Талевые системы
Назначение и типы талевых систем
Талевая система предназначена для подъема и поддержания на весу тяжелого бурового инструмента. Она представляет собой (рис. 4.18) полиспастный механизм, который состоит из кронблока 1, установленного на вышке или мачте, талевого блока 2 и талевого каната 3,
являющегося гибкой связью между буровой лебедкой 4 и подъемным крюком, подвешенным к талевому блоку.
Под оснасткой талевой системы понимается навеска каната на шкивы кронблока и талевого блока в определенной последовательности, которая исключала бы перекрещивание каната и трение его ветвей друг о друга.
При небольших нагрузках на крюк спуско-подьемные операции выполняют на прямом канате (рис. 4.18, а). В разведочном бурении применяют талевые системы трех типов: с креплением свободного конца каната к основанию буровой установки или якорю (талевая система с неподвижным концом каната, см. рис. 4.18, б, в), к кронблоку мачты или вышки (см. рис. 4.18, г), к талевому блоку (см. рис. 4.18, д).
Талевая система с неподвижным концом каната (симметричная талевая система) обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на опоры вышки или мачты, а также позволяет устанавливать на неподвижной ветви талевого каната указатель веса инструмента и нагрузки на породоразрушающий инструмент.
При неподвижном крюке ветви талевого каната равномерно нагружены силой
Р= <2/{/т. с, (4.38)
где О — нагрузка на крюке (весом талевого блока можно пренебречь, так как при геологоразведочном бурении он незначителен); 11тс — число струн талевой системы, т. е. число подвижных ветвей каната за исключением ветви, наматываемой на барабан лебедки Р„.
В процессе движения вследствие трения в шкивах и изгиба каната усилия в ветвях полиспаста Ри Р2, …, Рн распределяются неравномерно.
Поэтому нагрузка на крюке будет равна
(3=РлЛ(1-Л(/тс)/(1-Л)- (4-39)
Натяжение ведущей ветви находят из выражения
^Л=0(1-Л)/Л(1-^ТС). (4-40)
Усилие в неподвижной ветви каната —из выражения
Л=ШлМ1-т1)]/(1-тЛс). (4-41)
В выражениях (4.41), (4.42) и (4.43.) т| — это КПД одного шкива; для шкивов на подшипниках качения л = 0,98.
КПД талевой системы составляет:
Лс = ‘П(1-Л£,тс)/^т. с(1-‘П). (4.42)
При определении числа струн талевой оснастки исходят из наибольшей нагрузки на крюк 0, которую определяют при подъеме наиболее тяжелого бурильного инструмента или наиболее тяжелой колонны обсадных труб.
где Рл н — натяжение ведущей ветви каната, соответствующее номинальной грузоподъемности лебедки; Л,, — коэффициент длительной перегрузки двигателя (для электродвигателей А,, = 1,3, для двигателей внутреннего сгорания Я,, = 1,10+ 1,15).
В геологоразведочном бурении применяются в основном следующие оснастки талевой системы: 0x1; 1×2 и 2×3 (см. рис. 4.18, а —в).
Стальные канаты талевых систем, являясь частью талевой системы буровой установки, осуществляют гибкую связь между буровой
лебедкой и подъемным крюком. Они должны быть достаточно гиб
кими и иметь высокую механическую прочность. По конструктивному признаку различают канаты одинарной, двойной и тройной свивки. На буровых работах применяют канаты двойной свивки, состоящие из шести прядей, свитых вокруг органического или металлического сердечника.
В большинстве конструкций канатов применяют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, хлопчатобумажного корда или манилы. Органический сердечник обеспечивает равномерное распределение нагрузки между прядями, необходимую гибкость и смазку проволок каната. Канаты с металлическим сердечником имеют большую жесткость, что предохраняет тяжелонагружен — ный канат от раздавливания при многослойной навивке на барабан Лебедки.
