БУРЕНИЕ СКВАЖИН " В МЕРЗЛЫХ ПОРОДАХ С ПРОДУВКОЙ ВОЗДУХОМ
Сжатый воздух в отличие от воды и "глинистых растворов не замерзает при бурении в мерзлых породах. Поэтому полностью устраняются осложнения, связанные с замерзанием промывочной среды.
Массовые расходы воздуха обычно в 15—25 раз меньше массовых расходов любой промывочной жидкости, а его теплоемкость в 4 раза меньше. При одной и той же начальной температуре воздух песет в 60—100 раз меньше тепла, чем промывочная жидкость. Это существенно снижает опасность осложнений, связанных с протаиванием мерзлых пород. Воздух значительно эффективнее солевого раствора, который хотя и не замерзает в скважине, но легко может нарушить естественное агрегатное состояние льда в мерзлых породах путем его растворения.
Сжатый воздух, снижая опасность и остроту осложнений, связанных с протаиванием пород, не устраняет этих осложнений полностью. На выходе из компрессора он имеет повышенную температуру (70—80°С), которая может приводить к протаиванию мерзлоты и всегда вызывает выпадение и замерзание в циркуляционной системе конденсата с последующими осложнениями.
При выпадении конденсата из воздуха могут возникнуть специфические осложнения: слипание частиц шлама, образование сальников, намерзание конденсата в соединениях, уменьшение проходных сечений, прижоги породораз’рушающего инструмента, прихваты и др. Эти осложнения также вызваны недоучетом температурного фактора при бурении.
Для практических расчетов по прогнозированию и регулированию температурного режима скважин с продувкой воздухом можно получить более простые формулы, нежели приведенные в разделе 2.1 аналитические зависимости. Применительно к колонковому бурению в мерзлых породах с продувкой воздухом без большой ошибки можно в формулах (2.33) и (2.34) принять (Т = 0, е5,н = 0, что позволяет получить простые выражения для распределения температуры в потоках промывочной среды: в бурильных трубах
и = (7’п — и ^ ^ е* «*-« + 7’„; (2.35)
в кольцевом канале
/* = (/,„- Т„)-§2-«А* — ^ в* <" "> + Тп, (2.36)
где 7’п — средняя постоянная по глубине естественная температура пород, °С.
Эти формулы можно применять в случае использования обычных нетеплоизолированных бурильных труб.
Рассмотрим расчетным путем особенности температурного режима в двух крайних случаях: бурение скважин большого
диаметра со значительным расходом воздуха (разведка россыпей) и малого диаметра с небольшим расходом (алмазное бурение).
В первом случае принято: скважина диаметром 180 мм, глубиной до 150 м; бурильные трубы муфтово-замкового соединения диаметром 63,5 мм; породы типа мерзлого суглинка с р„ = = 2070 кг/м3, = 1,21 • 103 ДжДкг ■ °С), к~а = 2,33 Вт/(м • °С), со средней температурой 7’п =—3°С; расход воздуха 9 м3/мин с начальными температурами £1н =+30, —5 и —30 °С; мощность на забое 3 кВт.
Во втором случае: скважина диаметром 76 мм, глубиной до 200 м; бурильные трубы ниппельного соединения диаметром 50 мм; породы типа песчаников с р~ = 2600 кг/м3, с~ = 1,05 • 103 ДжДкг • °С); &~ = 1,86 Вт/(м • °С), со средней температурой 7’п = —5°С; расход воздуха 4 м3/мин с начальными температурами = +30 и —20°С; мощность на забое 1,5 кВт.
В обоих случаях принято Ат = 46,5 Вт/(м-°С). Расчеты проведены — по формулам (2.35) и (2.36) при т = 2 ч. Изменение агрегатного состояния не учитывалось (&агр = 1).
Результаты расчетов на ЭВМ представлены графически на рис. 2.3 и 2.4. Кривые на рис. 2.3 и 2.4 показывают, что даже при глубинах до 100—200 м температура в скважине резко изменяется и тем больше, чем сильнее начальная температура воздуха отличается от температуры пород в большую или меньшую сторону. Причина в том, что воздух несет малый запас холода или тепла н быстро приобретает с глубиной температуру, близкую к температуре пород. Этот процесс протекает тем быстрее, чем меньше расход воздуха и интенсивнее теплообмен. Во втором из приме-
6 |
в |
Рис. 2.3. Расчетное распределение температуры в бурильных трубах (/) н кольцевом канале (2) скважины диаметром 180 мм при бурении на россыпях при расходе воздуха 9 м3/мин, конечных глубинах 50, 100 и 150 м, продолжительности циркуляции 2 ч и начальных температурах нагнетаемого в скважину воздуха + 30° С (а), — 5° С (б) и — 30° С (в). |
а
-20 -1
[
Н; и, м |
Рис. 2.4. Расчетное распределение температуры в бурильных трубах (/) и кольцевом канале (2) скважины диаметром 76 мм (алмазное бурение) при расходе воздуха 4 м’/мин, конечной глубине 200 м, продолжительности циркуляции
2 ч и начальных температурах нагнетаемого в скважину воздуха +30° С (а)„
— 0°С (б) и —20° С (в).
ров (алмазное бурение) из-за малого расхода воздуха, высоких скоростей его движения и, следовательно, больших значений коэффициента теплоотдачи температура в скважине уже на глубине 50—70 м становится равной температуре пород независимо от начальной температуры воздуха (см. рис. 2.4).
Наиболее неблагоприятны условия бурения по мерзлым породам при высоких начальных температурах воздуха и больших его расходах. При этом по всему стволу может сохраняться положительная температура (рис. 2.3, а), что ведет к осложнениям. При малых расходах высокая начальная температура воздуха с глубиной перестает играть отрицательную роль. На верхнем участке ствола, где влияние начальной температуры сохраняется, осложнения предупреждаются установкой обсадной колонны.
Во всех случаях бурения с продувкой температура воздуха резко возрастает у забоя скважины за счет теплоты, отбираемой от породоразрушающего инструмента. При охлажденном воздухе максимум температуры при нетеплоизолированных бурильных трубах устанавливается, как правило, у забоя, и лишь при малой глубине и большом расходе—-несколько выше забоя (рис. 2.4,в).
При начальной температуре воздуха, близкой к температуре породы, ее распределение по скважине определяется теплотой, генерируемой на забое (рис. 2.3,6 и 2.4,6).
Важнейшими являются значения температуры воздуха в кольцевом канале у забоя и устья. Их определение возможно с помощью приближенных зависимостей, полученных из выражения
(2.34) при условиях И = И и /г = 0:
^у = (?’п-^„)|^- + 7’п. (2.38)
Последние выражения показывают, что при достаточно большой глубине скважины забойная и устьевая температуры практически не зависят от глубины и определяются температурой мерзлых пород, условиями и продолжительностью теплообмена. Решающее влияние на призабойную температуру оказывает мощность, развиваемая на забое при разрушении породы, а на устьевую—начальная температура воздуха.
Нормальным следует считать такой температурный режим скважины, при котором ни на одном из участков ствола не происходит протаивания пород с потерей связности. Условием сохранения устойчивости является поддержание в стволе температуры не выше максимально допустимой, которая определяется выражением [23]
*п»х = КТЖ-ъ) (2.39)
и зависит от продолжительности теплового воздействия, т. е. от механической скорости бурения. Чем последняя выше, тем меньше продолжительность рейса (к. х -> а2) и соответственно выше допустимая температура воздуха в кольцевом канале.
