Биодизельное топливо
Производство биодизельного топлива в мире в последние годы характеризовалось значительным ростом. В основном это происходило за счет основного производителя — Европейского союза, где лидером выступает Германия. В 2005 г. около 90% БДТ было произведено в странах ЕС (рис. 2.3, табл. 2.1).
По данным французского банка «BNP Paribas», прогнозируется рост производства биодизельного топлива в странах ЕС с 3,52 млн т в 2005 г. до 4,5 млн в 2007 г., так как правительства с помощью инвестиций стимулируют развитие этого сектора. В сообщении комиссии ЕС отмечается, что рост инвестиций запланирован почти во всех странах-участницах, больше всего в Германии, Франции и Испании. Суммарные производственные мощ-
Рис. 2.2. Динамика производства моторного биотоплива в мире |
Рис. 23. Производство биодизеля в странах ЕС |
Страна |
2004 г. |
2005 г. |
Г ермания |
1035 |
1909 |
Франция |
348 |
492 |
Италия |
320 |
396 |
Чешская Республика |
60 |
133 |
Польша |
0 |
100 |
Австрия |
57 |
85 |
Другие страны ЕС |
113 |
409 |
Всего |
1933 |
3524 |
Рост, % |
82,5 |
ности ЕС расширятся с б млн т в 2004 г. до 8 млн в 2007 г. Руководство ЕС с 2004 г. субсидирует фермеров, производящих сырье для биотоплива (в частности выращивающих рапс), из расчета 45 евро/га.
Для обеспечения предусмотренной Директивой Евросоюза 2003/30 ES от 8 мая 2003 г. доли потребления биотоплива в
2010 г. в размере не менее 5,75% понадобится 12,5 млн т масла и жиров, в том числе 7,9 млн т рапсового масла (рис. 2.4). Будут построены 40 новых заводов. Дефицит масла, покрываемый за
Год |
Потребность, млн т |
Доля в совокупном потреблении дизельного топлива, % |
2005 |
4,25 |
2 |
2006 |
5,95 |
2,75 |
2007 |
7,75 |
3,5 |
2008 |
9,55 |
4,25 |
2009 |
11,5 |
5 |
2010 |
13,45 |
5,75 |
Источник: Европейский совет по биодизелю.
счет импорта, составит порядка 1,6 млн т.
Рис. 2.4. Прогнозируемая сырьевая база для производства
биодизельного топлива в ЕС к 2010 г.
Оценка потребности Евросоюза в производстве биодизеля представлена в табл. 2.2.
Планируемый объем годового производства биодизельного топлива в 2010 г. составит 13 млн т, для чего при европейском уровне урожайности рапса потребуется занять под него 10 млн га (рис. 2.5).
Рис. 25. Перспективная потребность в биодизельном топливе в ЕС
и мире, млн т
Нехватка сырья в ЕС может замедлить развитие биотоплив-
ной промышленности. Уже практически достигнут максимум производства рапсового масла (4,6 млн т), а потребление дизельного топлива транспортными средствами превысило 500 млн т, и
для увеличения выпуска биодизельного топлива необходим импорт сырья. Проблема нехватки сырья будет усиливаться по мере увеличения перерабатывающих мощностей в Европе. Средняя загрузка введенных в последние годы в ЕС мощностей для производства БДТ составляет 75-80% (рис. 2.6, табл. 2.3).
Рис. 2.6. Мощности и производство дизельного биотоплива
в ЕС, тыс. т
В этой ситуации для России возникает дополнительная возможность реализовать свой земельный потенциал для увеличения объемов производства биодизельного топлива из растительного сырья и самого сырья для экспорта в страны ЕС.
Лидерами в производстве биодизельного топлива являются Германия, Франция, Италия, США (табл. 2.4).
Значительный опыт в области производства и применения топлива из растительных масел накоплен в Германии, где уже к началу 1990 г. имелось более 350 раздаточных колонок, а потребитель имел возможность заправить автомобиль или трактор биодизелем (рис. 2.7).