, Проволоки в прядях располагают в два или три слоя, ориентируемых с одинаковым или различным углом свивки по слоям. Вид свивки определяет тип касания проволок между слоями. В этой связи
различают канаты с точечным касанием проволок (ТК), линейным касанием (ЛК) и комбинированным точечно-линейным касанием (ТЛК). Канаты с линейным касанием проволок в прядях более долговечны, чем с точечным.
Различают канаты с одинаковым или различным диаметром проволок в прядях типа ЛК-0 (рис. 4.19, а) и типа ТЛК-0 (см. рис. 4.19, г) диаметр проволок в слоях одинаков, в пряди типа ЛК-Р (см. рис. 4.19, д) наружный слой имеет проволоки разного диаметра. В пряди типа ЛК-РО (см. рис. 4.19,6) расположены слои с проволоками одинакового диаметра и с проволоками разных диаметров.
По сочетанию направления свивки элементов каната различают канаты односторонней и крестовой свивки. Канаты односторонней свивки 1 (рис. 4.19, е) имеют одно и то же направление свивки. По гибкости и долговечности они превосходят канаты крестовой свивки 2, имеющие противоположное направление свивки и обладающие большей способностью закручиваться.
В зависимости от направления свивки прядей канат может быть правого и левого направлений свивки.
Характеристики наиболее часто применяемых при разведочном бурении канатов, имеющих один органический сердечник, шесть прядей с 19 или 37 проволоками в каждой, приведены в табл. 4.7.
|
|
|
Диаметр, мм |
Расчетная площадь сечения всех проволок в канате, мм2 |
Расчетная масса 1000 м смазанного каната, кг |
Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыва, МПа |
||||||
Каната |
Проволоки |
||||||||
цент ральной |
в слоях |
1370 |
1570 |
1665 |
1766 |
1960 |
|||
Расчетное разрывное усилие каната в целом, кН, не менее |
|||||||||
6 проволок |
108 проволок |
||||||||
Канат двойной |
свивки типа ТК конструкции |
6 X 19 |
|||||||
13,0 |
0,85 |
57,70 |
565,5 |
67,3 |
76,8 |
81,6 |
83,9 |
91,5 |
|
14,5 |
0,95 |
0,90 |
72,96 |
715,0 |
84,9 |
97,02 |
102,9 |
105,8 |
115,6 |
16,0 |
1,05 |
1,00 |
90,02 |
882,5 |
104,8 |
119,5 |
127,4 |
131,3 |
143,1 |
17,5 |
1,15 |
1,10 |
108,86 |
1070,0 |
126,4 |
144,5 |
153,8 |
158,3 |
173,0 |
19,5 |
1,30 |
1,20 |
130,11 |
1275,0 |
151,4 |
173,0 |
183,7 |
189,6 |
206,8 |
21,0 |
1,40 |
1,30 |
152,58 |
1495,0 |
177,4 |
202,8 |
215,6 |
222,5 |
242,5 |
22,5 |
1,50 |
1,40 |
176,86 |
1735,0 |
205,8 |
235,2 |
250,0 |
257,7 |
281,3 |
24,0 |
1,60 |
1,50 |
202,92 |
1990,0 |
236,2 |
270,0 |
286,6 |
296,0 |
322,4 |
25,5 |
1,70 |
1,60 |
230,76 |
2265,0 |
269,0 |
307,2 |
326,3 |
336,1 |
367,0 |
27,0 |
1,80 |
1,70 |
260,41 |
2555,0 |
303,3 |
346,9 |
368,5 |
379,7 |
414,0 |
Канат двойной |
свивки типа ТК конструкции |
6×37 |
|||||||
11,5 |
0,55 |
0,50 |
43,85 |
427,0 |
— |
56,3 |
59,8 |
61,3 |
66,6 |
13,5 |
0,65 |
0,60 |
63,05 |
613,5 |
— |
80,7 |
85,9 |
87,8 |
95,7 |
15,5 |
0,75 |
0,70 |
85,77 |
834,5 |
96,4 |
109,7 |
116,6 |
119,5 |
129,8 |
22,5 |
1,05 |
1,00 |
174,84 |
1705,0 |
196,0 |
224,4 |
238,6 |
244,0 |
265,1 |
24,5 |
1,15 |
1,10 |
211,50 |
2060,0 |
237,6 |
271,5 |
288,6 |
295,5 |
321,0 |
27,0 |
1,30 |
1,20 |
252,26 |
2455,0 |
283,2 |
323,9 |
344,0 |
352,8 |
382,7 |
29,0 |
1,40 |
1,30 |
295,93 |
2880,0 |
332,2 |
379,7 |
403,7 |
413,5 |
448,8 |
Канаты при работе подвергаются сложной нагрузке; растяжению, изгибу, вибрации, контактным напряжениям, поэтому они должны иметь высокую прочность, большую гибкость, хорошо противостоять внешнему и внутреннему износу проволок. Надежность и долговечность каната во многом определяются соотношением диаметра барабана (шкива) Об и диаметром каната с1к.