Из рис. 2.3, в и 2.4, в следует, что в условиях продувки охлажденным воздухом его температура превышает естественную температуру мерзлых пород лишь в призабойной зоне, которая в процессе бурения непрерывно перемещается. Чем выше механическая скорость, тем меньше растепляющее действие воздуха. Эти рассуждения справедливы, когда механическая скорость определяется буримостью пород, а не мощностью N3, пропорциональной осевой нагрузке и частоте вращения снаряда. Форсирование режима бурения ведет к увеличению Nз и самой температуры воздуха в призабойной зоне. Создаваемый на поверхности запас холода в процессе теплообмена между нисходящим и восходящим потоками затрачивается на бесполезное понижение температуры верхних горизонтов пород, не достигая забоя скважины.
Эффективное использование холода при производстве его на поверхности может быть достигнуто с помощью теплоизолированной бурильной колонны. На рис. 2.5 представлены расчеты зависимости потребной температуры охлажденного на поверхности воздуха для обеспечения £5 = 0°С при обычных и теплоизолированных бурильных трубах в условиях первого из рассмотренных примеров [23]. Уже при глубине скважины 100 м потребное охлаждение воздуха на поверхности при теплоизолированных трубах в несколько раз меньше, чем при обычных. Современные теплоизоляционные материалы позволяют обеспечить столь надеж — 72
Рис. 2.5. Зависимость температуры охлажденного иа поверхности сжатого воздуха, потребной для обеспечения нулевой температуры в призабойной зоне скважины в процессе бурения, от глубины скважины при обычных (/) и теплоизолированных (2) бурильных трубах.
ную изоляцию, что холод будет достигать забоя практически без потерь.
Устранение резкого прироста температуры воздуха в призабойной зоне может быть достигнуто на основе сочетания охлаждения воздуха на поверхности с использованием пневматического забойного двигателя или обычного пневмоударника.
Охлаждение и осушение сжатого воздуха на поверхности позволяет простейшим образом устранить осложнения, связанные с выпадением конденсат’а. Подаваемый в бурильные трубы непосредственно от компрессора теплый сжатый воздух при движении по скважине охлаждается, что вызывает выпадение конденсата в бурильных трубах и кольцевом канале. Предварительно охлажденный и осушенный сжатый воздух может лишь поглощать влагу в призабойной зоне и кольцевом канале, где он контактирует с породами, содержащими влагу в жидкой или твердой фазах. При этом полностью устраняются выпадение конденсата и все связанные с ним осложнения. Нагревающийся при движении по скважине охлажденный воздух осушает ее.
Для регулирования и нормализации температурного режима скважин при бурении с продувкой в мерзлых породах необходимо в первую очередь разработать и внедрить на производстве эффективную систему принудительного охлаждения и осушения сжатого воздуха.
При колонковом разведочном бурении используются двухступенчатые компрессоры, оснащенные одним промежуточным холодильником между первой и второй ступенями для снижения затрат энергии на сжатие воздуха. После второй ступени сжатый воздух без принудительного охлаждения поступает в ресивер. Поэтому его температура на выходе из ресивера компрессорных станций типа ДК-9 или ЗИФ-55 может составлять 70—80 °С. Техническая характеристика основных типов компрессорных станций приведена в табл. 2.2.
Для полного устранения осложнений при бурении в мерзлых породах вполне достаточно снизить температуру нагнетаемого в бурильные трубы сжатого воздуха приблизительно до —10 °С.
Из существующих способов охлаждения сжатого воздуха наиболее простым и дешевым является теплообмен с естественным хладоносителем. На Крайнем Севере и Северо-Востоке в зимний
Техническая характеристика компрессорных станций, используемых
|
* Передвижная шахтная воздушно-компрессорная станции перемещается при помощи эле земных условиях). |
период имеются идеальные условия для охлаждения сжатого воздуха до отрицательных температур за счет теплообмена с атмосферным воздухом в поверхностных (разделительных) теплообменниках. Возможно применение и других естественных хладоно — еителей (многолетнемерзлых пород и льда). Так, в практике буровых работ известен способ охлаждения сжатого воздуха с помощью поверхностного теплообменника, погружаемого в шурф, пройденный в мерзлых породах, а также с помощью двухнитевого трубопровода, помещенного в скважину, пройденную в мерзлых породах и заполненную незамерзающей жидкостью. Эффектив-
иа геологоразведочных работах в организациях Министерства геологии СССР
|
ктровоза по узкоколейной железной дороге с шириной колеи 900 мм (используется в под- |
ность охлаждения можно повысить, пропуская сжатый воздух по герметичной выработке в мерзлых породах, что дает возможность достижения отрицательных температур как зимой, так и летом. Однако необходимость дорогостоящих горных работ исключает широкое применение этого варианта охлаждения.
Использование льда в зимний период связано с трудностями его заготовки и доставки к месту работ, а в летний период возможно лишь за счет искусственного создания его запасов. То и другое в сложных условиях организации буровых работ нецелесообразно.
Наиболее рационально охлаждение сжатого воздуха за счет теплообмена с атмосферным. На практике этот способ применяется в зимнее время. Используются дополнительные ресиверы от компрессора, длинные трубопроводы или сварные из труб батареи. Эти устройства громоздки, неудобны в условиях частных перевозок и малоэффективны.
Отличные результаты дает применение компактного ребристотрубчатого холодильника с большей поверхностью теплообмена со стороны холодного атмосферного воздуха в сочетании с принудительной его циркуляцией с помощью вентилятора. Поскольку сжатый воздух охлаждается с давлением до 0,7—0,8 МПа, применять водяные и масляные радиаторы или калориферы нельзя. Целесообразно использовать применяемые в разнообразных рефрижераторных установках ребристо-трубчатые конденсаторы КВ-25, КВ-30 с внешней площадью теплообмена 25—30 м2, рассчитанные на рабочее давление 1,6 МПа. Для циркуляции атмосферного воздуха удобно использовать — осевые вентиляторы типа МЦ № 4 или № 5 с электро — или механическим приводом мощностью 0,5—1 кВт, а также другие вентиляторы для местного проветривания горных выработок.
В летний период, когда температура даже в условиях Севера и Северо-Востока может достигать 25—30 °С, охладить сжатый воздух до отрицательных температур этим способом невозможно. Однако охлаждение выходящего из компрессора горячего сжатого воздуха за счет теплообмена с атмосферным очень полезно для повышения экономичности системы охлаждения, которая должна содержать две ступени — предварительного и окончательного охлаждения. Снижение в предварительной ступени охлаждения температуры сжатого воздуха с +80 °С (на выходе из ресивера компрессора) до +25°С (на выходе из теплообменника) позволяет более чем вдвое снизить потребную хладопроизводитель — ность второй ступени охлаждения. В зимний период может эксплуатироваться лишь первая ступень охлаждения, достаточная для получения сжатого воздуха с отрицательной температурой около —10 °С, а в летний период — в сочетании со второй ступенью охлаждения.
Из существующих способов искусственного охлаждения наи-, более приемлемыми следует считать: а) охлаждение в результате изменения внутреннего баланса энергии при расширении воздуха с отдачей внешней работы; б) охлаждение за счет теплообмена с искусственным хладоносителем — хладагентом с помощью паровой холодильной машины.
Расширение воздуха с отдачей работы проводится в поршневых или турбодетандерах. Турбодетандеры требуют тщательной очистки и осушения воздуха, нуждаются в высококвалифицированном обслуживании и весьма дороги. Специальные турбодетандеры для охлаждения воздуха при бурении с продувкой скважин на нефть и газ разрабатывались в Куйбышевском авиационном институте под руководством В. И. Метенина, но практического применения не нашли.
Поршневые детандеры, серийно выпускаемые для специальных целей, также не соответствуют требованиям колонкового бурения с продувкой.
Проведенные в ЛГИ и ЦНИГРИ исследования [23] позволили сделать вывод о возможности использования в условиях колонкового разведочного бурения в качестве детандера серийного поршневого пневматического двигателя, широко применяемого на горных работах.