В настоящее время на рынке Германии чистый биодизель прода-
Страна |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Г ермания |
450 |
1025 |
1088 |
1903 |
2681 |
Италия |
210 |
420 |
419 |
827 |
857 |
Франция |
366 |
500 |
502 |
532 |
775 |
Великобритания |
3 |
5 |
15 |
129 |
445 |
Испания |
100 |
224 |
|||
Чешская Республика |
188 |
203 |
|||
Польша |
100 |
150 |
|||
Португалия |
6 |
146 |
|||
Австрия |
25 |
50 |
100 |
125 |
134 |
Словакия |
89 |
89 |
|||
Бельгия |
55 |
85 |
|||
Дания |
10 |
40 |
44 |
81 |
81 |
Греция |
35 |
75 |
|||
Швеция |
1 |
8 |
8 |
12 |
52 |
Эстония |
10 |
20 |
|||
Словения |
17 |
17 |
|||
Венгрия |
12 |
||||
Литва |
10 |
10 |
|||
Латвия |
5 |
8 |
|||
Мальта |
2 |
3 |
|||
Кипр |
2 |
2 |
|||
Всего |
1065 |
2048 |
2246 |
4228 |
6069 |
Источник: Европейский совет по биодизелю. |
2.4. Страны-лидеры в производстве биодизельного топлива (2005 г.), млн т
J Проиярсио <ИС#11МЧ, ШІИ т |
2,1*1
20091 2М1Г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 20011 2ОХ г 2Г>«Т — |прво*»н (омни} Рис. 2.7. Динамика развития производства биодизеля в Германии |
(2000-2006 гг.)
ют на 2 тыс. бензоколонках. Рост продаж за 2005 г. составил 33%.
По данным UFOP (Объединение по содействию использования масличных и протеиносодержащих культур), биодизель способен заменить в Германии 5-10%, а в ЕС — до 10% суммарной потребности в дизельном топливе.
В 2007 г. в Германии с биодизельного топлива начнет взиматься налог в размере 9 центов за 1 л, однако его цена, составляющая в среднем 98 центов за 1 л, все еще на 10 центов ниже стоимости дизельного топлива на базе нефти. Это объясняется тем, что возделывание рапса субсидируется из Федерального бюджета властями земель Германии и ЕС. Размер субсидий составляет 40 центов за 1 л, что обеспечивает производителям прибыль. По расчетам консалтинговой фирмы «Meb Consulting», издержки производства биодизельного топлива на базе рапсового масла в 2005 г. находились на уровне
51 цента за 1 л (в пересчете на топливный эквивалент).
В 2006 г. цены на рапс повысились почти на 20% и поэтому издержки производства биодизельного топлива из чистого рапсового масла находились на уровне 60 центов за 1 л. Рапсовое масло при таких ценах было не конкурентоспособно по сравнению с дизельным топливом, чья цена нетто при цене нефти 61 долл, за баррель составляла 47 центов за 1 л. По данным консалтинговой фирмы «МеЪ Consulting», лишь при повышении цены нефти до 75-80 долл, за баррель производство рапсового масла может быть рентабельным, т. е. обходиться без субсидирования, подвергаясь лишь незначительному налогообложению как минеральное топливо, либо принудительным квотам (в качестве добавок), установленным правительством.
За лидерство на немецком рынке биодизельного топлива борются две фирмы. «АТ Agrar Technik» строит новые мощности объемом 1,8 млн т в год. С ней конкурирует фирма «Lurgi» из Франкфурта-на-Майне, имеющая заказы на 19 новых установок общей мощностью 2,6 млн т биодизельного топлива в год. Объем ее инвестиций оценивается в 400 млн евро.
В США в настоящее время 90% биодизельного топлива получают из соевого масла, а остальное — из других видов масел, включая животный жир. По данным национального управления по биодизельному топливу (NBB), в 2005 г. потребление и производство биодизельного топлива из соевого масла увеличились по сравнению с 2004 г. втрое — до 75 млн галлонов (285 млн л), а в 2006 г. — до 150-200 млн галлонов (570-760 млн л). Для сравнения в странах Европы в 2005 г. было произведено 800 млн галлонов (3 млрд л), большей частью в Германии.
В США действуют 86 биодизельных установок и 60 других находятся в стадии монтажа. После его завершения и расширения 13 действующих установок общие мощности могут увеличиться еще на 714 млн галлонов (2,7 млрд л).
Главными факторами, поддерживающими спрос на биодизельное топливо в США, считаются высокие цены на энергию и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом 2005 г. об энергетической политике, а также отдельными штатами. Закон предпи-
сывает, в частности, что в 2012 г. в качестве моторного топлива должно использоваться не менее 7,5 млрд галлонов (28,5 млрд л) возобновляемого топлива.
Проблема биодизельного топлива в Италии заключается в отсутствии достаточной сырьевой базы (т. е. растительных масел) для его производства. В настоящее время за счет местных растительных масел — подсолнечного и соевого — производится лишь 20% всего биодизельного топлива, тогда как 70% потребности промышленности обеспечивается за счет импорта рапсового и соевого масел.
