ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ НА ПРИВОД СТАНКА И НАСОСА
Приводами для буровых станков и насосов при геологоразведочном бурении являются электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания, главным образом дизели.
Тип двигателя для привода бурового агрегата выбирается в зависимости от условий его эксплуатации (объем буровых работ, удаленность участков бурения от баз геологоразведочных партий и экспедиций, буровых установок друг от друга, наличие электроэнергии в районе работ и т. п.). Электродвигатели применяют при централизованном энергоснабжении, и в настоящее вермя они применяются в большинстве случаев. Основными преимуществами электродвигателей являются: экономичность, надежность и удобство в обслуживании, высокая перегрузочная способность (коэффициент перегрузки Х= 1,7— 2,2). Дизели обеспечивают автономность буровых установок, что важно при проведении геологоразведочных работ в малоосвоенных районах. Дизели также экономичны, надежны и долговечны в работе, но требуют специального обслуживания; перегрузочная способность дизелей также достаточно велика (*=1,1-1,15).
При дизельном приводе, как правило, один двигатель приводит в действие станок и насос, при электроприводе применяются индивидуальные двигатели для станка и насоса.
Потребнай" мощность бурового агрегата зависит от двух основных процессов: собственно бурения, в результате которого осуществляется углубка скважины, и спуско-подъемных операций. Определяющей для выбора мощности привода, как правило, является мощность и а бурение скважины.
Мощность двигателя, необходимая в процессе собственно бурения, складывается из трех основных составляющих:
Nб^N3 + Nт + NC[, (6.7)
где N3 — мощность, реализуемая на забое скважины, кВт; А^т— мощность на вращение колонны бурильных труб в скважине, кВт; Л/ст — мощность, потребляемая в трансмиссии и других узлах бурового станка, кВт.
При использовании дизельного привода к уравнению (6.7) следует добавить мощность на привод насоса.
Мощность, реализуемая на забое. Применяемые в настоящее время зависимости для определения мощности, реализуемой на забое, раскрывают в основном качественную картину процесса. Входящие в формулы величины зависят от многих факторов, учесть которые трудно. Полученные в результате расчетов значения этой мощности можно рассматривать только как приблизительные. Применительно к условиям колонкового бурения с достаточной для практики точностью можно пользоваться формулами С. Н. Тараканова.
1. При бурении твердосплавными коронками
УУ3 = 5,3 • 10-4Р/г£>ср (0,137 +р.), кВт, (6.8)
где Р — осевая нагрузка на коронку, даН; п — частота вращения коронки, об/мин; 1)ср — средний диаметр коронки, м; 1)ср= = (£>!-(-,02)/2 (здесь и — наружный и внутренний диаметры коронки по резцам, м; ц — коэффициент трения резцов коронки о породу забоя).
0,12—0,20 0,15—0,25 0,18—0,27 0,30—0,40 0,25—0,40 0,30—0,50 0,30—0,40 |
Коэффициент Трения |Л не является строго постоянной величиной. Его значения изменяются при изменении осевой нагрузки, частоты вращения, качества очистного агента, а также при изменении состава н свойств пород. При расчетах можно воспользоваться только следующими ориентировочными средними значениями коэффициента трения:
Глнна ….
Глинистый сланец
Мергель ….
Известняк . . .
Доломит ….
Песчаник . . .
Гранит….
2. При бурении алмазиыми коронками
Ыа = 2 -10-4РпОср, кВт. (6.9)
3. При бескерновом бурении
Ыя = (3 ч — 4) • 1 0_4Рп£>2, кВт. (6.10)
При использовании шарошечных долот можно рассчитывать мощность, реализуемую на забое, также по следующей формуле
Л/а = Ю-3|ДРпВ2, кВт, (6.11)
в которой применяются: для долот диаметром 76 мм и более |д,=0,17; для долот диаметром 59 мм и менее р=0,10. Обозначения в последних формулах те же, что и в (6.8).
Мощность на вращение колонны бурильных труб в скважине Ыт составляет основную долю от затрат мощности на бурение
скважины. Ыт складывается из двух составляющих: Мхв — мощности на холостое вращение колонны бурильных груб в скважине и Ылоп — дополнительной мощности на вращение сжатой части бурильной колонны, которая создается осевой нагрузкой на породоразрушающий инструмент. Таким образом, МТ = ЫХВ + +Адоп, кВт:
Значение Л^доп может быть рассчитано по формуле
. ДОдоп = 2,45• 10-4Рлб, кВт, (6.12)
где 6 —радиальный зазор, м; б=(1)—<^)/2; Б — диаметр скважины, м; йч — наружный диаметр бурильных труб, м.
Наиболее сложной для определения является мощность на холостое вращение колонны бурильных труб в скважине, так как она зависит от целого ряда факторов, часть из которых имеет случайный характер. К этим факторам относятся: конструктивные особенности, материал и техническое состояние бурильных труб, состояние стенок скважины, наличие каверн и желобов, характер проходимых пород, искривление скважины, наличие в скважине специальных эмульсионных растворов и смазок, режимные параметры и т. д.
Для расчетов А^в в основном используются эмпирические зависимости. Многие из них имеют строго ограниченную область применения, определяемую условиями проведения экспериментальных работ.
Для практических расчетов Ыхв при колонковом бурении вертикальных и слабонаклонных (до 75°) скважин рекомендуется формула Л. Г. Буркина (ВИТР), имеющая два варианта:
для высоких частот вращения колонны бурильных труб (при п>п)
Ыхв = &с (2 ■ 10~6фп2 + 0,8 ■ 10~3<7$>я) I, кВт, (6.13)
I
где Ь — длина ствола скважины, м; <7— масса 1 м бурильной колонны, кг;
для низких частот вращения колонны бурильных труб (при П<По)
N= кВт,
«о=(0,32.103МУб—граница раздела зон частот вращения колонны бурильных Труб.
Коэффициент, учитывающий влияние смазки и промывочной жидкости в формуле (6.13), &с=0,8 при использовании смазки типа КАВС в сочетании с промывочной жидкостью, обладающей смазочными свойствами; А:с=1,0 при полном покрытии колонны смазкой типа КАВС в сочетании с промывкой технической водой; £с = 1,5 при отсутствии сдоазки.
Мощность, потребляемая в трансмиссии и других узлах бурового станка, может быть рассчитана по формуле
Ыег = Встп, кВт, (6.14)
где Вст — опытный коэффициент, характеризующий переменные потери в станке, кВт • мин/об-
Мощность двигателя для привода насоса рассчитывается по формуле
кВт, (6.15)
‘Пн’П
где V—подача насоса, м3/с; р — давление нагнетания, мПа; г]н — коэффициент полезного действия насоса, г)н=0,75—0,85;
г) — коэффициент полезного действия передач от двигателя до насоса. При практических расчетах принимают г]нт) = 0,70—0,80.
Более точные, но сложные формулы для рассмотренных случаев, как и для специфических условий бурения, например горизонтального, можно найти в специальных руководствах.