ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БИОТОПЛИВА
Значительный опыт в области применения топлива из растительных масел накоплен в Германии, где топливо биодизель, изготавливаемое из рапсового масла, можно приобрести везде.
Потребитель выбирает топливо биодизель по ряду его потребительских свойств:
доступная цена, сопоставимая с ценой на нефтяное дизельное топливо;
экологическая чистота выбросов с отработавшими газами, в том числе выбросы твердых частиц уменьшаются в 2 раза по сравнению с дизельным топливом;
малый цикл биологического разложения в случае течи или других аварийных выбросов, что не влияет на состояние окружающей среды;
возможность использования работающих дизелей в закрытых помещениях с ограниченным воздухообменом.
Биодизель, пригодный для применения в качестве топлива дизельных двигателей, получают химическим способом, который называют переэтерификацией. В рапсовое масло добавляют метиловый спирт до 10% по его объему. С помощью катализатора (например, едкого калия) удаляются побочные продукты, в том числе глицерин. Переэтерификация проходит при низких температурах (60-70°С). В итоге получается продукт, пригодный для использования в качестве топлива для дизельного двигателя. Затраты на получение биодизеля по ценам 1990 г. составляли 0,15- 0,20 немецких марок за 1 л.
Биодизель — сложный метилэфир рапсового масла (сокращенно — RME). Позднее это сложное название заменено на биодизель.
Биодизель в Германии получают из масличной культуры — рапса. Рапс выращивается, как правило, на выведенных из севооборота земельных угодьях. Его посевы повышают биологическую активность, улучшают структуру почвы. Рапс выполняет функции очистителя почвы от азота, что способствует снижению нитратной нагрузки на грунтовые воды.