По данным Канадской ассоциации возобновляемых видов топлива, производство биодизельного топлива в Канаде составляет в настоящее время менее 300 млн л в год, что затрудняет достижение поставленной цели — доведение доли биотоплива до 5% в нефтяном топливе. Для решения поставленной задачи необходимо будет ежегодно производить около 3 млрд л биодизельного топлива и этанола. В Западной Канаде предполагаемые мощности по производству биодизельного топлива оцениваются в
133.5 млн л в год, и новая установка мощностью 114 млн л в год строится в провинции Альберта.
Производство рапсового семени (канолы) в стране в 2006 г. находилось на уровне 8,3 млн т, а с учетом технологического прогресса к 2015 г. может увеличиться до 14 млн т, из которых
2.5 млн предполагается использовать для получения биодизельного топлива.
В Великобритании топливо смешивают с подсолнечным маслом — оно на 20% дешевле дизельного. Одновременно решается проблема утилизации растительного масла, бывшего в употреблении в ресторанах, кафе и других местах, а это почти 70 млн л. По оценкам английских специалистов, стоимость процесса производства дизельного биотоплива для дорожного транспорта в настоящее время в 2-3 раза превышает стоимость обычных видов топлива. Поэтому правительством поставлена задача разработать более эффективные и менее дорогостоящие технологии переработки биологического сырья для получения очищенного от окиси углерода топлива.
Французскими исследователями установлено, что при добав-
43
лении в дизельное топливо до 30% биотоплива двигатель и сам автомобиль не требуют никаких модификаций, его технические параметры не ухудшаются, частота поломок не возрастает. Эти выводы французских ученых были подтверждены многолетней практикой эксплуатации во Франции автомобилей на таком топливе. При использовании дизельного топлива с более чем 30%- ной растительной добавкой необходимо незначительное техническое переоборудование двигателя.
Следует отметить, что в отличие от многих стран Евросоюза, Франция не пошла по пути использования чистого биотоплива для небольшого парка машин, предпочитая добиваться перехода как можно большего числа машин с дизельными двигателями на топливо с небольшим содержанием растительных добавок. Доказательством правильности такой линии является активная вовлеченность лидирующих нефтеперерабатывающих корпораций («Тоталь», «Бритиш Петролеум», «Шелл») в деятельность по разработке и коммерциализации смешанного топлива. Линия на продвижение смешанного топлива также была поддержана французскими производителями автомобилей, которых переход на дизельное топливо с 5- или 30%-ной добавкой биотоплива не вынудил тратиться на модификацию автомобилей под новые стандарты.
По данным Комиссии ЕС, в 2008 г. предполагается увеличить общую мощность по производству этанола в странах ЕС до
5,5 млн т с 1,76 млн т в конце 2006 г.
Развитие производства биоэтанола привело к значительному повышению мирового спроса на сельскохозяйственное сырье. Для получения этанола широко используются зерно, сахарная свекла и сахарный тростник. Рост мирового рынка биоэтанола составляет 25% в год, в перспективе он будет конкурировать с нефтепродуктами. При сгорании этанола выделяется в 10 раз меньше углекислого газа, чем при сгорании бензина.
Прогноз мирового производства биоэтанола в 2005-2010 гг. представлен на рис. 2.8. В будущем ожидается дальнейший рост
|
|
|
|
|
|
|
2010 г. — 8.5 млн «’
Рмс. 2.8. Мировое производство этанола в 2005-2010 гг.
|
производства биологического топлива в ряде стран, в том числе в Бразилии, США и Канаде. В Бразилии этанол выпускается на основе сахарного тростника, США — кукурузы, Канаде — куку-
2.5. Производство этанола в 2005 г., млн л
Страна |
Производство |
США |
16117,92 |
Бразилия |
15978,06 |
Китай |
3795,12 |
Индия |
1697,22 |
Франция |
907,2 |
Россия |
748,44 |
Г ермания |
430,92 |
ЮАР |
389,34 |
Великобритания |
351,54 |
Испания |
298,62 |
Весь мир |
45927 |
рузы и пшеницы. В странах ЕС темпы развития производства биоэтанола будут не такими высокими.
По прогнозу, производство и потребление спирта к 2020 г. достигнет в мире — 120 млн т в год, в США и Канаде — 40 млн т. Производство этанола в ряде стран в 2005 г. представлено в табл. 2.5.
Основными производителями биоэтанола являются США и Бразилия. В 2006 г. в США было произведено 16,1 млн т биоэтанола, на что было использовано 13% урожая кукурузы, в Бразилии его производство составило 16 млн т (из сахарного тростника). В этих странах достигнута значительная конкурентоспособность данного вида возобновляемого топлива по сравнению с топливом из нефти.
Необходимо отметить, что «чистый» этанол крепостью 95% и более используется в качестве моторного топлива в сравнительно небольших объемах. Наиболее широко применяются различные смеси бензина с этанолом, содержащие от 5-10 до 85-95% этанола, при этом в основном используется этанол, полученный из 46
возобновляемых источников растительного сырья.
