ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ БУРЕНИЯ ПЛАВЛЕНИЕМ «СУХИХ» СКВАЖИН В СНЕЖНО-ФИРНОВЫХ И ЛЕДОВЫХ ТОЛЩАХ
Одной из первых простейших конструкций электротеплового бурового снаряда на грузонесущем кабеле явилось устройство для буревия скважин во льду с отбором керна, предложенное в 1959 г.
Н. И. Барковым [19, 22]. Снарядами подобной конструкции в 1959—1960 гг. в районе советских антарктических станций Мирный, Комсомольская, Восток, Лазарев в снежно-фирновой толще было пробурено несколько скважцн, максимальная глубина которых не превышала 40 м [19, 22].
В 1964—1966 гг. в результате совместных разработок Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) и Московского института радиоэлектроники и горной электромеханики (МИРГЭМ) был создан первый отечественный термоэлектробуровой колонковый снаряд на кабеле с системой удаления воды из зоны забоя и комплексом поверхностного оборудования и аппаратуры управления для бурения «сухих» скважин как в снежно-фирновых, так и в ледовых толщах [19, 22]. В период работы 11-й Советской антарктической экспедиции (САЭ) и в летний сезон 12-й САЭ этот буровой комплекс был испытан в районе обсерватории Мирный. В процессе полевых испытаний было пробурено 3 скважины общим объемом 101 м, самая глубокая из которых после ряда осложнений достигла подстилающих горных пород на глубине 77 м.
Несмотря на незначительный объем, полевые испытания подтвердили возможность и целесообразность электротеплового бурения плавлением скважин с отбором керна в снежно-фирновых и ледовых отложениях для гляциологических исследований. При этом были выявлены также существенные недостатки разрабатываемых технических средств и технологии бурения. После существенной доработки конструкции снаряда и усовершенствования наземного оборудования в 13-ю САЭ на 25-м километре трассы Мирный — Восток сотрудниками ЛГИ и ААНИИ была пройдена скважина глубиной 212 м.
Несмотря на относительный успех бурения, результаты полевых исследований заставили сделать вывод о несовершенстве первоначальной конструктивной схемы термоэлектробурового снаряда, отличающейся сложностью и малой надежностью основных систем
и агрегатов. Так, эта схема предусматривала применение специального трансформатора, а также сложного по конструкции и трудоемкого в изготовлении нагревательного устройства. Особенно неудовлетворительно работала система удаления воды с забоя, основанная на применении вакуум-насоса при относительно большой высоте всасывания, что в свою очередь потребовало использования высоконадежных клапанов, автоматического изменения режима работы в зависимости от скорости бурения плавлением и т. д. Вследствие сложности и неравномерности работы системы удаления воды, уровень последней на забое в процессе бурения постоянно колебался. Это в значительной степени ухудшало условия работы нагревательного устройства, вызывало его быстрый выход из строя, а также приводило к значительному проплавлению стенок скважины и керна, в связи с чем увеличивался диаметр скважины до 180—190 мм и снижался диаметр керна до 80—
60 мм при крайне неравномерном его оплавлении. При этом скорость бурения скважины резко падала до 0,3—0,5 ,м/ч.
Тщательный анализ результатов, экспериментального бурения первыми опытными образцами термобуровых снарядов на кабеле позволил наметить следующие направления совершенствования их конструкции:
— повышение эффективности и надежности работы нагревательного устройства;
— обеспечение безотказной работы системы удаления воды с забоя;
— повышение надежности работы кернорвательногоустройства;
— увеличение длины керноприемной трубы и вместимости водосборного бака, определяющих величину рейсовой углубки;
— разработка надежной системы подачи снаряда на забой, обеспечивающей максимально возможное давление снаряда на забой при минимальном отклонении скважины от вертикали;
I —создание надежной системы контроля и управления работой ( снаряда с поверхности.
