Изучение проблем охраны природы. и окружающей среды в технических вузах
Еще одна крайне острая проблема — экология. Нет нужды говорить о важности и запущенности этой проблемы. Это известно. Но экологическая запущенность сейчас уже весьма ощутимо сказывается и на экономике. Многие десятки предприятий выводятся из эксплуатации, и мы теряем производство крайне нужной продукции.
В целях резкого улучшения дел со строительством и вводом в действие природоохранных объектов 180 из них включены в состав государственного заказа. Это крупные мощности по очистке сточных вод, газоочистные установки, системы оборотного водоснабжения, предприятия для комплексного использования минеральных ресурсов и воспроизводства ценных видов рыб.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов СССР в настоящее время завершается подготовка долгосрочной Государственной программы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Вопросы охраны природы и окружающей среды по своей значимости уступают сейчас только вопросам прекращения наращивания, а также ликвидации оружия массового уничтожения. Трудно переоценить значение экологического воспитания и подготовки специалистов, деятельность которых будет определять состояние природы и окружающей среды.
При подготовке специалистов целесообразно подразделить их на группы.
К первой группе можно отнести специалистов, разрабатывающих и осуществляющих крупномасштабные проекты, реализация которых способна изменить природу регионов, такие как поворот рек, покорение целины, затопление больших территорий и создание на их месте водоемов. Они должны обладать обширными знаниями, способностями к системному анализу и предвидением последствий, которые могут нанести ущерб природе и жизни будущих поколений.
Вторую группу могут представить специалисты, занимающиеся природохозяйственной деятельностью в сельском хозяйстве, животноводстве; лесном хозяйстве, в рыболовстве и охоте; мелиорации; горно-добывающей промышленности и других отраслях народного хозяйства. Их задача, добывая ресурсы и производя продукцию, не нанести вред природе и людям.
К третьей группе можно отнести специалистов, занимающихся эксплуатацией, строительством, ремонтом и реконструкцией зданий, сооружением дорог и аэродромов; бытовым обслуживанием населения. Они оказывают непосредственное воздействие на природу, занимаясь посадкой растений на территориях, нуждающихся в восстановлении воздушной среды, микроклимата, и следя за уровнем шума в городе, в жилых и общественных зданиях. Важным в деятельности специалистов третьей группы является охрана окружающей среды от загрязнения ее сточными водами и твердыми бытовыми отходами.
Четвертую группу представят специалисты, предусматривающие борьбу с загрязнением воздушной и водной среды автомобильным, воздушным, железнодорожным и водным транспортом и создаваемым ими шумом.
Пятую группу могут составить специалисты-экологи, работающие в перерабатывающих отраслях промышленности (химической и нефтехимической, теплоэнергетической, электронной, черной и цветной металлургии, целлюлозной, биотехнической, пищевой, мясомолочной, строительных материалов и многих, многих других). Очистка вредных выбросов в атмосферу и стоков в водоемы, захоронение твердых отходов и нейтрализация некоторых из них представляют большие трудности.
Обеспечение чистоты окружающей среды и природы от загрязнения этими видами промышленности в значительной степени зависит от работающих в них специалистов экологов, а также технологов и механиков, которые ориентируются в проблеме ликвидации загрязнений.
Студенты основные сведения по обеспечению чистоты окружающей среды получают из базового курса и при изучении специальных дисциплин, в которых должно быть дано развитие и конкретизация вопросов безотходных (малоотходных) ресурсосберегающих технологических процессов. Именно по этим материалам студент должен выполнять курсовой проект и дипломные работы. Базовый курс должен несколько опережать специальные дисциплины, для его изучения в напряженных учебных планах отводится максимально 18—26 ч, причем курс этот называют по-разному: «Охрана окружающей среды», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Основы рационального природопользования» и др.
Представляется, что в базовом курсе технических вузов перерабатывающих отраслей промышленности изучению мероприятий по охране окружающей среды следует уделять 60—70% всего времени, отводимого на чтение этого курса, и называть его следует более общим названием «Охрана окружающей среды», так как рациональному использованию природных ресурсов учат многие другие дисциплины.