Наиболее широко этанол в качестве моторного топлива используется в Бразилии, что обусловлено значительными возможностями по его производству. Более 90% автомобилей в стране работают на моторном топливе, содержащим этанол. В 1991 г. была принята программа, предусматривающая обязательное применение 5% этанола в составе бензина. В 2000 г. содержание этанола было доведено до 20%. В ближайшие годы этанол будет составлять в среднем около 24% в топливном балансе страны. Бразилия является крупнейшим производителем этанола в мире — до 13 млн т в год, что составляет 57% мирового производства. Практически весь этанол в Бразилии получают ферментацией сахарного тростника или черной патоки. Около 240 тыс. т топливного этанола Бразилия импортирует из других стран. Все это стало возможным благодаря национальной программе (действует с 1970 г.) по широкомасштабному использованию этанола в качестве автомобильного топлива и субсидиям правительства, которые получили соответствующую финансовую поддержку Мирового банка. В последнее время Бразилия использует в качестве топлива смеси, в которых содержание этанола составляет 26% в бензине и 3% — в дизельном топливе.
Бразилия обладает технологиями и оборудованием, способными поддерживать ежегодное производство этанола на уровне 4 млрд галлонов (=16 млрд л), а также экспортирует технологии, оборудование и обслуживание. Помимо этого этанол дает возможность умело балансировать на рынке переработки сахарного тростника. При снижении мирового спроса на сахар-сырец тростник является источником для производства спирта, что позволяет сохранять объемы его выращивания независимо от мировой конъюнктуры рынка сахара.
В ближайшие шесть лет Бразилия намерена более чем в 2 раза увеличить экспорт этанола, воспользовавшись ростом мирового спроса на альтернативные виды топлива. Производство этанола за этот период должно быть доведено до 36 млрд л в год, тогда его годовой экспорт может увеличиться до 7 млрд л.
Значительное место занимает этанол и в производстве моторных топлив в США, как октаноповышающая 10%-ная добавка к
47
бензину (так называемый бензин ЕЮ, или «Газохол»). В 2002 г. в США было выработано около 6,5 млн т этанола, главным образом из возобновляемого сырья — кукурузы. Из сорго (6 млн га) ежегодно получают 44 млн л этанола, что покрывает около 10% национальной потребности в жидком топливе. Ведущие производители автомобилей — фирмы «Chrycler», «Ford», «General Motors» — оценили эффективность использования этанола в качестве топлива. При этом не только снижаются выбросы вредных веществ в атмосферу, но и увеличивается срок службы двигателей. В настоящее время более 12% автомобилей США работают на смеси этанола и бензина.
С 2004 г. США ежегодно производит 13 млн т биоэтанола и более. Благодаря его производству страна ежегодно экономит
1,5 млрд долл, на импорте нефти. Законопроект, внесенный в Сенат США, предусматривает установление стандарта на топливо из возобновляемых источников сырья (renewable fuel standard, RFS), в соответствии с которым в 2012-2014 гг. в товарном бензиновом фонде страны должно применяться до 15,5 млн т этанола в год. Сенат США продлил налоговые льготы на этанол до 2007 г., которые чрезвычайно важны, так как стоимость 1 л этанола примерно в 2,5 раза дороже стоимости 1 л бензина.
В соответствии с «Законом о возобновляемых топливах для обеспечения энергетической безопасности США» содержание этанола в бензине должно быть увеличено с 1,3 до 5%, что при производстве бензина в количестве 380-400 млн т потребует производства этанола на уровне 15-20 млн т. В США планируется утроить производство этанола. По инициативе Сената использование этанола должно быть доведено до 54,6 млн т в год к 2010 г., до 68 млн к 2015 г. и примерно 168 млн т в 2015 г. Тогда этанол на 25% заменит бензин, сейчас его доля в топливе для машин составляет до 10%. Из валового сбора кукурузы (более 200 млн т) на производство этанола может быть направлено 25% урожая. Используя высоко крахмалистые сорта (при 70% крахмала в зерне) в США из 1 т кукурузы получают 0,38 т биоэтанола.
Наблюдается растущий потенциал в потреблении топливной смеси этанола и бензина Е85. Производство топливного этанола
в период 1980-2005 гг. показано на рис. 2.9.
В табл. 2.6. представлена дополнительная информация о мощностях по производству этанола за 2001-2005 гг. Отдельно показана доля участия существующих и новых производителей в общих производственных мощностях.