"> Исследования и разработки в этом направлении в конце 60‘Х годов в ДАНИИ и ЛГИ приобретают плановый и целенаправленный характер, позволивший сосредоточить усилия на выборе более совершенных технических решений с целью создания эффективных технических средств и технологических приемов бурения скважин с отбором керна, в первую очередь. для проведения гляциологических исследований в Антарктиде.»Постепенно определились задачи и направления работы каждого коллектива.
В ААНИИ группа под руководством В. А. Морева занялась разработкой небольших легких термобуровых снарядов, предназначенных для бурения неглубоки^ скважин в теплых и умеренно холодных (до — 30 °С) ледниках|’Более сложную проблему, связанную с разработкой глубокого бурения ледникового покрова Антарктиды и комплекса методов опробования и исследования сква-, жин, решал коллектив сотрудников ЛГИ под руководством» Б. Б. Кудряшова [19, 22].
В 1970 г. в ДАНИИ для бескернового бурения неглубоких скважин в теплых ледниках была разработана и прошла успешные испытания электротермоигла ЭТИ-1, состоящая из конического электронагревательного наконечника, направляющей трубы и центратора с устройством для крепления электрического кабеля [22]. В теплых ледниках при бурении термоиглой вода оставалась в скважине, не замерзая длительное время, а при бурении в умеренно холодных ледниках для предупреждения намерзания воды на стенках скважины необходимо было через каждые 2—3 м производить желонирование, что ограничивало глубину бурения пер — в0й»еатней метров и резко снижало производительность.
I В ЛГИ исследования и опытно-конструкторские разработки в направлении создания технических средств и технологии бурения плавлением глубоких скважин в низкотемпературных ледовых толщах были начаты в 1967 г] на основе хозяйственного договора, заключенного с ДАНИИ, а с, 1§72 г. они проводились уже и по специальным заданиям ГКНТ СССР. В тематику исследований и разработок были включены вопросы создания специализированного забойного и поверхностного оборудования, системы дистанционного управления и контроля за процессом бурения, оптимизации процессов бурения плавлением глубоких скважин, изучения возможности использования новых методов бурения и опробования ледникового покрова, комплекса геофизических методов изучения керна и окружающего скважину ледового массива, мето — дики кристалломорфологических, геохимических исследований. керна льда и др.
В результате проведенных в Ленинградском горном институте дополнительных теоретических, экспериментальных и лабораторных исследований была предложена новая схема термоэлектро — бурового снаряда на грузонесущем кабеле, предусматривающая контактную передачу тепла забою от кольцевого нагревательного устройства с плоской торцевой поверхностью. При этом теплоизоляция боковых поверхностей нагревателя осуществляется воздушным потоком, который используется для непрерывной и полной очистки забоя от воды [19, 22].
Конструкция нового теплового снаряда обеспечивала: увеличение диаметра получаемого керна с целью повышения качества гляциологических, кристалломорфологических и других исследований; снижение до рационального минимума площади кольцевого забоя для повышения экономичности процесса плавления; максимальное использование готовых узлов и деталей, повышение их надежности и работоспособности. ‘
В конструкции кольцевого нагревательного устройства предусматривалось рассредоточенное расположение нагревательного элемента по высоте корпуса, изготавливаемого из высокотеплопроводного материала (меди). В качестве нагревательного элемента использовалась изолированная керамическими бусами ни- хромовая проволока диаметром 1,1 мм, которая помещалась в один ряд по высоте кольцевой полости между медным корпусом и
наружным тонкостенным медным кожухом нагревателя. Кольцевая полость с уложенным тепловым элементом заполнялась и уплотнялась на вибростоле периклазом (кристаллическая окись магния), улучшающим условия теплопередачи от нагревательного элемента к корпусу кольцевого нагревателя и далее к его рабочей поверхности. Для надежной герметизации после монтажа нагревательного элемента кольцевая полость заполнялась асбестом и высокотемпературным органо-силикатным герметиком (КЛТ-30).
