного топлива, в России проводится работа по разработке технических регламентов, направленных на повышение его качества. Перейти на использование дизельного топлива, отвечающего требованиям стандарта Евро-3 (содержание серы 350 ppm), планируется в 2008 г., на Евро-4 (серы 50 ppm) — в 2010 г., на Евро-5 (серы 10 ppm) — в 2014 г.
Введение новых стандартов на дизельное топливо в России создаст качественно новую ситуацию на рынке моторных топлив, поскольку применение дизельного топлива с низким содержанием серы, приводящим к ухудшению его смазывающих свойств, потребует добавления либо специальных дорогостоящих присадок, либо эфиров растительного масла (биодизеля), улучшающих свойства малосернистого минерального дизельного топлива.
Первым шагом в создании законодательной базы для использования биодизельного топлива на территории Российской Федерации можно считать введение в действие с 1 июля 2006 г. ГОСТ Р 52368-2005, который допускает наличие метиловых эфиров жирных кислот в дизельном топливе до 5% по объему. Однако каких-либо мер государственной поддержки по использованию такого топлива (например, частичная отмена акциза) пока не предусматривается.
В Европе производство биодизеля ведется на современных заводах мощностью 100-200 тыс. т в год, т. е. каждый завод перерабатывает по 250-500 тыс. т маслосемян в год, создавая в регионе устойчивый спрос на сырье. Российскому фермеру в настоящее время необходим гарантированный спрос на семена.
Для обеспечения устойчивого спроса должен формироваться рынок этой культуры на федеральном уровне. Необходимо принять федеральную программу создания современных высокотехнологичных производств биодизеля в России с годовыми объемами производства 100-200 тыс. т, так как именно такие предприятия обладают минимальными издержками и будут способны конкурировать и поставлять продукцию мировых стандартов на экспорт при вступлении России в ВТО.
Необходимо также принять федеральную программу формирования рынка рапса и биодизеля. Для этого следует ввести для внутреннего рынка новый стандарт топлива Б5 (смесь 5% биодизеля, 95% дизельного топлива) и применить его на всех автозаправках России. Такое содержание биодизеля в дизельном топливе не требует переделки двигателя. Мировое машиностроение уже давно занимается совершенствованием своих дизельных двигателей.
Так, компании «Пежо», «Ситроен» и «Рено» гарантируют работу своих моторов при использовании биотоплива БЗО (30% биодизеля, 70% дизельного топлива). «Фольксваген» предоставляет гарантии на Б100 (100% биодизеля). В России ежегодно производится около 32 млн т автомобильных бензинов и 60 млн т дизельного топлива (5% биодизеля составит 3 млн т).
Последующая модернизация дизельных двигателей в России должна свестись, как и во всем мире, к повышению содержания биодизеля в топливе. При интеграции России в мировую экономику необходимо переходить на единый принятый международный стандарт биодизеля: «Euro Standard EN 14214», который определяет биодизель не как рапсовое масло, а как метиловые эфиры жирных кислот. Соответственно нужно переходить на единые технологии его производства, рентабельность которых обеспечивается наличием достаточной региональной сырьевой базы.
В 2007 г. в Российской Федерации прогнозируется увеличение посевных площадей под рапсом до 1,2 млн га, в том числе в Республике Татарстан до 200 тыс. га, Ставропольском крае до 75 тыс., Липецкой области до 60 тыс., в Краснодарском и Алтайском краях до 50 тыс. га.
Баланс производства и внешней торговли рапсом в 2000- 2006 гг. приведен в табл. 7.3. Ежегодно на экспорт страна поставляет не более 10% урожая, в основном в страны ЕС, из-за наличия экспортной пошлины, стимулирующей переработку масличных на территории России.