Рис. 2.9. Производство этанола в США
В США в 2004 г. функционировал 81 завод по производству этанола в 20 штатах, они произвели более 13 млрд л этанола. В 2005 г. началось строительство еще 18 заводов, которые будут производить дополнительно более 3 млрд л спирта в год. Открытие каждого завода, производящего 150 млн л этанола (42 тыс. дкл в сутки), обеспечивает постоянной работой 700 человек и приносит 1,2 млн долл, в год в местный и государственный бюджеты.
Производство этанола открыло производителям пшеницы и кукурузы новый рынок сбыта и дало им возможность получать более высокую прибыль, чем ранее. Это, в свою очередь, привело к подъему сельского хозяйства, позволившему сократить издержки на программы по поддержке фермеров, финансируемые из налоговых средств.
По данным Национальной ассоциации производителей зерновых, в производстве этанола в США заняты более 40 тыс. чело-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
век, а прямой и косвенный вклад в экономику страны составляет более 6 млрд долл, в год путем поддержки смежных отраслей. Такое оживление в этой области сельского хозяйства во многом связано с небывалым ростом количества фермерских кооперативов, приобретающих оборудование по производству этанола.
По данным Ассоциации возобновляемого топлива, 900 тыс. американских фермеров являются членами кооперативов по производству этанола. Положительное воздействие на экономику страны оказывает не только этанол. Из 1 т кукурузы (точнее, из крахмала) можно произвести не менее 410 л этанола. В зависимости от используемого оборудования в процессе выработки этанола могут быть получены и другие продукты, например, кукурузное масло, двуокись углерода, подсластители (мальтозные и глю — козные сиропы), протеиновый корм для животных (клейковина зерна и глютен) и сухая барда. Эти побочные продукты зачастую приносят заводам биоэтанола (биозаводам) значительные доходы.
В настоящее время в США рассматривается внедрение стандарта возобновляемого топлива, в соответствии с которым определенную долю общего объема топлива, потребляемого в стране, должно будет составлять возобновляемое топливо американского производства, например, биоэтанол и биодизель. По данным исследования, проведенного компанией «AUS Consultants», благодаря введению нового стандарта импорт сырой нефти к 2012 г. сократится более чем на 250 млн т.
Смесь бензина и этанола, известная под названием Е-10, используется американскими автомобилистами вот уже четверть века. Использование ее разрешено всеми крупными производителями автомобилей. Е-10 подходит для использования во всех видах автомобилей, улучшает работу двигателя, добавляя 2-3 октановые единицы к детонационной стойкости топлива, противодействует перегреву двигателя, выполняет функцию антифриза топливопровода и не вызывает загрязнения топливных форсунок.
Закон об энергетике, принятый недавно в США, предусматривает, что к 2012 г. производство этанола составит около 28,4 млн т, а для этого следует собирать не менее 60 млн т кукурузы.
В связи с ростом цен на энергоносители Президент США Джордж Буш неоднократно заявлял о необходимости «избавиться от нефтяной зависимости». По его мнению, этой цели можно добиться путем перехода на этаноловое топливо. В августе 2005 г. Президент подписал закон об энергетической политике (Energy Policy Act), который предусматривает субсидии и налоговые льготы производителям этанола.
Каждый произведенный галлон (3,8 л) этанола позволяет компании платить налогов на 51 цент меньше. В 2005 г. более 30% продаваемого в США топлива содержало спирт. В 2006 г. 18% выращенной в США кукурузы (6 млн га) пошло на производство этилового спирта. К 2009 г. этот показатель может вырасти до 30%.
Подсчитано, что в США, Канаде и странах ЕС на замену 10% потребления транспортного топлива биологическим потребуется задействовать от 30 до 70% сельскохозяйственных угодий, чтобы получить необходимое количество исходного сырья.
Департамент энергетики США планирует изготовлять этанол из биогидролизатов (продукты ферментного расщепления целлюлозы) древесины при стоимости 0,79 долл, за галлон (0,2 долл, за 1 л) в 2005 г. и 0,56 долл, за галлон (0,14 долл, за 1 л) в 2030 г.
По информации Министерства сельского хозяйства США, этанол содержит на 67% больше энергии, чем требуется для выращивания зерновых и переработки их в этанол. Исследователи отмечают, что в сфере производства этанола существенно увеличилась эффективность выхода энергии за счет высоких урожаев зерновых, развития технологий, а также более эффективной практики ведения сельского хозяйства.
Другие виды топлива требуют больше энергии для своего производства, чем дают. Очищенный бензин выделяет на 15% меньше энергии, чем требуется для его производства.