Рабочий торец нагревателя имеет наружный и внутренний кольцевые буртики, обеспечивающие снижение до минимума потери тепла через вертикальные стенки коронки за счет создания между ними и стенками скважины (керна) теплоизолирующих воздушных кольцевых зазоров. фтвод талой воды осуществлялся практически с поверхности забоя с помощью водоподъемных трубок, проложенных вдоль наружного кожуха нагревателя и подведенных к сквозным отверстиям во внешнем его буртике, последние со стороны рабочей поверхности торца соединялись друг с другом кольцевой канавкой. Выдавливание талой воды под действием веса снаряда в канавку и непрерывная эжекция ее циркулирующим по подъемным трубкам воздушным потоком обеспечивали полное удаление воды с забоя в пленочно-капельном режиме эрлифта, что в сочетании с воздушной теплоизоляцией нагревательного устройства приводило к существенному повышению эффективности плавления и качества получаемого керна. —
Первые опытные образцы термоэлектробуровых снарядов нового типа, испытание которых было начато в 14-й САЭ, получили впоследствии индекс ТЭЛГА-14 (конструкции ЛГИ и ААНИИ 14 САЭ) [19, 22]. Поверхностный комплекс оборудования состоял из установленного на металлических санях утепленного бурового балка размерами 8 X 4X2,5 м, трехногой металлической вышки высотой Эми смонтированного в балке каротажного подъемника СКП-1500 с аппаратурой контроля и управления работой снаряда и производством спуско-подъемных операций. На барабан подъемника был намотан грузонесущий кабель марки КТ-ГН-10 с тремя силовыми токопроводящими и тремя сигнальными медными жилами с резиновой изоляцией. Диаметр кабеля 18,7 мм, масса 980 кг/км, максимальное разрывное усилие 105 Н. Привод буровой установки — от передвижной дизельэлектрической станции с двумя дизельгенераторами марки АДПС-20 номинальной мощностью 20 кВт каждый.,.. >
В процессе предварительных испытаний в Мирном были пробурены две скважины глубиной по 35 м. Экспериментальное бурение с целью отработки технологии проводилось в октябре — ноябре 1969 г. на 50-м километре трассы Мирный — Восток. Скважина достигла глубины 250 м, в том числе снежно-фирновая толща — 39 м. При средней мощности кольцевого нагревательного устройства 3,0 кВт максимальная скорость бурения плавлением в снежно-фирновой толще достигала 2,3 м/ч, в плотном льду она снизилась до 1,5 м/ч. Количество воды, проплавленной с 1 м сква-
жины и поднятой в водосборном баке снаряда, колебалось от О до 8 л в снежно-фирновой толще и до 10—11 л в ледовой. Естественная температура льда находилась в пределах —16 Ч—————— 21 °С.
В процессе бурения плавлением был получен хорошего качества керн, общий выход которого составил После завершения
буровых работ весь керн был доставлен в обсерваторию Мирный, а потом на дизельэлектроходе «Обь» — в Ленинград для исследований.
В 1970 г. в период работы 15-й САЭ было впервые организовано бурение глубсжой скважины тепловым’способом в Центральной Антарктиде на ст. Восток — Полюсе холода нашей планеты.
Для бурения скважин в сложных климатических условйях ст. Восток было изготовлено стационарное утепленное буровое здание из двух жилых балков на транспортных1 санях с металлической мачтой от установки УГБ-50А высотой 11 м, утепленной цилиндрическим ограждением (рис. 4.6). В помещении бурового здания были смонтированы каротажный подъемник СКП-3000 с приводом от асинхронного электродвигателя мощностью 7,5 кВт, вспомогательная лебедка «Пионер», технологическое и вспомогательное оборудование, приборы и аппаратура дистанционного
Рис. 4.6. Общий вид экспериментальной буровой на ст. Восток (15-я САЭ). I —электрораспределительный щит; 2 — пульт управления снарядом; 3—оконный проем; 4— печь; 5—-вспомогательная лебедка «Пионера; €—мачта; 7—кольца шахтной крепи; 8—положение снаряда над скважиной; 9 — опорная ферма; /0—слесарный верстак и инструмент; 11 — противопожарная емкость; 12—санн стальные; 13—электродвигатель лебедки СКП-3000; 14—двухскоростной редуктор; 15—лебедка СКП-3000; 16—кабель-трос КТГН-10; 17—система генератор — двигатель; 18—токарный станок; 19—блок-баланс на откидной раме; 20— положение снаряда в скважине; 21—кондуктор. |
управления и контроля за работой термоэлектробурового снаряда и спуско-подъемного оборудования. На барабан подъемника был намотан грузонесущий кабель КТГН-10.
