Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

АКУСТИЧЕСКИЙ КАРОТАЖ

Акустический каротаж основан на непрерывной регистрации скоростей распространения упругих колебаний вдоль ствола скважины. Он позволяет дифференцировать разрез скважины и выделять пласты различного литологического состава мощно­стью до 10—20 см. В однородном по литологии разрезе акусти­ческий каротаж позволяет выделить пористые и насыщенные водой интервалы. Чем больше пористость, тем меньше скорость и больше интервальное время пробега волн между излучателем и приемником в скважинном снаряде акустического каротажа. В зарубежной литературе этот вид каротажа называют карота­жем пористости.

Акустический каротаж широко применяется при бурении глубоких скважин с целью контроля за качеством цементиро­вания затрубного пространства. Наиболее важную информацию

о наличии цементного камня в затрубном пространстве и сцеп­лении его с колонной обсадных труб может дать изучение ам­плитуд колебаний продольной упругой волны, идущей по обсад­ной трубе и цементному кольцу. Энергия волны зависит от то­го, зацементирована колонна труб или нет. Если цементное кольцо отсутствует или цементный камень не имеет прочного сцепления с колонной, то амплитуда колебаний волны, идущей по колонне и ее головной волны, будет большой [37].

Если колонна труб зацементирована качественно и между колонной труб и цементом имеется акустический контакт, упру­гие продольные колебания, распространяющиеся по колонне, возбуждают такие же колебания в цементном камне, в связи с чем большая часть их энергии рассеивается на пути от излуча­теля до приемника. В этом случае приемник отметит значитель­ное ослабление амплитуды колебания продольных волн.

Для определения высоты подъема цемента необходимо иметь две кривые записи акустического каротажа: Ак, харак­теризующую амплитуду нескольких колебаний (выпрямленный сигнал, складывающийся из трех периодов волны), и Тп, харак­теризующуюся временем пробега волны со .значительными ам­плитудами колебаний, отнесенным к базе зонда. Величина Ак регистрируется в условных единицах (милливольтах) в виде не­прерывной кривой. Совместное рассмотрение кривых Лк и Ти позволяет определить высоту подъема цементного раствора в затрубном пространстве, качество сцепления цемента с колон­ной обсадных труб и в некоторых случаях — сцепления цемен­та с горными породами.

На рис. 50 показана кривая, полученная при использовании цементомера АКЦ, из которой видно, что на участках, где от­сутствует сцепление цемента с трубами или нет цемента, изме­ряемые значения Лк имеют максимальные значения, а интерва-

8

Рис. 51. Принципиальная схема (а) и диаграмма локатора муфт (б):

/ — локация соединительных муфт; 2 — интервалы перфо­рации

Подпись:5

АКУСТИЧЕСКИЙ КАРОТАЖ

Рис. 50. Кривые, полученные при исследовании затрубного простран­ства цементомерами: а —АКЦ; 6 —ЦМТУ

лы с хорошим сцеплением цемента с колонной характеризуются минимальными, практически нулевыми, показателями. Харак­терна в этом отношении также кривая Тп.

§ 7. ЛОКАЦИЯ МУФТ

Местоположение соединительных муфт обсадных труб, ин­тервалов перфорации и повреждений обсадных труб определя­ют с помощью специального локатора муфт, который представ­
ляет собой индуктивную катушку со стальным сердечником и двумя постоянными магнитами, размещенными в корпусе из не­магнитной стали (рис. 51, а). Магнитные силовые линии посто — янных магнитов пронизывают обмотку катушки и замыкаются через наружные стальные трубы. В момент прохождения при­бора мимо муфт сопротивление в цепи магнитопровода изменя­ется и силовые линии постоянных магнитов перераспределя­ются.

Локатор муфт реагирует на перфорированные отверстия, трещины и разрывы труб (рис. 51, б). Он может быть исполь­зован при капитальном ремонте скважин, а также при ликви­дации аварий и осложнений в бурении.

Комментарии запрещены.