Дополнительный спрос на сельскохозяйственное сырье, вероятно, повлияет и на развитие соответствующих рынков. По оценкам экспертов, крупнейшие производители биологического топлива — Бразилия, США, страны ЕС и Канада — в перспективе существенно сократят экспорт и/или увеличат импорт такого сырья. В результате к 2014 г. мировые цены на сахар могут выра-
сти приблизительно на 60%, на зерно — на 4, на растительные масла — на 20%. Однако данными прогнозами не охвачены такие страны, как Индия и Китай, в которых производство биологического топлива может значительно увеличиться в следующем десятилетии.
Успешно развивают национальные программы по увеличению производства биоэтанола Канада, страны ЕС, Индия, Китай, Япония, Австралия и др.
В Австралии к 2010 г. намечено довести производство топлив из возобновляемых источников сырья до 280 тыс. т, для чего планируется строительство пяти новых заводов. В 2000 г. в Австралии общее производство топливного этанола составило 32 тыс. т, большей частью используемого в виде 10%-ной добавки к бензину.
В Германии биотопливо для бензиновых двигателей было представлено на рынке, когда первые большие этаноловые заводы были пущены в эксплуатацию. Пять действующих предприятий
по выпуску биоэтанола уже сейчас испытывают трудности со сбытом своего годового производства, составляющего суммарно 600 млн л, так как пока мало автомобилей работает на таком горючем. Развитие рынка биоэтанола в Германии приведено на рис. 2.10.
Рис. 2.10. Развитие рынка биоэтанола в Германии
Тем не менее, до конца 2007 г. в строй войдут еще четыре предприятия, и производственные мощности расширятся на 50%.
Немецкие производители биоэтанола рассчитывают на то, что с 1 января 2007 г. 2% их топлива будет добавляться в бензин. Добавка этанола в такой пропорции не нарушает работу автомобильных двигателей. Таким образом ежегодно может реализовываться около 500 млн л биоэтанола.
Европейский стандарт бензинового топлива DIN EN 228 позволяет добавлять в бензин 5% этанола. Если в Германии к общему объему бензина будет добавлено 5% этанола, то это составит 1,3 млн т в год.
По сообщению представителей французского банка «BNP Paribas», в ближайшие пять лет следует ожидать роста производства этанола в странах ЕС — экспортерах зерна. В частности, Венгрия намерена увеличить переработку своего излишка пшеницы в биотопливо и объявила о расширении производственных мощностей по получению биоэтанола до 2,8 млн м3 с 80 тыс. в настоящее время.
Согласно прогнозу банка, в 2010 г. выпуск этанола в странах ЕС достигнет 6 млн м3, причем около половины этого количества будет производиться из пшеницы.
В Италии производство биоэтанола в 2005 г. составляло около 1 млн галлонов, а в конце 2006 г. выросло до 1,3 млн. Также страна объявила о намерении включить в 2006 г. биоэтанол и биодизельное топливо в общий баланс потребления бензина и дизельного топлива в объеме 1% и в последующем повышать эту долю ежегодно на 1%.
По данным Канадской ассоциации возобновляемых видов топлива, согласно прогнозу, выпуск этанола в Канаде в 2010 г. должен достигнуть 650 млн л.
Повышенный интерес к производству биотоплива проявляют не только развитые страны. Это и страны Юго-Восточной Азии, особенно зависящие от импорта нефти. Так, Пакистан наращивает производство этанола, чтобы хотя бы частично уменьшить зависимость экономики от нефти, на импорт которой ежегодно
расходуется 4,6 млрд долл. Многие пакистанские сахарные заводы включают выпуск этанола в свою производственную программу. Для производства этанола в Пакистане используется также меласса, объем выпуска которой составляет около 2 млн т в год.
В Индии этанол также получают из мелассы; ее годовое производство оценивается в 7,5 млн т, из которых может быть получено 1,87 млрд л этанола. В октябре 2006 г. индийские власти дали разрешение на добавление к бензину 5% этанола, а в октябре 2007 г. эта цифра может быть повышена до 10%.
В Таиланде, согласно заявлению организации «Ethanol Thai», в предстоящие годы планируется расширить выпуск этанола с использованием установок, которые будут включаться в производственную структуру сахарных заводов.
Этанол в этой стране получают из мелассы, маниоки и сахарного сиропа (продукта, полученного из сахарного тростника). Согласно первой фазе программы развития производства этанола на 2006 г., 3 установки выпускают 375 тыс. л в сутки. Предусмотрено ввести в действие еще 3 установки производительностью 715 тыс. л в сутки.
На втором этапе программы получены лицензии на проектирование и строительство 18 установок по производству этанола, при этом 14 из них интегрированы с сахарными заводами, остальные ориентированы на переработку маниоки. Эти установки, согласно проекту, обеспечат дополнительное производство 3,65 млн л в сутки. Таким образом, общий объем производства этанола в Таиланде должен достигнуть 4,7 млн л в сутки.