f После непродолжительных испытаний и отработки режимных параметров скважина на ст. Восток без особых осложнений была пройдена до глубины 506,9 м. Несмотря на вполне удовлетворительную работу снаряда, сразу же выяснилась необходимость доработки системы удаления воды с забоя с целью получения высококачественного керна как в снежно-фирновой толще, так и в ледовой. Для полного удаления воды с поверхности забоя в пористой снежно-фирновой толще оказалось достаточным соединить водоподъемные трубки напрямую с отверстиями во внешнем кольцевом буртике торца нагревателя. Это позволило за счет дополнительного подсоса воздуха через прилегающий к забою скважины пористый снежно-фирновый слой удалять всю воду непосредственно с поверхности плавления, не допуская ее проникновения в формирующийся керн. При переходе проницаемой снежно-фирновой толщи в плотный лед с целью создания устойчивого эжек — тирующего воздушного потока в стенках водоподъемных трубок на расстоянии 10—15 мм от забоя просверливались в зависимости от производительности турбокомпрессора от 1 до 3 отверстий диаметром 2—4 мм. Это обеспечивало в дальнейшем надежную и устойчивую работу системы удаления воды с забоя и получение сухого керна высокого качествалВ связи с низкими отрицательными температурами ледовой толщи в районе ст. Восток пришлось мощность обогрева циркуляционной системы и водосборного бака увеличить до 600—800 Вт.
506,9 376,6 1,34 1,73 99,1 |
Технические показатели бурения иа ст. Восток в 15-й САЭ:
Общая проходка, м…………………………………
Время чистого бурения плавлением, ч Средняя скорость бурения, м/ч.
Средняя проходка за рейс, м. . . .
Средний выход керна, %…………………………
В скважине был выполнен комплекс геофизических исследований: инклинометрия, кавернометрия, термометрия и гамма-каротаж. Максимальное отклонение скважины от вертикали не превышало 2°30/, средний диаметр скважины сохранялся в пределах 180—183 мм, температура льда на глубине 500 м повысилась до —53,5°С.
‘{‘Дальнейшее увеличение глубины скважины в сложных условиях бурения на ст. Восток при продолжении экспериментальных работ в 16-й САЭ привели к целому ряду усложнений и потребовали существенной доработки конструкции! снаряда ТЭЛГА-14, который после модернизации получил наименование TЭЛГA-14MJ Термоэлектробуровой снаряд ТЭЛГА-14М (рис. 4.7) состоит из кольцевой коронки-нагревателя 1, представляющей собой медный корпус, во внутренней полости которого находится нагревательный элемент из нихромовой проволоки, изолированной керамиче-
Рис. 4.7. Схема термоэлектробурового снаряда ТЭЛГЛ-14М.
1 — кольцевая коронка-нагреватель; 2—кернорвательное устройство рычажко,- вого типа; 3 —ке’рно’прнемная труба; 4—водоподъемные трубки; 5—монтажный переходник; 6—сливной клапан; 7 —водосборный бак; 8—внутренняя водоподъемная трубка; 9 — турбокомпрессоры; 10— переходник с кабельным замком; // — центрирующий пружинный «фонарь»; 12 — грузонесущий кабель.
скими бусам«. Выше нагревательного устройства устанавливается кернорвательное устройство 2 для срыва и удержания керна. Вдоль керноприемной трубы 3 проложены водоподъемные трубки 4, нижние концы / которых подведены к отверстиям в наружном буртике нагревателя таким образом, что позволяют регулировать степень эжектирования воды.
