Беларусь
Работы по использованию растительного масла в качестве топлива дизельных двигателей в Беларуси проводились на Минском тракторном заводе в 1990-1995 гг. Основная цель работ заключалась в создании двухтопливных дизелей тракторов «Беларусь», способных работать на традиционном нефтяном топливе и альтернативном растительном. Особенность компоновки и два топливных бака, размещенных на универсально-промышленном тракторе, дают возможность иметь на тракторе два вида топлива. Двухтопливный дизель на тракторе в условиях возможного дефицита дизельного топлива при использовании рапсового масла может обеспечить бесперебойную работу тракторной техники в особенно важные для сельскохозяйственного производства периоды. Производство рапса и рапсового масла из него в условиях Беларуси возможны, ряд хозяйств в Брестской области успешно выращивают рапс и получают хорошие урожаи.
Использование рапсового масла в качестве моторного топлива прорабатывалось по двум направлениям: первое — смесь 75% рапсового масла и 25% дизельного топлива, второе — моторное топливо из рапсового масла, по этому направлению проводилась работа с моторным топливом, полученным из Польши, и топливом, полученным в результате совместных работ НПО «Транстехника» и лаборатории термодинамики органических веществ БГУ. Учеными БГУ предложена принципиальная технологическая схема получения моторного топлива из рапсового масла, на модульной установке получено первое в Беларуси моторное растительное топливо для дизельных двигателей. Испытание его на дизелях проведено в лаборатории двигателей ГСКБ по универсально-пропашным тракторам Минского тракторного завода.
Результаты испытаний дизеля Д-244 при работе на биотопливе, полученном в Польше (табл. 3.11), показали, что при переводе дизеля на биотопливо мощность уменьшается на 3,6 кВт, или на 8,67%, при частоте вращения 1700 мин1.
Стендовые испытания биотоплива проводились на четырехцилиндровом дизеле Д-243 Минского моторного завода. Моторная установка в составе с дизелем и агрегатами его обслужива-