Техническая характеристика поршневых пневмодвигателей завода «Пневматика»
Тип поршневого пневмодвигателя…. |
П6.3-12 |
П7.5-12 |
Номинальное рабочее давление сжатого |
0,4-0,5 |
0,4-0,5 |
воздуха на входе в пневмодвигатель, МПа |
||
Расход воздуха, м3/мин………………………………… |
7,1—8,1 |
8,75-10,4 |
Номинальная частота вращения выходно |
||
го вала, с-1…………………………………………………… Мощность, кВт…………………………………………….. |
12,5 |
12,5—13,3 |
6,3—7,5 |
7,5-9,6 |
|
Масса, кг. . ………………………………………………… |
95 |
95 |
Процесс расширения воздуха в поршневом пневмодвигателе является политропным. Для влажного сжатого воздуха в сравнительно тихоходных пневмодвигателях показатель политропы может быть принят п =1,25 [22]. Тогда для наиболее тяжелых условий при начальной температуре сжатого воздуха после предварительного охлаждения в ребристо-трубчатом теплообменнике, равной 25 °С, и падении абсолютного давления с р— 0,8 МПа до Рг = 0,4 МПа на основании известной формулы политропного расширения температура на выходе из пневмодвигателя
п-1 1,25-1
Т2 = Т{(^) “ =298(^|) 1,25 = 259К = — 14°С, (2.40)
где Т[■ г — абсолютная температура воздуха, К.
На основании полученных результатов разработана, изготовлена и испытана в лабораторных условиях воздушная холодильная машина ВХМ-ЛГИ (рис. 2.6). Сжатый воздух с давлением 0,7— 0,8 МПа и температурой 70—80 °С от ресивера компрессора по шлангу 1 подается на первую ступень охлаждения — в компактный ребристо-трубчатый теплообменник 2 марки КВ-25 (30) высокого давления, принудительно вентилируемый атмосферным воздухом с помощью осевого вентилятора 6 марки МЦ № 5, помещенного в диффузоре. В теплообменнике 2 горячий сжатый воздух охлаждается практически до температуры атмосферного, при этом из него выпадает конденсат, периодически выпускаемый с помощью вентиля в нижней части теплообменника.
Охлажденный и осушенный сжатый воздух поступает на вторую ступень охлаждения — в поршневой пневмодвигатель ДР-5У (П6,3-12) — детандер 5, где в процессе частичного расширения и падения избыточного давления до 0,2—0,3 МПа отдает свою
Рис. 2.6. Воздушная холодильная машина ВХМ-ЛГИ.
I—нагнетательный шланг от компрессора; 2—ребристо-трубчатый теплообменник КВ-30 с диффузором; 3—нагнетательный шланг к скважине; 4-— влагомаслоотделители; 5— поршневой пневматический двигатель ДР-5У; 6— осевой вентилятор МЦ № 5.
внутреннюю тепловую энергию в виде внешней механической ра — боты, полезно затрачиваемой на привод вентилятора 6 с помощью клиноременной передачи.
Для лучшего осушения сжатого воздуха между теплообменником 2 и детандером 5, а также на выходе из последнего установлены дополнительные влагомаслоотделители 4 для сбора масла, жидкого конденсата и снега (на выходе из детандера). Охлажденный и осушенный воздух по нагнетательному шлангу 3 подается в скважину с избыточным давлением 0,2—0,3 МПа, что в условиях неглубокого бурения при правильно подобранном сочетании диаметра скважины и конструкции бурильной колонны достаточно для создания устойчивой циркуляции охлажденного воздуха. — Техническая характеристика установки ВХМ-ЛГИ
TOC o "1-5" h z Минимальный расход воздуха, м3/мин. … … 3,5
Максимальное давление на входе, МПа…………………………………………. 0,8
Максимальное давление воздуха на выходе из пневмодвигателя, МПа 0,4
Максимальная температура воздуха на входе в промежуточный радиаторный холодильник, °С 80
Перепад температуры, обеспечиваемый машиной, °С. 40
Масса, кг. … 300
Испытания при бурении мелких скважин для инженерных изысканий подтвердили работоспособность данной системы охлаждения. Ее преимущества в простоте, безотказности, дешевизне и доступности комплектующих элементов, возможности монтажа в условиях механических мастерских ГРП. Однако так как процесс охлаждения происходит за счет расширения воздуха с отдачей
внешней работы, то при этом резко снижается его давление, необходимое для устойчивой циркуляции воздуха в скважине. Данная система охлаждения рациональна только при бурении мелких скважин до 20—30 м и может найти применение при бурении в целях инженерных изысканий или поисков и разведки россыпей.
В настоящее время Ленгидропроектом вместе с ЛГИ создана усовершенствованная система охлаждения данного типа для бурения с продувкой охлажденным воздухом изыскательских скважин глубиной до 100 м.
Охлаждение сжатого воздуха до необходимых при бурении отрицательных температур при практически полном сохранении развиваемого компрессором рабочего давления воздуха возможно с помощью современных фреоновых парокомпрессорных холодильных машин. Давно освоенные промышленностью эти машины доведены до высокой степени совершенства, оснащены автоматикой, позволяющей в течение многих тысяч часов поддерживать заданный режим охлаждения. Надежность и безотказность этих машин проверена в тяжелых условиях эксплуатации на судах, автомобильном транспорте и др.
Двухступенчатая система охлаждения сжатого воздуха с первой ступенью охлаждения за счет теплообмена с атмосферным воздухом, принудительно циркулирующим через ребристо-трубчатый теплообменник высокого давления, и второй ступенью в виде фреоновой парокомпрессорной холодильной машины оптимальна для условий бурения скважин с продувкой воздухом в многолетнемерзлых породах.
Целесообразно применять компрессорно-конденсаторные агрегаты с воздушным охлаждением, работающие на доступном и дешевом фреоне-12 (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Технические характеристики малых фреоновых парокомпрессорных холодильных машин с воздушным охлаждением конденсатора
|
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
|
|||
|
Принципиальная схема разработанной в ЛГИ двухступенчатой системы охлаждения сжатого воздуха с фреоновой холодильной машиной в качестве второй ступени представлена на рис. 2.7.
Разработка комплексной установки для выработки охлажденного сжатого воздуха при бурении с продувкой и опыт ее применения подробно описаны в работах [23, 25].
Пневмоударное бурение в мерзлых породах показало очень хорошие результаты в зимних условиях, когда сжатый воздух достаточно глубоко охлаждается и осушается в первой ступени за счет теплообмена с морозным атмосферным воздухом. В пневмоударнике сжатый воздух отдает свою внутреннюю потенциальную энергию в виде внешней механической работы и поэтому на выходе дополнительно охлаждается. Правда, механическая работа пневмоударника по разрушению горной породы рассеивается в форме тепла, которое частично вновь воспринимается воздухом, а частично — горным массивом. При этом в отличие* от обычного случая вращательного бурения с продувкой не только отсутствует местный прирост температуры воздуха у забоя, но отмечается некоторое ее снижение. Последнее способствует сохранению естественной устойчивости мерзлых пород, увеличивает выход и повышает качество керна.
Опыт показал, что в летний период целесообразно не только охлаждение сжатого воздуха до отрицательных температур, но и принудительное его осушение за счет адсорбции содержащейся в нем влаги. Широкое применение для этой цели находят различные твердые, твердо-жидкие и жидкие вещества-сорбенты, способные в большом количестве поглощать водяной пар. Наиболее пригоден для использования в полевых условиях силикагель. Это вещество имеет пористость порядка 50 % и сорбционную способность — 18—20;% его массы. Для осушения воздуха его применяют в виде массы зерен крупностью 2—4 мм. Наилучший способ
регенерации заключается в прогреве силикагеля потоком горячего воздуха с температурой 220—240 °С и точкой росы 28—30 °С.
