Турбобуры. Назначение и область применения. Гидромеханика турбины
При турбинном бурении долото приводится во вращение гидравлическим забойным двигателем – турбобуром, устанавливаемым между долотом и бурильной колонной. Турбобур представляет собой многоступенчатую гидравлическую турбину, к валу которой присоединяется долото. Каждая ступень турбины состоит из статора, жестко соединенного с корпусом турбобура, и ротора, укрепленного на валу турбобура.
В настоящее время применяются одно-, двух-, трех-, четырехсекционные турбобуры с последовательным соединением секций и двух-, трех-, четырехсекционные реактивно-турбинные агрегаты с параллельным соединением секций.
Т – многоступенчатая гидравлическая турбина, к валу которой непосредственно
Или через редуктор присоединяется долото
Каждая ступень Т состоит из диска статора(1) и диска ротора(2). В статоре,
Жестко соединенном с корпусом турбобура, поток ПЖ меняет свое направление и
Поступает в ротор. Последовательно перетекая из ступени в ступень, ПЖ отдает
Часть своей гпдр. мощности каждой ступени. В рез-те мощность, создаваемая
Всеми ступенями, суммируется на валу турбобура и, следовательно на долоте.
Создаваемый при этом в статорах вращающий момент воспринимается корпусом Т и
БК, а равный, но противоположно направленный вращающий момент, возникающий в
Роторах, передается через вал Т долоту.
Элементы:
Наружный обод статора(1); лопатки ротора(2); лопатки статора(3); внутренний
Обод статора(4); наружный обод ротора(5); внутренний обод ротора(6)
Сравнительный анализ турбинного и роторного бур-ия показал хорошие рез-ты:
— при использовании Т ↑d
— бурение в условиях с ограниченной нагрузкой на долото
— опасность искривления скв.; бурение мягких пород
— при бурении наклоннонапр. скв
— при бурении алмазными долотами
— бурение на слабоаэрированных р-рах
C – абсолютная скорость;
W – относительная (переносная) скорость;
U – окружная скорость.