Перспективные потребности стран ЕС и мира в биоэтаноле представлены на рис. 2.11.
Анализ показывает, что в настоящее время наблюдается рост производства и потребления этанола во всем мире, хотя основная его часть производится в Северной и Южной Америке.
Чистое топливо — чистая окружающая среда. Этанол нетоксичен, растворим в воде, не вызывает загрязнения грунтовых вод. При разливе бензина этанол разлагается естественным образом быстрее других составляющих, не нанося при этом вреда окружающей среде.
Две крупнейшие транснациональные корпорации мира —
55
2000Г. 2002 г. 200$ Г. 2010 Г 2007г. (оцими) ■ — Европейский союз; в — в мир* Рис. 2.11. Потребности в биоэтаноле в странах ЕС и мира, тыс. т |
«DuPont» и «British Petroleum» (ВР) три года работали над проектом создания нового вида биотоплива — биобутанола, который по сути то же самое, что и биоэтанол, но только более калорийный и менее затратный в производстве. К тому же, само производство биобутанола с технической точки зрения значительно проще.
Осуществление проекта началось в 2003 г., а в конце 2007 г. биобутанол начнет производиться и продаваться в Великобритании. Его можно производить из кукурузы, пшеницы, сахарной свеклы, сахарного сорго и ячменя. В будущем для производства биобутанола можно будет использовать и целлюлозосодержащие компоненты сельскохозяйственных культур, такие, как сухие стебли кукурузы или солома.
Энергосодержание биобутанола и бензина ближе по своим показателям друг к другу, чем этанол. В настоящее время до 10% биобутанола можно добавлять в бензин европейского качества, а американского качества — 11,5%. В будущем имеется потенциальная возможность увеличить долю биобутанола в бензине до 16%.
2.7. Производство биогаза в мире
|
Главными преимуществами биогаза являются его возобновляемость, наличие местных источников сырья для получения топлива, снижение парникового эффекта и экологического ущерба от систем сбора органических отходов, обеспечение экологически замкнутой энергетической системы.
В табл. 2.7. приведены данные по производству биогаза в мире.
Из таблицы видно, что в США в настоящее время годовой объем выработки биогаза составляет 500 млн м3. Значительная часть его поступает на электростанции. Суммарная электрическая мощность установок, работающих на биогазе, составляет около 200 МВт.
В США работает более десяти крупных биогазовых заводов, один из которых (при трех откормочных комплексах на 110 тыс. голов) подает вырабатываемый биогаз в газораспределительную сеть Чикаго. Кроме этого, в США получили широкое распространение установки для использования отходов на небольших скотоводческих фермах с поголовьем крупного рогатого скота до 150 голов.
В Великобритании добывается в год около 200 млн м3 биогаза. Суммарная мощность биоЭС Великобритании составляет около 80 МВт.
Во Франции добывается в год около 40 млн м3 биогаза. На одной из свалок вблизи Парижа была построена биоТЭС, использующая биогаз, эмиссия которого составляет 1,5 тыс. м3 в сутки.
Правительство Дании предоставляет значительные налоговые льготы для производителей биогаза: около 20% капитальных инвестиций для централизованного биогаза и 30% для индивидуальных станций или установок. Суммарная годовая энергетическая мощность производителей биогаза Дании, получаемого из всех источников, в настоящее время составляет до 4ПДж. Планируется дальнейшее увеличение его производства до бПДж. В настоящее время в Дании эксплуатируются 18 биогазовых заводов, способных ежегодно обрабатывать 1,2 млн т биомассы (75% отходов животноводства и 25% других органических отходов), давая до 45 млн м3 биогаза, что эквивалентно 24 млн м3 природного газа.
В фермерских хозяйствах Европы и Канады распространены установки производительностью до 100-200 м3 биогаза в сутки, что обеспечивает хозяйство тепловой энергией летом на 100%, зимой — на 30-50%.
В настоящее время в Китае эксплуатируются более 5 млн семейных биогазовых реакторов (ферментеров), ежегодно производящих около 1,3 млрд м3 биогаза, что обеспечивает газом для бытовых нужд свыше 35 млн человек. Также имеются 600 больших и средних биогазовых станций, которые используют органические отходы животноводства и птицеводства, винных заводов с общим объемом 220 тыс. м3. Действуют 24 тыс. биогазовых очистительных реакторов для обработки отходов городов, работают около 190 биогазовых электростанций с ежегодным производством 3109 Вт-ч. Биогазовая продукция в Китае оценивается в 33 ПДж.