В ОНИЛ ТТРБ разработан для бурения с продувкой сжатым воздухом осушающе-охлаждающий агрегат. Первая ступень охлаждения сжатого воздуха представляет собой ребристо-трубчатый теплообменник с вентилятором. Блок осушки состоит из двух адсорберов, воздухоподогревателя, щита управления. Адсорберы работают поочередно: в одном идет процесс осушки воздуха, в другом — регенерация силикагеля. Блок осушки может работать в ручном и автоматическом режимах.
Техническая характеристика блока осушки производства
завода Кургаихиммаш
Марка………………………………………………………………………………….. А10М1
TOC o "1-5" h z Производительность при рабочей температуре 30 °С и рабочем давлении 0,8 МПа, м3/мин. . 10
Рабочее давление, МПа…………………………………………………………… 1,0
Температура воздуха на входе в блок осушки, °С. … +30
Температура нагревания воздуха в воздухонагревателе,
°С……………………………………………………………………………………….. 200—240
Расход воздуха на регенерацию, м3/мин……………………………… . 1,7
Масса силикагеля для загрузки двух адсорберов, кг 350
Точка росы осушенного воздуха, °С…………………………….. —40
Потребляемая на регенерацию мощность, кВт. 9—12
Масса блока без силикагеля, кг………………………………………. . 980
Вторая ступень охлаждения — это холодильный агрегат, работающий на фреоне-12, обеспечивающий охлаждение сжатого воздуха до необходимых отрицательных температур при практически полном сохранении развиваемого воздушным компрессором рабочего давления сжатого воздуха.
Производственные испытания осушающе-охлаждающего агрегата, смонтированного на стальных санях для автономности передвижения, проведены при бурении разведочных скважин на участке Ашим Берелехской КГРЭ ПГО «Севвостгеология» с хорошими результатами. Средняя механическая скорость бурения повысилась до 2,1 м/ч, а суточная производительность возросла в 1,6 раза главным образом за счет устранения осложнений, связанных с растеплением мерзлоты. Охлаждение стенок скважины и керна достигалось при поглощении влаги осушенным до низкой температуры точки росы сжатым воздухом. При забурива — нии скв. 57а удалось заморозить этим способом верхний интервал талой породы.
Рассмотренные способы охлаждения и осушения воздуха при бурении осуществимы лишь на поверхности. С точки зрения рационального размещения производства холода в целях повышения выхода керна в мерзлых породах или нормализации температурного режима коронки перспективно использование погружного вихревого холодильника, встраиваемого в состав бурового снаряда над колонковой трубой.
Принцип действия вихревого холодильника основан на эффекте вихревого температурного разделения газа. Сжатый воздух
•шлаиг; 4—бу* |
-вихревая камера; |
расширяясь истекает через сопло 1 (рис. 2.8) со сверхзвуковой скоростью тангенциально внутрь полого цилиндра, где образует мощный вихрь со сложным полем температур. В центре вихря устанавливается низкая, а по периферии высокая температура. Через диафрагму 2 с центральным отверстием выходит холодный воздух, а через дроссель 5 с зазором по периферии — горячий. При перепаде давления 0,5 МПа и начальной температуре 0°С можно получить примерно одинаковые по расходу потоки воздуха с температурами —50 и +50 °С.
Вихревой холодильник отличается очень малыми размерами и не имеет движущихся частей, что позволяет использовать его в качестве призабойного генератора холода при бурении скважин. Вихревой холодильник 5 (см. рис. 2.9) встраивается в состав
бурового снаряда над колонковой трубой. Сжатый воздух из ресивера 2 компрессора 1 по шлангу 3 и бурильным трубам 4 подается в вихревую камеру 6, где разделяется на холодный и горячий потоки. Холодный поток направляется внутрь колонковой трубы 7, попадает на забой и по узкому кольцевому зазору между стенками скважины и колонковой трубой направляется вверх, транспортируя шлам с забоя. Горячий воздух выпускается непосредственно в широкий зазор между стенками скважины и бурильными трубами, где сливается с холодным потоком. Смешанный поток приобретает температуру, близкую к начальной. Благодаря тому, что холодный воздух (составляющий часть общего расхода) транспортирует шлам только на участке узкого зазора, сохраняются нормальные условия для очистки забоя от шлама.
Разработки погружного вихревого холодильника и опыт его применения, в частности при алмазном бурении, описаны в работе [23].
Наиболее эффективно вихревой холодильник может быть использован в сочетании с предварительным охлаждением сжатого воздуха на поверхности.
Помимо использования вихревого холодильника как призабойного генератора холода имеются возможности применения его в качестве простейшего средства охлаждения воздуха на поверхности при бурении мелких скважин, например, на россыпях. В этом случае вихревой холодильник устанавливается между сальником и ведущей трубой. Поток горячего воздуха выпускается в атмосферу. Непременное условие успеха — обеспечение минимальных аэродинамических сопротивлений в бурильных трубах и кольцевом канале скважины.
При бурении в мерзлых породах наиболее ответственной в тепловом отношении является призабойная зона. Единственное средство рациональной доставки холода с поверхности к забою — теплоизоляция бурильной колонны.
С точки зрения эффективности теплоизоляции покрытие труб изнутри при равной толщине существенно выгоднее, чем снаружи. Внутреннее покрытие бурильной колонны неизмеримо долговечнее наружного. Расход теплоизолирующего материала при внутреннем покрытии труб значительно меньше. В практике бурения и эксплуатации скважин внутреннее покрытие труб известно и уже применяется в трубной промышленности и на промыслах для борьбы с коррозией, отложениями парафина, для снижения гидравлических потерь давления вследствие сглаживания шероховатости и в других целях. В качестве покрывающих материалов применяются или могут быть использованы стеклоэмаль, органосиликаты, эпоксидные смолы, полиэтилен, винипласт, фторопласты, плотные пенополистиролы, пенофенопласт, пенополиуретан и многие другие синтетические материалы. В США наряду с другими покрытиями успешно применяют в различных целях тефлон и теф — лонгласс.
Наилучшим для внутреннего покрытия бурильных труб следует считать пенополиуретан (ППУ), который после вскипания и затвердевания отличается высокой механической прочностью (на сжатие примерно 20 МПа), не боится ударов и имеет глазированную водонепроницаемую поверхность. Покрытия из него, обладающие высокой адгезией к металлу, наносятся слоем любой толщины методом напыления исходной смеси.
Осуществить внутреннее покрытие трубы полимеризующимся материалом (например, эпоксидной смолой) значительно проще, чем наружное. Для этого предварительно очищенную изнутри трубу заливают расчетным количеством исходной смеси, изолируют торцы и приводят трубу во вращение в горизонтальном положении. Для ускорения процесса нетрудно организовать прогрев трубы в процессе вращения.
Простейший способ внутренней теплоизоляции бурильных труб был предложен и с успехом практически опробован в ЛГИ. Внутри бурильных труб муфтово-замкового соединения диаметром 50 и 63,5 мм после выглаживания шероховатостей высаженных внутрь концов прокладывали полиэтиленовые шланги диаметром соответственно 30 и 40 мм с толщиной стенки 3—5 мм. Концы шлангов на торцах труб развальцовывали, после чего трубы муфтами соединяли в свечи.
Практическая целесообразность способа бурения мерзлых пород с продувкой охлажденным воздухом была предварительно проверена физическим моделированием в процессе совместных исследований ЛГИ и ЦНИГРИ [23].
Опытное бурение велось по искусственным блокам мерзлых пород различного гранулометрического состава с температурой от 0 до —12 °С и влажностью (льдистостью) от 5 до 30% твердосплавными коронками различных марок диаметром от 76 до 178 мм.
