Автокомпенсатор переменного тока
Автокомпенсатор переменного тока широко применяют в современной буровой контрольно-измерительной аппаратуре (рис. 14.12). Автокомпенсатор по своей универсальности может рассматриваться в различных разделах: компенсационный способ измерения, измерительные приборы и схемы, регистраторы.
Рис. 14.12. Структурная схема автокомпенсатора переменного тока |
Совместно с датчиком его можно рассматривать как замкнутую автоматическую измерительную систему с обратными связями.
В качестве звена обратной связи в автокомпенсаторе применен бесконтактный индукционный потенциометр-компенсатор К, вырабатывающий компенсирующее напряжение. Потенциометр состоит из статора и ротора. Индукционный потенциометр вырабатывает напряжение переменного тока, пропорциональное углу поворота ротора. Статор включает обмотку возбуждения ¥^ а ротор — измерительную обмотку ]¥л.
Ротор потенциометра механически связан с валом реверсивного двигателя РД. При угле поворота ротора а = 0 потокосцепление между обмотками Щ, и Щ, отсутствует, и выходное напряжение потенциометра — напряжение обратной связи 1/ж1 = 0. При повороте ротора относительно статора на угол а*0 индуцируется ЭДС, пропорциональная углу поворота а, т. е. 1/ос1=/(а).
Работа автокомпенсатора заключается в следующем. Выходная цепь датчика Д включается встречно-последовательно с источником компенсирующего напряжения — роторной обмоткой компенсатора у входа нуль-усилителя НУ. Характеристика нуль-усилителя имеет крутой передний фронт, поэтому при незначительном разбалансе схемы, т. е. при появлении AU на входе усилителя выходное напряжение усилителя U достигает номинального значения напряжения питания управляющей обмотки реверсивного двигателя РД.
Реверсивный двигатель РД, кинематически связанный через редуктор Ред с компенсирующим потенциометром К (угол поворота ротора потенциометра а") и отсчетным (в ряде приборов и регистрирующим РУ) устройством ОУ (угол поворота оси ОУ а’).
В зависимости от фазы сигнала-разбаланса AU на входе нуль-усилителя двигатель поворачивает ротор потенциометра в ту или иную сторону и изменяет компенсирующее напряжение иж] в сторону уменьшения сигнала разбаланса AU.
На вход автокомпенсатора подается сигнал от датчика в виде напряжения переменного тока: Ua = Um sin (со/ + ф). Равновесие компенсационной системы наступает при юд = со1С, Uma= UmK, фд-фк = л, где сод, Umд, Фл — параметры измеряемого напряжения (частота, амплитуда, начальная фаза); сок, UmK, фк —параметры компенсирующего напряжения. Условие юд = сок выполняется автоматически, так как и датчик, и потенциометр питаются от одной и той же сети. Требование фя-фк = тг удовлетворяется соответствующим расчетом параметров датчика и компенсирующего потенциометра и противофазным включением этих элементов в схему. Таким образом, процесс компенсации переменного напряжения сводится к компенсации амплитуды напряжения.
В идеальном случае после окончания переходного процесса сигнал AU на входе нуль-усилителя станет равным нулю и стрелка от — счетного устройства ОУ установится на отметке, соответствующей напряжению датчика. Однако в реальных условиях полной компенсации входного сигнала в установившемся режиме не происходит. Статическая погрешность складывается из погрешности, обусловленной наличием зоны нечувствительности, несовершенством изготовления и др.
Наряду со статической погрешностью одной из основных характеристик автокомпенсационных приборов является динамическая ошибка, определяемая их быстродействием. Быстродействие прибора компенсационного типа измеряется, как правило, временем отклонения стрелки прибора от нижнего до верхнего предела измерения. Опытным путем установлено, что для контроля параметров процесса бурения достаточным является быстродействие в пределах 3 с. При этом колебания с частотой 15 Гц практически не пропускаются прибором.
Другой важной динамической характеристикой автокомпенсационных приборов является качество переходного процесса. Для обеспечения устойчивости и хороших динамических качеств автокомпенсаторов предусмотрены специальные меры, наибольшее распространение из которых получило введение отрицательной обратной связи по скорости вращения реверсивного двигателя. Наиболее широко применяемым способом введения такой обратной связи в автокомпенсаторах является использование тахогенератора ТГ, кинематически связанного с исполнительным двигателем РД и включенного своей выходной цепью в измерительную цепь автокомпенсатора таким образом, что сигнал обратной связи 1}ж2 при работе двигателя уменьшает сигнал разбаланса. При определенной глубине обратной связи, согласованной с инерционностью нагруженного двигателя автокомпенсатора, остановка двигателя происходит в положении компенсатора, при котором компенсационное напряжение точно уравновешивает входное напряжение