7.3. Баланс производства, потребления и внешней торговли рапсом в 2000-2006 гг.
|
В настоящее время валовой сбор маслосемян (около 8 млн т) уже вплотную приблизился к фактическим мощностям действующих маслозаводов (8,2 млн т), среди которых лишь единицы могут перерабатывать рапс и производить рапсовое масло, отвечающее европейским требованиям как для технических, так и пищевых целей.
Валовой сбор маслосемян и фактические мощности маслозаводов представлены на рис. 7.7. Строительство современных перерабатывающих предприятий будет стимулировать расширение посевных площадей. В перспективе они могут быть доведены до 10 млн га, что при средней урожайности 2 т/га позволит собирать до 20 млн т рапса и производить 8 млн т рапсового масла.
їм ■мз*»)г«мо*о >чмит«0»и** — мпвмя* tbe* MKOM4WIM (МММ МП* ПМ4МММГ фмпимсвм ммик — ги шишмоам Д<Х Г. МПММ сЬэр «СИГМ 1,1 или ту Ка рыии cnyittayr шкурит» срми імрррМнмті»- №• СП4ДМТСИ (4МИ С«КММЧ «М NICMpM И ‘роду’» гы гкриэиОотд. оісуїсіцкг іваїїгмичсоїі імиирмо — микіяь у млмпівммітняивіимплм
їм іліряг«гмп) »рки»кім» • илоаоі) свар MtuiMwiM cat <міімг я :>4 фігичоив квиркгін »М(м6»<м if в -1 • мл* ті На рими «грічмммрч* идмвпммм ••ририао-‘-июи, пркутпаурі ім>р«міім j* сьри. іауіочім ими дЬкпгмми рипмтім проимооастро маслмких гуямгу»
їм іщяамапиіимпси маїпкиосгм — «іисаа» coup мкпвсаияи (Римом’ щам—рмо N % ркутрмнам пагрМиоси а рис-игапмои «мела (оаага 41 мім т • парке чага an «—списа миі>. На рима ыемп ионы па ч. дн « т іриіуі їм пармраїиі«» рмімаїаииммм уірмр» (Міігрргни дрік Р»С «крін^ус «виїреМІМЙС’М
нкімииіи гунім» ур.
Рис. 7.7. Внутренний рынок маслосемян и возможности их переработки
Расчеты показывают, что при сложившейся конъюнктуре внутреннего рынка моторных топлив в России наиболее эффективно производство смесевого биотоплива на основе рапсового масла — цена ниже на 20-25% в сравнении с дизельным топливом и на 35-40% ниже стоимости метилового эфира.
Однако с учетом дальнейшего роста цен на невозобновляемые энергоносители уже в ближайшие несколько лет в стране может установиться ценовой паритетет между минеральным дизельным топливом и дизельным биотопливом.
Потребность России в биотопливе при условии доведения его в обычном дизельном топливе до 5%, как это допускает вступивший в силу ГОСТ «Топливо дизельное — ЕВРО», составляет 1,35 млн т.
Между тем, российское рапсовое масло уже сейчас конкурентоспособно по цене на рынках стран ЕС из-за более низких производственных издержек, что делает его привлекательным для строительства перерабатывающих предприятий, преимущественно экспортной ориентации. Возможности же сельского хозяйства России существенно превышают общую потребность в энергоресурсах (рис. 7.8).
Перспективными сельскохозяйственными культурами для получения биотоплива на основе спиртосодержащей составляю-
щей — биоэтанола — являются возделываемые в Российской Федерации сахарная свекла, кукуруза, сорго и зерновые культуры. Производство биоэтанола возможно также из отходов продукции лесопереработки.
Перспективная потребность страны в биоэтаноле составляет 1,1 млн т (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Перспективные потребности России в биоэтаноле, тыс. т
По ориентировочным оценкам, в России мощности по производству этанола, который может быть использован как добавка к бензину, составляют около 320 тыс. т (около 1% от объема производства бензина), в том числе 200 тыс. т гидролизного и 120 тыс. т синтетического этанола.
190