Во всех случаях бурения с продувкой воздухом, охлажденным до отрицательных температур, сохранялись устойчивость и прочность стенок скважины. Признаки поверхностного протаивания от-‘ мечались при форсированных режимах, но стенки скважины сохраняли монолитность.
Анализ результатов почти 100 м опытного бурения по искусственным мерзлым породам различного гранулометрического состава, близкого к реальным породам, подтверждает справедливость теоретических предпосылок, что охлаждение сжатого воздуха максимум до —10°С является эффективным средством устранения осложнений, обеспечения высокого выхода керна мерзлых пород в их естественном, ненарушенном состоянии.
Преимущества охлажденного сжатого воздуха в качестве очистного агента при бурении скважин в мерзлых породах окончательно проверены практикой внедрения этого эффективного технологического средства на буровых работах в районах Крайнего Севера, Северо-Востока страны и в приполярных районах.
Этот способ бурения сочетает в себе преимущества воздушной продувки перед жидкостной промывкой (решение проблемы водоснабжения, особенно в зимнее время) с надежным регулированием температурного режима скважины. Большую часть года в районах распространения мерзлоты охлаждение сжатого воздуха до отрицательных температур возможно за счет теплообмена с холодным атмосферным воздухом. Лишь в летний период необходима та или иная система принудительного охлаждения, составные элементы которой доступны, недороги и долговечны.
В остальном способ бурения с очисткой забоя охлажденным воздухом не отличается от обычного и с успехом освоен во многих районах. Рекомендации по расчету необходимого расхода и давления воздуха, выбору оборудования и инструмента, технологическим режимам бурения с продувкой остаются в силе и для применения охлажденного воздуха. Но в последнем случае нет необходимости в погружных влагоотделителях и средствах борьбы с осложнениями из-за выпадения конденсата.
Разработкой вопросов технологии бурения в мерзлых породах и льдах, в частности с продувкой охлажденным воздухом, с 1953 г. занимается специальная лаборатория армии США по инженерным исследованиям в северных районах (СИКЕЬ). Накоплен значительный опыт бурения с продувкой на крайнем севере США и Канады, в Гренландии и Исландии. При бурении по ледовым отложениям в Гренландии инженерные войска США применяли сжатый воздух, охлаждаемый последовательно в теплообменнике, ресивере-влагоотделителе и газовой турбине приблизительно до температуры льда. Сконструирована специальная буровая установка «Фейлинт». Охлажденный сжатый воздух успешно применяется также при механическом бурении с продувкой во льдах Антарктиды [72].
Канадцы для охлаждения сжатого воздуха при бурении применяли длинную нагнетательную линию, проложенную по поверхности земли [72].
При бурении в целях инженерных изысканий в районах мерзлоты американскими специалистами использовалась фреоновая установка для охлаждения сжатого воздуха в летний период до —9 °С [23]. Примером высокой эффективности этого способа бурения могут служить инженерные изыскания под трансконтинентальную линию электропередачи на севере Канады и Аляске, выполненные на его основе в течение всего лишь трех летних месяцев.
Получение более подробной информации об имеющихся за рубежом достижениях в области технологии и техники бурения многолетнемерзлых пород затруднено, поскольку эти работы ведутся главным образом инженерными войсками США при строительстве военных объектов и разведке стратегического сырья.
Имеются примеры успешного бурения по мерзлым породам на Севере и Северо-Востоке СССР с продувкой воздухом, охлажденным с помощью проложенных по земле длинных трубопроводов с влагоотделителями, простейших сварных из обсадных труб теплообменников с кранами для спуска конденсата, устанавливаемых в зимний период на ветру или погружаемых в летний период в мерзлый грунт [25], и др.
На одном из россыпных месторождений Северо-Востока сотрудниками ЦНИГРИ под руководством П. М. Степанова проведен производственный опыт колонкового бурения с продувкой воздухом, принудительно охлажденным до отрицательных температур в летнее время с помощью холодильной установки ВХМ — ЛГИ [23].
Бурение велось ребристыми твердосплавными коронками диаметром 178 мм с помощью станка ЗИФ-650А, смонтированного на тележке БУ-20-2, и компрессорной станции ЗИФ-51. Из-за недостаточного расхода воздуха в состав колонкового набора включили шламовую трубу. В результате большого диаметра скважин и применения труб муфтово-замкового соединения диаметром 63,5 мм противодавление на выходе пневмодвигателя в нормальных условиях при глубине скважины до 40 м не превышало 0,1 МПа, в силу чего сжатый воздух охлаждался до —23 °С. Отмечено многократное увеличение механической скорости и стойкости коронок. В сильнольдистых песках обеспечивался практически полный выход высококачественного керна, тогда как при бурении «всухую» из-за протаивания льда он резко снижался и полностью искажалась первоначальная криологическая структура. В слабосцементированных льдом рыхлых мерзлых породах выход керна снижается при продувке вследствие избирательного истирания, выдувания мелких фракций, но извлекаемые фрагменты керна сохраняли естественную структуру. При бурении «всухую» в тех же породах, несмотря на полный выход керна, его представительность мала в результате полного разрушения структуры, перемешивания и уплотнения материала.
Полевые исследования ЛГИ в летних, и зимних условиях проводились на объектах ГПИ Дальстройпроект и в геологоразведочных партиях ПГО «Якутгеология» и «Севвостгеология». Бурение велось твердосплавными и алмазными коронками, а также частично штыревыми долотами в многолетнемерзлых и сезонномерзлых породах различного гранулометрического состава от мелкодисперсных до крупнообломочных и в коренных скальных породах— от сильновыветрелых и трещиноватых до монолитных и плотных от III до XI категорий по буримости влажностью (льди — стостью) от 41,7 до 0 % (рыхлые «сушенцы» и монолитные «морозные» породы) с естественной температурой от —0,1 до —11°С, а также в ряде случаев в таликовых зонах. Рыхлые, в различной степени сцементированные льдом породы представлены глинами, суглинками, супесями, разнозернистыми песками, дресвой, песчано-гравийными, гравийно-галечными и валунно-галечными отложениями, скальные — песчаниками, глинистыми сланцами, гра — нодиоритами, липаритами, андезитами и другими породами разной степени нарушенное™.
Для выработки сжатого воздуха применяли передвижные компрессорные станции ПКС-5, ЗИФ-55, ДК-9М с приводом от ДВС и в одной из изыскательских партий Дальстройпроекта — стационарный компрессор ВВ-10/8 с электроприводом, имеющий подачу 10 м3/мин при рабочем давлении 0,8 МПа. Для охлаждения воздуха использовали описанную выше установку ВХМ-ЛГИ. с пневмодвигателем-детаидером и три варианта холодильной установки с фреоновыми парокомпрессионными холодильными машинами на 4,65; 7,0 и 11,6 кВт в качестве второй’ступени охлаждения. Температура охлажденного воздуха достигала —25 °С. Для сравнения проводили отдельные рейсы с продувкой воздухом от компрессора с температурой до +40 °С.
Буровые оснащались комплексом контрольно-измерительной аппаратуры. Контроль всех параметров режима бурения с одновременным хронометражом проведен в объеме свыше 300 м скважин для инженерных изысканий глубиной до 40 м и около 4000 м геологоразведочных скважин глубиной до 300 м.
В табл. 2.4 приводятся условия и результаты бурения плановых скважин с продувкой охлажденным воздухом и «всухую» по мерзлым породам при инженерных изысканиях на площадке Аркагалинской ГРЭС. Когда температура нагнетаемого в скважину воздуха не превышала температуры пород, растепления стенок скважины и керна не происходило. Шлам выносился сухой в виде мерзлой пыли и кусочков льда. При подаче воздуха с температурой до +5-^-+10°С наблюдались поверхностное растепление стенок скважины и керна, а также выпадение конденсата из воздуха в результате контакта его с более холодными стенками скважины, образование сальников и повышение давления воздуха. При температуре нагнетаемого воздуха +20°С и выше при извлечении снаряда встречались затяжки и прихваты.