В Индии, как и в Китае, основной упор сделан на семейные и общинные биогазовые установки — в 1993 г. их было около 2 млн. Ежегодно в Индии вводятся в эксплуатацию 5-6 тыс. таких установок, дающих от 2 до 400 м3 биогаза в день. Основные положения национальной программы Индии по развитию биогазовых технологий включают в себя пункты по снабжению чистой энергией для отопления и приготовления пищи, получению органических удобрений, повышению эффективности сельскохозяйственного производства и многое другое.
В 1992 г. в Германии было 139 установок по производству и использованию биогаза, к 2001 г. их число достигло 1,5 тыс. и продолжает увеличиваться (сейчас около 5 тыс.). «Закон о возобновляемой энергии», принятый в Германии в августе 2004 г., направлен на развитие строительства и эксплуатации биогазовых установок. В качестве сырья могут использоваться навоз и практически любые органические отходы и остатки. Получаемый биогаз на 2/3 состоит из метана и на 1/3 — из диоксида углерода. 1 м3 биогаза эквивалентен 0,65 л мазута и 0,66 м3 природного газа. Из него можно получить 2 кВт-ч электрической и 4 кВт-ч тепловой энергии. Для этого газ сжигается в двигателях внутреннего сгорания или блоках ТЭС.
В середине 90-х годов биогазовая установка мощностью 50 МВт была редкостью, а в 2001 г. появились установки мощностью 100 МВт со стоимостью электроэнергии 0,1 евро за 1 кВт-ч. Появились фирмы, которые проектируют биогазовые установки различной мощности.
Фирма «Bigates» проектирует биогазовые установки мощностью до 350 кВт для сельскохозяйственных районов, которые, кроме выработки электроэнергии и тепла, позволяют сокращать выбросы С02 в атмосферу (на 2200 т в год).
На выставке «Зеленая неделя-2007» немецкая фирма «RIELA» представила комплексы для хранения сельскохозяйственных и промышленных продуктов и носителей возобновляемой энергии.
Фирма производит установки для получения биогаза только из жидкого навоза или органических отходов (коммунальные и пищевые отходы, осадки и жир сточных вод, отходы боен от здоровых животных, трупов животных из животноводческих комплексов, от переработки овощей и фруктов, производства сахара, пива и т. п.).
Энергопредприятие «Stawag» (г. Аахен, Германия) планировало в 2006 г. ввести в эксплуатацию установку синтеза биогаза производительностью 1000 м3/ч. Она будет перерабатывать ежегодно 25,5 тыс. т кукурузного силоса. Синтезированный биогаз будет подвергаться предварительной очистке, а затем закачиваться в газопровод. Замещенный природный газ будет конвертиро-
Общее количество био г а за — 24 млн м |
ван в электроэнергию на четырех новых мотор-генераторных ус
тановках суммарной электрической мощностью 2 МВт. Сто
■ число установок. їм.; — Ф — — алсгтрмиескаи мощность. ГВт |
имость проекта 9,5 млн евро.
Рис. 2.13. Прогноз роста количества биогазовых установок
в Германии к 2020 г.
Потенциал производства биогаза и прогноз роста количества био газовых установок в Германии до 2020 г. приведены на рис. 2.12 и 2.13.
Рис. 2.12. Потенциал производства биогаза на примере Германии, млн м3
В Тюрингии эксплуатируются 40 установок синтеза биогаза, еще 30 строятся или проектируются. В качестве исходного сырья используются навоз, а также силос соломы и энергетических растений. КПД установки получения биогаза не превышает 35%.
Стало существенно расти использование электроэнергии, получаемой из биогаза. Отработана технология переработки отходов картофеля для получения биогаза и сжигания его в газовых двигателях с получением электроэнергии и тепла из выхлопных газов (пример — ТЭС мощностью 2,5 МВт на фабрике картофельных чипсов в Бельгии). Используется также биогаз, выделяющийся на установках по осветлению сточных вод, получаемых на бумажных фабриках из отходов древесины, в фармацевтической промышленности при переработке и расщеплении жиров и др.
Большое количество биогаза производится также и при переработке твердых бытовых отходов городов: в США — 9ПДж, Германии — 14, Японии — б, Швеции — 5ПДж.
Швеция представила первый в мире экологически чистый пассажирский поезд, работающий на биологическом газе (рис. 2.14). Оборудованный двумя автобусными двигателями на биогазе поезд может перевозить до 54 пассажиров. Предполагается, что он будет использоваться на восточном побережье Швеции.
Новый поезд способен проехать до 600 км без дозаправки, развивая скорость до 130 км/ч. 61
В Швеции на биогазе уже работают около 800 автобусов, а сот-