В соответствии с принятыми нормами для установок геологоразведочного бурения /)б>18(1К, а для установок с большим объемом спуско-подъемных операций 06 = (32—42)^к. При 06/^к > 25 рекомендуется применять более жесткие канаты, с большим диаметром проволок в пряди, а при Бъ/с1к <25 — гибкие канаты.
Для геологоразведочных буровых установок диаметр талевого каната выбирают в соответствии с расчетом на статическую прочность по формуле
Рр = кп.3Р, (4.44)
где Рр — разрывное усилие каната, кН; кп 3 > 2,5 — коэффициент запаса прочности; Р — максимальное усилие, развиваемое лебедкой на минимальной скорости, кН:
Р=МХц/ит{п,
(4.45) |
где N — номинальная мощность двигателя, Вт; X — коэффициент перегрузки двигателя: для асинхронных электродвигателей X =
= 1,8 + 2,2, для двигателей внутреннего сгорания А, = 1,1; Л = Лз^Лб — КПД передач от двигателя до барабана лебедки; г|3, = 0,98 — КПД зубчатой передачи; /-число передач в кинематической цепи; % = 0,97 — КПД барабана; кт|„ — минимальная скорость навивки каната на барабан, м/с.
В процессе эксплуатации за состоянием каната должен быть установлен систематический контроль. Правилами безопасности запрещается работать:
V при обрыве одной пряди каната;
•/ при числе оборванных проволок более 5 % на длине шага свивки каната диаметром до 20 мм, а каната диаметром свыше 20 мм — более 10 %;
■/ при износе каната более 10 % первоначального диаметра.
Уход за талевой системой буровой установки сводится в основном к проверке крепления кронблока, конца неподвижного каната и к систематической смазке подшипников, каната и шкивов.
Кронблок (рис. 4.20) является неподвижной частью талевой системы, монтируется на верхней раме мачты или на подкронблочных балках вышки. Представляет собой раму 6, сваренную из профильного проката, на которой в опорах размещена ось 1 со шкивом 2, установленные на подшипниках качения 3. Для защиты вращающихся шкивов и во избежание соскакивания каната на раме шарнирно укреплен кожух 5. Кронблок с тремя-четырьмя шкивами обычно выполняют одноосными с двумя опорами 4, с большим количеством шкивов — трехопорными.
Талевый блок является подвижной частью талевой системы, подвешивается к кронблоку на талевом канате и соединяется с буриль-
1 2 |
ными или обсадными трубами с помощью вертлюжной скобы, крюка или элеватора.
С целью уменьшения габаритных размеров талевые блоки независимо от грузоподъемности выполняют двухопорными. Конструкция талевого блока с двумя шкивами показана на рис. 4.21. В корпусе, состоящем из двух скрепленных болтами секций 1, установлена ось 2, на которой смонтированы шкивы 4 на подшипниках 3. В нижней части талевого блока имеется ось 5 для соединения с элеватором или вертлюгом-амортизатором.
Шкивы талевых блоков и кронблоков имеют одинаковую конструкцию.