При диаметре скважин 112, 132 мм и реальном расходе воздуха 5—6 м3/мин шлам полностью выносился из скважины, а при повышенном диаметре или уменьшенном до 3,0—3,5 м3/мин расходе требовалось вводить в состав снаряда шламовую трубу.
Скорость бурения с продувкой в рыхлых мерзлых породах в 4 раза выше, чем при бурении «всухую», проходка за рейс увеличивается в 3 раза, а стойкость коронок — в 5—6 раз. При бурении выветрелых скальных пород механическая скорость увеличивается в 4—4,5 раза, проходка за рейс — в 4 раза, стойкость коронок— в 6—7 раз, а при бурении в плотных скальных породах
VIII— IX категорий по буримости скорость бурения увеличивается в 4,5 раза, средняя проходка за рейс — в 10 раз и стойкость коронок— в 8—10 раз.
Особое внимание уделялось выходу и качеству керна, получение которого затруднено в малольдистых и крупнообломочных рыхлых породах с температурой —0,1 —————- 0,3 °С. В этих неблаго
приятных условиях хорошие результаты дает применение простейших двойных колонковых труб.
|
о I |
ь/и ‘чхэобомэ НВМЭЭЬИНВХЭХд/ |
Данные по бурению скважин с продувкой воздухом при инженерных изысканиях |
о 7 |
ю + о |
Эо •ВХАГ’ЕОЯ в&Лхвбэииэх |
■I* о |
Примечание. Цифры в знаменателе относятся к бурению «всухую», приведенному для сравнения. |
|
с-} см сГ I ю |
1Л о" |
ВЦДО ‘БХ-Л^ЕОН эинэ^нв# |
о* |
сГ |
|
НИК ^ 14 ‘вхЛЪгеоя 1ГОхэв<! |
0^40 со" со* |
о. 10 |
оо СО ьГ |
со" со’ |
н* •вмеЛалвн нвнээо |
ю <м с<Г |
СО -3< тр- |
ю см~ |
Ю СМ~СО |
ю сГ со |
ю еС со |
ник/90 ‘винэпт — вбе вхохэвь |
|
00 ТГ <М о — см |
Т* О о см СМ СО |
^ о о <м см со |
-фо о см ем со |
о (М |
о |
К зз о» О — . 2 н Н о 2 к ё ® О — л £ ° ч ^ к <-> о »я Ж 2 8*^ 2 * 5 сх ж д ^ я ^ я си 053 о О. 53 О, е £ Я о |
к я К 8.1 о « — 1 в ч 3 £ Си Н д ё *’5 •я л л к ® аЯ Д г л §3 5^ ►5 Е — га, о £ «о ою — 5 и 0-00 53 о га I О ж Р I |
О- |
О) д ^ ся <и о, н >■ О £ о; та с. о с; <0 с «55 |
л н £ гЗ *5 *-. т СХЛ о Я X я-е-аг к С_ 3 |
я к Е ° с с. « |
я л к |
си |
ё8£ 5 Л О 2 Й « |
о о О) О £,»510 и 2 I |
« = Я и « я |
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Рис. 2Л0. Типичный керн сцементированных льдом мерзлых пород, получаемый при бурении с продувкой охлажденным воздухом в производственных условиях, о— гравелистый песок с прослойками супеси и суглинка; б —песок; в и г —выветрелый граиоди- орит.
Практически во всех случаях твердосплавного бурения по сцементированным льдом рыхлым мерзлым породам выход керна составлял 100 % как при бурении с продувкой охлажденным воздухом, так и «всухую». Однако качество керна совершенно несравнимо. По керну, получаемому при бурении «всухую», не только нельзя судить о физико-механических свойствах и несущей способности грунта, но часто невозможно с уверенностью отнести пробуренные породы к мерзлым или талым. Керн, получаемый при бурении с продувкой охлажденным воздухом, полностью сохраняет естественное агрегатное состояние и все особенности структуры, что очень важно для достоверности инженерных изысканий.
В породах с льдистостью 20 % и более бурение проводилось, как правило, без ограничения рейса одинарным колонковым снарядом. Керн получался в виде ровных столбиков, максимальная длина которых во многих случаях была равна проходке за рейс (1—2 м). На рис. 2.10,а показан керн, представленный мерзлым гравелистым песком с прослойками супеси и суглинка. Общая длина керна 1,9 м. При извлечении из колонковой трубы он раскололся на три части. На рис. 2.10,6 представлен керн мерзлого песка средней льдистости 20 %. Частичное его разрушение произошло уже на поверхности под действием солнечных лучей.
При бурении скальных трещиноватых и выветрелых пород с льдистостью 10-—15 % (лед в виде прослоек, линз и цемента) выход керна составлял 100,%, но для его предохранения от разрушения в колонковой трубе рейс приходилось сокращать до
0, 6—0,8 м при бурении одинарным снарядом со стандартной коронкой типа СМ или усиленной дополнительными подрезными
резцами, выступающими на 3 мм наружу и внутрь. В этих случаях керн извлекался, как правило, одним куском.
На рис. 2.10, в изображен керн мерзлых выветрелых гранодио — ритов в момент извлечения из колонковой трубы. При бурении той же породы «всухую» происходило не только полное протаивание цементирующего керн льда, но и разрушение минеральной структуры породы. В результате выветрелые гранодиориты перетирались в песок и дресву, а прослойки андезитов превращались в крупнообломочные включения. Интересно отметить, что на основании проводившегося ранее бурения «всухую» выветрелые трещиноватые гранодиориты и андезиты, прочно сцементированные в естественном состоянии льдом, по терминологии бурового персонала ГПИ Дальстройпроект назывались «галечниками», в то время как керн этих же пород, полученный при бурении с продувкой охлажденным воздухом, с трудом раскалывался на куски (рис. 2.10,г).
Высокое качество образцов мерзлых пород, полученных из скв. 535а на площадке Аркагалинской ГРЭС при бурении с продувкой охлажденным сжатым воздухом, подтверждается полным совпадением результатов их исследования с результатами исследования образцов, отобранных из разведочного шурфа, пройденного вблизи этой скважины. Объемная плотность и влажность образцов мерзлых пород, полученных при бурении «всухую» и с продувкой охлажденным воздухом, существенно различаются. Снижение влажности под воздействием теплоты, выделяющейся при бурении «всухую», минимально для однородных дисперсных мерзлых пород — 0,2—0,4% и возрастает для сцементированных льдом крупнообломочных отложений и трещиноватых скальных пород до 4—5 % и выше. Объемная плотность в результате выплавления конституционного льда, как правило, снижается на 0,05—0,17 г/см3, но в переувлажненных породах из-за протаивания сегрегационного, инъекционного или пещерно-жильного льда и уплотнения минерального скелета может резко возрастать.
Возможность эффективного бурения мерзлых пород с продувкой воздухом, охлаждаемым в зимний период с помощью одной компактной первой ступени охлаждения, проверена в процессе бурения двух неглубоких скважин в Магадане. Ребристо-трубчатый теплообменник с вентилятором, приводимым клиновым ремнем от трансмиссионного вала дизеля Д-33, был смонтирован непосредственно на раме самоходной буровой установки УГБ-50М (рис. 2.11). Компрессорная станция ПКС-5 перемещалась вместе с установкой в качестве прицепа. В табл. 2.5 приводится температура охлажденного сжатого воздуха (при расходе 3,5 м3/мин и давлении 0,3—0,4 МПа) в различных точках циркуляционной системы в зависимости от температуры атмосферного воздуха при его относительной влажности 20—52 %.