ю |
9 |
Верхние концы трубок 4 закреплены на монтажном переходнике 5, соединяющем их с внутренней трубкой 8 водосборного бака 7. Переходник 5 служит одновременно дном бака и имеет кран 6 для спуска воды после подъема снаряда. В верхней части бака 7 находится компрессорный отсек с двумя последовательно соединенными двух — или трехступенчатыми турбокомпрессорами 9. Верхний конусный переходник 10 служит для крепления грузонесущего кабеля 12 и имеет отверстия для выхода воздуха. Выше переход — ника 10 устанавливается пружинный «фонарь» — цен — Д>Г
тратор 11. !{^’
г |
Усовершенствованным снарядом ТЭЛГА-14М глубокое бурение на ст. Восток было продолжено в период 17-й САЭ. В мае 1972 г. глубина «сухой» скважины достигла отметки 952,5 м, что оказалось рекордом в двух отношениях: как по глубине бурения «сухих» скважин во льду, так и по глубине теплового способа бурения скважин плавлением^ [19, 22].
В процессе экспериментального бурения плавлением глубокой «сухой» скважины в 17-й САЭ было отмечено, что, несмотря на крайне низкие отрицатель — ^
ные температуры ледовой толщи (примерно —57 °С на глубине 100 м и —50 °С на глубине 900 м), начиная с глубин около 500 м происходит заметное сужение ствола скважины вследствие проявления реологических свойств льда 1^од влиянием возрастающего горного давления^
В табл. 4.1 приведены основные показатели, характеризующие изменение эффективности бурения плавлением «сухой» скв. 1 в, интервале 600—952,5 м в 17-й САЭ. Как видно из приведенных результатов, с увеличением глубины скважины скорость бурения и средняя проходка за рейс снижаются, а количество проплавленной с 1 м проходки воды возрастает. Увеличение времени на спуско-подъемные операции связано с затяжками снаряда при подъеме и необходимостью проработки призабойного интервала при каждом новом спуске снаряда.
Основные показатели бурения «сухой» скв. 1 на ст. Восток в 17-й САЭ
|
В случае продолжительных перерывов в бурении интервал вынужденной проработки ствола скважины с глубиной неизменно увеличивается. Возникавшие в связи с этим многочисленные осложнения не позволили, несмотря на многочисленные попытки как в 17-ю, так и в 18-ю САЭ, на ст. Восток достигнуть «сухим» стволом глубины 1000 м. Так, проходка скв. 1 в 17-й САЭ была прекращена при глубине забоя 952, 5 м из-за аварии, связанной с оставлением в ней снаряда в результате обрыва грузонесущего кабеля в месте его сростки, ослабленном многократно возраставшими с глубиной затяжками и рывками снаряда при производстве спускоподъемных операций. Из-за осложнений пришлось приостановить бурение скв. 1-бис и 1-2-бис соответственно на глубинах 700,2 м и 905 м.
В табл. 4.2 приведены основные результаты бурения «сухих» скважин на ст. Восток в 15—18-й САЭ.
Анализ результатов экспериментального бурения плавлением низкотемпературной ледовой толщи в Центральной Антарктиде
Таблица 4.2 Результаты бурения плавлением «сухих» скважин иа ст. Восток в 15—18-й САЭ
|
{ст. Восток) подтверждает теоретические выводы о характере взаимосвязи удельной мощности коронки-нагревателя, скорости плавления, условий теплообмена в зоне забоя, температуры и теплофизических свойств льда — основных параметров, определяющих эффективность исследуемого процесса. Для оптимального режима бурения плавлением характерна максимальная скорость углубки скважины, что соответствует минимальному количеству проплавленной с 1 м проходки воды, т. е. минимальным тепловым потерям и максимальному КПД процесса. Рейсовая проходка при этом определяется длиной колонковой трубы, вместимостью водосборного бака и состоянием призабойной зоны скважины. Последнее обстоятельство характеризуется в основном реологией ледового массива приствольной зоны и условиями конденсации водяных паров, содержащихся в циркулирующем воздушном потоке, на стенках скважины. Увеличение времени циркуляции воздушного потока в призабойной зоне и повышение содержания в нем водяных паров приводят к образованию на холодных стенках скважины значительного количества инея, вызывающего затяжки снаряда при его подъеме в конце рейса. Таким образом, для увеличения рейсовой проходки необходимо увеличивать скорость бурения плавлением, уменьшая тем самым время нахождения снаряда на забое, и одновременно предусматривать более эффективное охлаждение и осушение воздуха, циркулирующего в самом снаряде.
