Россия
ГНУ ВИМ, МГАУ проведен комплекс исследований по использованию в сельском хозяйстве биодизельного топлива на основе рапсового масла.
Биотопливо из рапсового масла используется в качестве моторного топлива в двух вариантах:
смесевое топливо, состоящее из смеси рапсового масла с дизельным топливом (биодит);
в виде метилового эфира рапсового масла (МЭРМ), получаемого при метанолизе рапсового масла.
Смесевое топливо по сравнению с метиловым эфиром рапсового масла имеет следующие преимущества: простая технология получения, реализуемая в сельскохозяйственном предприятии без накладных расходов, высокая стабильность в хранении, растворении на молекулярном уровне.
Сравнительные физико-химические характеристики рапсового масла, смесевого и дизельного топлив приведены в табл. 3.9.
По сравнению с дизельным топливом плотность чистого рапсового масла больше на 9%, вязкость — в 25 раз, содержание серы меньше в 10 раз, температура застывания выше на 17°С по сравнению с зимним топливом и на 10°С ниже, чем летнего дизельного. Смесевое топливо по физико-химическим показателям занимает промежуточное положение.
Большая вязкость чистого рапсового масла осложняет его применение в двигателях, однако при повышении температуры до 70- 90° его вязкость снижается до значений, близких к вязкости дизельного топлива.
Метиловый эфир рапсового масла по физико-химической характеристике (вязкость — зольность) ближе к дизельному топливу, при его использовании не нужен подогрев топлива, в меньшей степени образуются отложения на деталях цилиндропоршневой группы. Качество метиловых эфиров рапсового масла нормируется европейским стандартом EN 14.214.2003 (ЕС).
С учетом мирового опыта использования биотоплива в виде метилового эфира рапсового масла представляют интерес технологическая схема, баланс энергии и массы при производстве смесевого топлива (рис. 3.5) и метилового эфира рапсового масла. 80