Породы V—IX категорий по буримости, представленные гра — вийно-галечниковыми отложениями на песчано-глинистом цементе с включением валунов размером до 20 см, имели температуру
Рис. 2.11. Самоходная буровая установка УГБ-50М с одноступенчатой системой охлаждения.
—2-,—— 4°С и влажность 6—20%. При указанном режиме про
дувки, осевой нагрузке 8—-10 кН и частотах вращения снаряда 65—115 об/мин средняя механическая скорость бурения твердосплавными коронками СТ и СМ диаметром 132 мм составила 5 м/ч при рейсовой проходке и проходке на коронку 0,5—1 м.
В породах льдистостью 15 % и выше керн выходил в виде монолитов. При меньшей льдистости тонкодисперсный связующий материал потоком воздуха выносился в шламовую трубу и на поверхность, наблюдалось снижение выхода керна, потребовавшее применения двойной колонковой трубы.
Благодаря низкой температуре сжатого воздуха, признаков растепления керна и стенок скважины не отмечалось даже при встрече валунов.
Для оценки эффективности применения охлажденного сжатого воздуха при бурении геологоразведочных скважин различными типами породоразрушающего инструмента для твердых скальных пород были проведены опытные рейсы в плановых скважинах на одном из рудных месторождений Северо-Востока. Использовались буровой агрегат СБЛ-500 с электроприводом и мачтой МР-5 на передвижных санях, передвижная компрессорная станция ДК-9,
Таблица 2.5 Температура воздуха в различных точках циркуляционной системы, °С
|
шламопылеулавливающая установка ШПУ-1А и одноступенчатая система охлаждения, состоявшая из ребристо-трубчатого теплообменника КВ-30 с влагоотделителями и мощного вентилятора «Про — ходка-500М». Расположение оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры показано на рис. 2.12. Питание электроэнергией осуществлялось от передвижной дизель-электростанции ДЭС-50 (на рисунке не показана).
Породы разреза по обеим скважинам представлены интенсивно окварцованными туфами, автомагматическими и гидротермальными брекчиями липаритов и дацитов IX—XI категорий по бури — мости. Верхняя часть разреза (до 40-—45 м) — затронутые выветриванием мерзлые коренные породы с прожилками льда, нижняя— морозные породы, естественная температура —5-;—————————————————————————— 3°С.
Бурение по мерзлым породам велось штыревыми трехшарошечными долотами В-93К и ДДА-76 диаметром соответственно 93 и 76 мм. Бурильная колонна состояла из 50-миллиметровых труб муфтово-замкового соединения и 73-миллиметровых УБТ. В состав снаряда включалась шламовая труба.
Температура охлажденного воздуха достигала —15°С. В весенний период при положительной температуре атмосферного воздуха до 5°С в ночное время (при отсутствии солнечной радиации) неоднократно отмечались случаи охлаждения сжатого воздуха до отрицательных температур и даже замерзание конденсата в теплообменнике, что можно объяснить испарительным охлаждением в условиях сильного разрежения, создаваемого мощным вентилятором «Проходка-500М». Охлаждение сжатого воздуха до иизких положительных температур при бурении в «морозных» породах позволяет осушать сжатый воздух и устранять осложнения из-за выпадения и замерзания конденсата в скважине.
Бескерновое бурение долотами В-93К и ДДА-76 велось с осевыми нагрузками соответственно 25 и 20 кН при частотах вращения 104, 190, 280 об/мин и расходе воздуха 7—8 м3/шш. Средняя механическая скорость бурения этими долотами в породах X—XI категорий составила 1,9 и 1,0 м/ч, проходка на долото—18,9 и 4,8 м, производительность на станко-смену — 6,5 и 4,0 м, а в условиях промывки водой лишь 1,41 и 0,98 м на станко-смену.
Столь высокие показатели бурения с продувкой охлажденным воздухом (в особенности штыревыми долотами при значительно меньших осевых нагрузках, чем применяемые в условиях промывки) объясняются полной и практически мгновенной очисткой забоя от шлама, надежным охлаждением породоразрушающего инструмента и отсутствием каких-либо осложнений из-за протаи — вания мерзлых пород или образования шуги, что существенно улучшает баланс рабочего времени.
В Берелехской КГРЭ ПГО «Севвостгеология» проводились испытания разработанного Отраслевой лабораторией ТТРБ ЛГИ осушающе-охлаждающего агрегата с двумя силикагелевыми блоками осушки, предназначенного для пневмоударного бурения.
Плановые скв. 133, 135, 137, 139, 142 и 148 бурили станком ЗИФ-650А с применением пневмоударников РП-130 и РП-111 по мерзлым ледниковым и межледниковым отложениям с большим содержанием льда. Глубина скважин — до 120 м. В процессе испытаний пройдено 535 м с хорошими результатами.
Скважины 133 и 135 пробурены при температуре атмосферного воздуха ниже 0°С только с применением блока осушки (во время ремонта второй ступени охлаждения) без каких-либо осложнений, что подтверждает важность осушения сжатого воздуха при пнев — моударном бурении по мерзлым породам.
В 1982—1983 гг. на объектах работ экспедиции № 12 ПГО «Приленскгеология» проводились производственные испытания опытной установки для охлаждения и осушки сжатого воздуха. Принципиальное отличие разработанной двухступенчатой установки для получения сжатого воздуха с отрицательной температурой в любое время года заключалось в использовании между предварительной системой охлаждения (воздушным теплообменником) и второй ступенью (фреоновой холодильной машиной) специального осушительного устройства с использованием химически активных веществ — адсорбентов. Это позволяло добиться не только полного удаления конденсата из сжатого воздуха, но и понизить точку росы (до —20 °С), что существенно снижает необходимую холодопроизводительность второй ступени охлаждения, а также в условиях отрицательных температур предотвращает намерзание на теплопередающих поверхностях конденсата в виде «снежной шубы». Принципиальная схема устройства показана на рис. 2.13.
Горячий сжатый воздух от компрессора производительностью до 10 м3/мин с давлением 0,8 МПа и температурой до 100 °С поступает в первую ступень охлаждения, где его температура снижается до близкой к атмосферной за счет развитой поверхности (25-—30 м2) ребристо-трубчатого теплообменника 2. Принудительная циркуляция атмосферного воздуха создается вентилятором 3. Большая часть (до 80—90 %) выделившегося конденсата улавливается в инерционном вихревом влагоотделителе 4, а масла — в блоке масляных фильтров 5.
После первой ступени охлаждения воздух поступает в блок осушки, состоящий из двух попеременно работающих адсорберов 6. Работа блока основана на адсорбции водяных паров и остатков капельной влаги. Для регенерации адсорбента используется осушенный воздух, отбираемый из основной магистрали в воздухонагреватель, откуда с температурой 220—240 °С воздух проходит слой адсорбента, выпаривает влагу и сбрасывается в атмосферу. Сухой сжатый воздух из блока осушки поступает во вторую ступень охлаждения, где его температура понижается до отрицательных значений. В качестве второй ступени охлаждения используется фреоновый компрессорно-конденсаторный агрегат с воздушным охлаждением ХМВ ФУБС-9 с номинальной холодо — производительностью 7—10 кВт при температуре испарения фре-
Рис. 2.13. Принципиальная схема установки для охлаждения и осушки сжатого воздуха при бурении с продувкой в мерзлых породах. 1 — компрессор; 2 — ребристо-трубчатый теплообменник; 8 — вентилятор; 4 — инерционный вих~ ревой влагоотделитель; 5—блок масляных фильтров; £—адсорбер; 7—теплоизолированная емкость с испарительными батареями. |
она —12 ——— 15 °С. Воздух охлаждается в испарительных батареях
типа ИРСН-12, помещенных в теплоизолированную емкость 7, заполненную промежуточным жидкостным хладоносителем (антифриз, дизельное топливо, керосин, солевой раствор и пр.). Охлаждение промежуточного хладоносителя производится путем помещения в эту же емкость дополнительных секций испарительных батарей, в которых испаряется жидкий фреон-12, поступающий от компрессорно-конденсаторного агрегата. Теплообменная система с использованием стандартных батарей испарения как для кипения фреона, так и для дальнейшего охлаждения сжатого воздуха с помощью жидкостного промежуточного теплоносителя в надежно теплоизолированной емкости позволяет упростить изготовление воздухоохладителя, не снижая эффективности его работы.