В процессе экспериментального бурения успешно прошли испытания усовершенствованной модели термоэлектробурового снаряда ТЭЛГА-14М, позволившие выяснить эффективность работы отдельных его узлов и систем и наметить конкретные мероприятия по дальнейшему их совершенствованию. Некоторые из этих мероприятий были осуществлены уже в ходе выполнения экспериментальных работ. Так, совершенствуя технологию монтажа и герметизации нагревательного элемента, условия и режим его работы в кольцевой коронке-нагревателе, удалось довести среднюю проходку на каждый нагреватель до 250—300 м. Улучшение работы системы удаления воды с забоя после замены двухступенчатого турбокомпрессора на трехступенчатый ЭПМ-2 позволило в интервале 200—500 м при мощности кольцевого нагревателя 2,9 кВт получить среднюю скорость бурения плавлением 1,25 м/ч, тогда как при бурении того же интервала в 15-й САЭ средняя скорость в 1,24 м/ч была достигнута при мощности нагревателя 3,5 кВт.
Улучшение условий отделения и конденсации влаги из воздушного потока внутри термоэлектробурового снаряда позволило существенно уменьшить затяжки снаряда при подъеме и тем самым увеличить рейсовую проходку. При бурении скв. 1-бис продолжительность работы снаряда на забое без последующих затяжек при подъеме увеличилось благодаря этому с 1 ч 45 мин до 2 ч 20 мин.
Экспериментальное бурение плавлением «сухих» скважин в низкотемпературной ледяной толще на ст. Восток позволило
отработать наиболее эффективный комплекс технологических операций и приемов бурения, предусматривающий их такое последовательное выполнение при наиболее оптимальных режимах.
1. Подготовительные операции. Перед спуском снаряда в скважину проверяется работа всех его устройств и систем; из снаряда удаляется оставшийся после предыдущего рейса конденсат.
2. Спуск снаряда. Производится при выключенном редукторе привода лебедки, скорость спуска в «сухом» стволе скважины не превышает 8000—9000 м/ч и регулируется ручным тормозом. При спуске снаряда поддерживается режим работы нагревателя в пределах до 20 % от номинальной мощности, а обогрева системы удаления воды с забоя до 50—70 % от номинальной.
3. Дохождение до забоя (проработка призабойной зоны). За 10—15 м до забоя скорость спуска снаряда снижается до 30— 40 м/ч, мощность нагревателя увеличивается до 50 °/о от номинальной, интервал интенсивных затяжек и задержек снаряда прорабатывается 2—3 раза, за 1 м до забоя включается в работу система удаления воды, а мощность обогрева доводится до номинальной.
4. Бурение. После постановки на забой все системы и устройства снаряда работают в оптимальном режиме, обеспечивающем максимальную скорость углубки при номинальной мощности нагревателя и эффективной работе системы удаления воды с поверхности забоя в водосборный бак. Подача снаряда должна при этом создавать осевую нагрузку на забой, обеспечивающую минимальное отклонение ствола скважины от вертикали. Как правило, эта нагрузка не превышает 2/3 собственного веса снаряда.. При достижении оптимального режима углубка скважины производится без отрыва снаряда от забоя, так как последнее обстоятельство снижает качество керна, может привести к заклинке его в керноприемной трубе или к повторному перебуриванию оставленного на забое куска.