Осушенный и охлажденный до отрицательных температур сжатый воздух после второй ступени охлаждения поступает в теплоизолированную буферную емкость (до 1 м3) и далее по нагнетательной линии к распределителю, установленному в буровом здании.
Для испытаний была использована первая ступень охлаждения сжатого воздуха, изготовленная в ПГО «Приленскгеология», и блок осушки сжатого воздуха на основе установки УОВ 10М1, выпускаемой Курганармхнммашем.
Техническая характеристика установки УОВ 10М1
Тип установки…………………………………………………………………. А10М1
TOC o "1-5" h z Производительность оптимальная при рабочей температуре +20 °С и рабочем давлении 0,8 МПа, м3/мнн 10,5
Рабочее давление, МПа…………………….. …………………. До 0,8
Время работы одной башни, ч……………………………………….. . . 8
Время регенерации одной башни, ч………………………….. 1,3—2,0
Расход сухого воздуха на регенерацию, м3/мин. 1,7
Точка росы осушенного воздуха…………………………….. —40 °С
Масса силикагеля для загрузки двух башен, кг. 350
Потребляемая мощность, кВт. 9—12
Ток. ……………………………………………………………………. . Переменный
Частота, Гц. . …………………….. 50
Напряжение, В……………………………………………………………………………… 380
Масса блока без адсорбента, кг… . 980
Производственные испытания системы охлаждения и осушки сжатого воздуха проводились в экспедиции № 12 ПГО «Приленск — геология» на участке поискового бурения. В процессе испытаний установка проработала 200 ч, из них объем чистого бурения составил 50 ч. С применением установки пробурено около 100 м в интервале глубин от 0 до 120 м (скважины 77,5/450, 79,3/450, 80,0/450).
Температура атмосферного воздуха днем достигала +29 °С, ночью +10°С.
Бурение велось станком ЗИФ-650М с применением твердосплавного породоразрушающего инструмента по следующим литологическим разностям мерзлых пород: песчаники с глинистым цементом, долериты, переслаивание аргиллитов и алевролитов, туфы с прослоями льда, известняки.
Сжатый воздух подавался от компрессора КВ-10 производительностью 10 м3/мин. Под давлением 0,8 МПа с температурой 90—95 °С он поступал в первую ступень системы, где охлаждался до температуры, близкой к температуре окружающего воздуха (+30+ +33°С днем и +10++13°С ночью), а затем в инерционный влагоотделитель вихревого типа М-30. После удаления капельной влаги и отделения минерального масла в блоке фильтров БМФ воздух подавался в одну из башен с адсорбентом блока осушки типа А10М1. Осушенный воздух поступал в ресивер вместимостью 1 м3, а из него к распределительному устройству, установленному в буровом здании. В качестве адсорбента применялся силикагель марки КСМ.
Все агрегаты системы охлаждения и осушки сжатого воздуха были соединены последовательно, отвод конденсата производился через спускные краны, установленные в нижней части влагомасло — отделителя.
Применение установки осушки позволило избежать аварий, связанных с выпадением конденсата в системе «бурильные трубы — скважина» и образованием сальников на стенках сква
жины. При бурении удалось добиться почти полного выноса нерас — тепленного шлама на поверхность или в шламовые трубы, и при этом стенки скважины оставались сухими. Кроме того, по всем интервалам колонкового бурения был получен 100%-ный выход высококачественного нерастепленного керна. Основные результаты бурения приведены в табл. 2.6.
Анализ результатов испытаний, позволил сделать следующие ьыводы.
1. Установка для охлаждения и осушки сжатого воздуха без фреоновой системы охлаждения позволяет получать сжатый воздух с температурой, превышающей температуру окружающего воздуха лишь на 2—5°С, и степенью осушки, достаточной не только для предотвращения выпадения конденсата при дальнейшем охлаждении сжатого воздуха в циркуляционной системе, но и для удовлетворительной осушки частично растепляемых в процессе бурения стенок скважины и керна, а также частичек шлама.
2. Использование при бурении мерзлых пород осушенного сжатого воздуха даже при относительно высокой его температуре позволяет повысить эффективность очистки скважины от шлама и в значительной степени уменьшить осложнения, связанные с образованием сальников. Все это повышает механическую и рейсовую скорости бурения, а также рейсовую проходку.
Таблица 2.6 Основные показатели экспериментального бурения в экспедиции № 12 ПГО «Прилеискгеология»
|
Примечание. Кк—коэффициент куековатости: число кусков керна на 1 м проходки. 7 Б. Б. Кудряшов и др. 97 |
3. Для полного предотвращения растепления мерзлых стенок скважины и керна в процессе бурения и окончательной ликвидации связанных с этим явлением осложнений, осушенный воздух необходимо охлаждать до отрицательной температуры.
Теория и расчет, лабораторные эксперименты и накопленный практический опыт бурения убедительно показывают, что вполне осуществимое в зимний и летний периоды года охлаждение сжатого воздуха до отрицательной температуры —10 °С во всех случаях достаточно для резкого повышения производительности и качества буровых работ в районах многолетней мерзлоты.
Если не считать сильно обводненных минерализованными водами или напорных горизонтов, где продувка вообще неприемлема, единственной разновидностью неблагоприятных для этого способа условий является бурение слабосвязных «сушенцов». Возможные осложнения в виде сальникообразования при слабых во — допроявлениях легко устраняются применением новых пенообразователей, активных в минерализованной среде при повышенных температурах. Во влажных таликовых зонах с успехом можно использовать одновременное с бурением поверхностное подмораживание буримых пород продувкой морозным воздухом.
Для повышения выхода керна в малольдистых «еушенцах» вполне применимы двойные колонковые трубы. Кроме того, следует учитывать, что в условиях, когда целью буровых работ является изучение состава, строения и физико-механических свойств мерзлых пород, как при инженерных изысканиях, использование охлажденного воздуха даже при пониженном выходе керна дает существенно более объективную информацию, нежели широко применяемое бурение «всухую». В тех случаях, когда нас интересует содержание и распределение полезного ископаемого по мощности продуктивного горизонта, как при геологоразведочных буровых работах, в целях обеспечения высокого выхода керна в елабосце — ментированных рыхлых мерзлых отложениях на россыпях или в силыютрещиноватых раздробленных сухих «морозных» породах коренных месторождений возможны предварительное увлажнение, «крепление льдом» этих пород и затем бурение с продувкой охлажденным воздухом.
Как известно, достоверность разведки россыпных месторождений Северо-Востока на основе ударно-механического бурения не удовлетворяет современным требованиям и для подтверждения получаемых данных часто необходимо проходить дорогостоящие шурфы. Переход в этих условиях на колонковое бурение с продувкой охлажденным воздухом в целях сохранения естественного агрегатного состояния мерзлых пород и высокого выхода керна обеспечит получение вполне объективных сведений о содержании и распределении полезного ископаемого. Объемы буровых разведочных работ на россыпях весьма велики. Резкое повышение достоверности опробования по высококачественному керну с учетом возможного разрежения сети скважин и отказа от поверочных шурфов может значительно сократить сроки, улучшить качество и снизить стоимость разведки россыпных месторождений.