5. Подъем снаряда. Перед подъемом снаряда в конце рейса уменьшается мощность коронки-нагревателя, снижается осевая нагрузка на забой до минимума, система удаления воды при этом работает в номинальном режиме. Для срыва керна снаряд поднимается 1—2 раза над забоем на высоту 1,5—2,0 м, после срыва керна начинается подъем снаряда и включается система удаления воды. В интервале 10—20 м призабойной зоны подъем ведется с минимальной скоростью и проработкой интервалов сужения ствола и затяжек. После выхода из призабойной зоны скорость подъема доводится до оптимальной, соответствующей установленной мощности привода лебедки, а мощность нагревателя при этом снижается до минимальной.
6. Заключительные операции. После подъема снаряда керн извлекается из керноприемной трубы, вода из водосборного бака сливается, производится внешний осмотр снаряда, отключаются все электрические устройства, и снаряд ставится на прогрев и просушку. Производится первичная документация керна, измеряется
объем проплавленной воды, слитой из бака и скопившейся после прогрева снаряда. Вся информация заносится в буровой журнал.
Баланс рабочего времени при бурении скв. 1 и 1-бис в 17-й САЭ
|
Повышение эффективности электротеп — лового способа бурения плавлением в ледовых отложениях достигается за счет как совершенствования его технических средств и технологии, так и технической оснащенности и организации буровых работ в целом, что позволяет сократить непроизводительные затраты, связанные с вынужденными ремонтами, осложнениями, авариями чи простоями. Это наглядно видно из приведенного в табл. 4.3 баланса времени при экспериментальном бурении в 17-й САЭ на ст. Восток скв. 1 и 1-бис. Накопленный опыт экспериментального бурения, устранение целого ряда технических недостатков позволили при бурении новой скв. 1-бис достичь производительности при двухсменной 6-часовой работе 250 м/мес.
Анализ осложнений, возникающих в процессе бурения «сухих» скважин плавлением в низкотемпературных ледовых отложениях, позволил выделить их в следующие основные группы.
1. Осложнения, связанные с нарушением технологии бурения плавлением:
— отказы в работе системы удаления воды с забоя (недостаточная мощность обогрева циркуляционной системы, повышение аэродинамических сопротивлений из-за намерзания влаги на стенках трубок, наличие большого количества воды на забое и пр.);
— уменьшение диаметра скважины вследствие чрезмерного износа кольцевого нагревателя по наружному диаметру;
— заклинивание керна в корпусе кернорвателя или в керноприемной трубе;
— интенсивные затяжки снаряда в призабойной зоне;
— уменьшение скорости бурения плавлением и повышенное проплавление стенок скважины и керна при ухудшении условий теплопередачи в зоне забоя (загрязнение забоя, торцевой поверхности коронки-нагревателя, попадание посторонних предметов на забой);
— отклонение скважины от вертикального направления (неравномерное плавление поверхности забоя, чрезмерная подача снаряда).
2. Осложнения, связанные с неисправностью технических •средств:
— прихваты снаряда при внезапном выходе из строя коронки — |
нагревателя (перегорание нагревательных элементов, замыкания
или обрывы в цепи питания);
— затяжки снаряда в призабойной зоне при неисправностях
в системе удаления воды с забоя; 1
— интенсивное искривление скважины при повышенной. кривизне или эксцентричном соединении отдельных узлов снаряда.
3. Осложнения, связанные с ошибками оператора:
— повреждение или обрыв грузонесущего кабеля (перепуск кабеля при спуске снаряда, чрезмерные натяжения при прихватах
и пр.); (
— затаскивание снаряда на блок-баланс, резкая посадка на забой;
— загрязнение забоя, падение в скважину посторонних пред- метов и др.
Если осложнения организационно-технического характера могут быть сведены к минимуму, то осложнения, связанные с проявлениями с глубиной реологических свойств льда в «сухой» скважине, требуют для их устранения специальных технологических 1
решений. Результаты экспериментального бурения плавлением на ст. Восток в 15—18-й САЭ позволяют считать возможным пределом бурения «сухих» скважин в низкотемпературных ледовых толщах глубины не свыше 1000—1200 м.
Разработанная техника и технология бурения плавлением «су — <
хих» скважин в последние годы находит успешное применение при выполнении исследований во внутриконтинентальных научных походах. В условиях полной автономности, жестких ограничений к материальным и энергетическим затратам, транспортной массе и габаритным размерам оборудования, срокам исследований наиболее полно проявляются преимущества электротеплового способа бурения скважин плавлением с отбором керна, заключающиеся в минимальных значениях энергоемкости, массы, габаритных размеров используемого оборудования, в простоте и надежности его эксплуатации, максимальной механизации всех основных процессов и возможности их автоматизации.
Разработанная техника и технология беструбного бурения «сухих» скважин с применением термобуровых снарядов типа ТЭЛГА-14М на грузонесущем кабеле в настоящее время успешно используется для бурения исследовательских скважин с отбором керна. Для организации бурения скважин в научных походах в ЛГИ спроектирована и в 1977 г. построена передвижная буровая установка ПБУ-1 (рис. 4.8), представляющая собой каркасное строение с Л-образной мачтой, жестко связанное со стальными санями. Помещение вместе с полостью мачты утеплено пенопластом толщиной 100 мм и обшито изнутри и снаружи бакелитизи — рованной фанерой толщиной 5 мм. Размеры здания в плане 9X3,3 м, высота мачты 7 м. Установка оснащена каротажной лебедкой СКЛ-900 с двухскоростным редуктором и электродвига-
Рис. 4.8. Схема передвижной буровой установки ПБУ-1. |
1 — топливный бак; 2—днзель-генератор (мощность 8 кВт); 8—спальные места; 4—печь; 5 — стол; 6—лебедка СК-Л-900; 7—щнт управления дизель-электрической станцией; 8 — пульт управления снарядом; 9—опоры мачты; Ю—снаряд ТЭЛГА-14М в исходном положении; 11 — устье скважины; /,2—газовые баллоны; 18—слесарный верстак и инструмент; 14 — настольный станок;
/5—сварочный агрегат.
телем мощностью 5 кВт, дизель-генёратором, системой электрического отопления и освещения, пультом управления.
С помощью ПБУ-1 термобуровыми снарядами типа ТЭЛГА — 14М в сезонные периоды с 17-й по 34-ю САЭ по трассам Мирный— Восток и Мирный — Купол С для изучения верхних горизонтов ледникового покрова пробурены с полным отбором керна 15 скважин (табл. 4.4). В настоящее время после перерыва, вызванного организационными и техническими обстоятельствами, бурение в сезонный период в научных походах возобновилось с помощью нового передвижного бурового комплекса, включающего усовершенствованную передвижную буровую установку ПБУ-4, геофизическую лабораторию и жилой балок и позволяющего вести бурение как «сухих», так и заполненных незамерзающей жидкостью скважин глубиной до 1500 м.
В 33-ю САЭ на 105 км трассы Мирный — Восток новым буровым комплексом практически за 2 мес односменной работы была пройдена с отбором керна скважина глубиной 740 м.
В 34-ю САЭ за 1,5 мес в научном походе по маршруту Мирный — Восток гляциобуровым отрядом были пробурены с полным отбором керна три скважины глубиной по 150 м соответственно на 60-м, 140-м и 200-м километре трассы. Работы проводились в одну смену, средняя проходка за рейс составила 2,15 м, средняя скорость бурения 2,45 м/ч. Параллельно с бурением скважины выполнялся комплекс гляциологических исследований отобранных из керна проб снега, фирна и льда. После бурения скважины выполнялся комплекс геофизических исследований в ее стволе (термометрия, инклинометрия, кавернометрия).
Бурение скважин в антарктических научных походах и в сезонный период на ст. Восток
|
Примечание. Скважина на расстоянии от обе. Мирный 105 км в интервале 3)27,0 -740,0 м была залита низкотемпературной жидкостью. В остальных случаях скважины — были «сухими». |
Общий объем бурения в научных походах к настоящему времени превысил 3000 м.