Этому курсу по профилю соответствует научно-технический журнал «Водоснабжение и санитарная техника», широко рассматривающий вопросы очистки сточных вод, вентиляции, состояния наружного воздуха на промышленных предприятиях, сокращения расхода теплоты, воды и топлива, захоронения и использования твердых отходов, а также другие журналы, освещающие на своих страницах вопросы безотходных технологий, являющиеся, как правило, специфичными для каждой отрасли промышленности. В базовом курсе следует напомнить студентам сведения из школьной программы о биосфере, круговороте веществ в природе, основных составляющих окружающей среды и ее загрязнения, в нем, должны быть общие сведения об очистных установках, рассеивании выбросов в атмосфере и сбросов в водоемы.
В результате изучения базового курса студент должен уметь рассчитывать размер санитарно-защитной зоны предприятия и определить величину предельно-допустимого выброса, а также сброса в водоемы от проектируемых или находящихся в эксплуатации объектов. Необходимо также познакомить будущих инженеров с тем, как контролируется и учитывается количество выбрасываемых вредных веществ и твердых отходов производством, для организации эффективной защиты окружающей среды. При проектировании промышленных предприятий разрабатывается специальный раздел, предусматривающий защиту окружающей среды с учетом бли — расположенных объектов, также выделяющих вредности в данном регионе. Понятие об этих проектах и методике их выполнения должно быть дано в базовом курсе. В таблице представлены темы и разделы по курсу «Охрана окружающей среды», которые в основном соответствуют утвержденной в 1984 г. Учебно-методическим управлением Минвуза СССР программе для специальностей № 1002—1015.
Важным в деле подготовки специалистов по охране природы и окружающей среды, является квалификация и компетентность преподавателей. Однако, чтобы такой специалист владел предметом преподавания ему необходима весьма существенная дополнительная подготовка в других областях знаний и особенно в области биологии.
Существенное совершенствование знаний по вопросам охраны природы, окружающей среды и рациональному природопользованию может дать непрерывное изучение этих вопросов в течение всего периода обучения, которое введено сейчас как обязательное для всех специальностей и специализаций. Оно не только должно компенсировать недостаток часов выделенных для базового курса, но и всесторонне рас
ширить знания студентов по этой проблеме. При изучении всех дисциплин можно найти имеющие к ним отношение полезные сведения по охране природы: в теплотехнике, например, при рассмотрении сжигания, загрязняющего воздушную среду,
Темы и разделы |
Объем лекционного курса, ч |
Окружающая среда и ее загрязнение в условиях научно-технического прогресса |
8 |
Основные составляющие окружающей среды и биосфера |
2 |
Вредные вещества, загрязняющие окружающую среду и их воздействие на человека и природу |
3 |
Загрязнение окружающей среды и пагубные последствия от развития экологически несостоятельных процессов |
3 |
Мероприятия по уменьшению загрязнения окружающей среды и других неблагоприятных факторов воздействия на нее |
13 |
Развитие безотходного (малоотходного) производства и потребления — основное направление охраны окружающей среды |
2 |
Мероприятия по охране воздушной, в том числе внутренней производственной среды ; |
4 |
Мероприятия по охране водной среды и почвы |
4 |
Мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения ее твердыми отходами |
1 |
Понятие о разработке проекта охраны окружающей среды промышленного предприятия |
2 |
Рациональное использование ресурсов сырья и материалов в отрасли, экономические вопросы охраны окружающей среды |
3 |
Правовые вопросы охраны окружающей среды и природопользования в СССР |
2 |
органических топлив; в курсе «Гидравлика и гидравлические машины» — при рассмотрении гидравлических турбин, которые, как оказалось, существенно разрушают при прохождении через них речной воды, находящиеся в ней зоопланктон и фитопланктон.
Особенно связан с вопросами охраны окружающей среды курс охраны труда, охватывающий защиту работающих от вредного воздействия внутрицеховой воздушной среды, шума, ионизирующих излучений и других вредных факторов. Много сведений, касающихся охраны природы, должно быть дано в курсе «Советское законодательство», в том числе и по соблюдению законодательных актов принятых на международном уровне. Изучая иностранные экологические словари (например английско-русский), можно способствовать пополнению знаний студентов по вопросам охраны природы и окружающей среды.
Для преодоления экологического кризиса специалист должен уметь:
оценивать состав, количество и режим (в том числе предельно допустимые для безопасности человека и природы) выделяемых в воздух помещения, выбрасываемых в атмосферный воздух и сбрасываемых со сточной водой вредных веществ и других вредных выделений от разрабатываемых, проектируемых и эксплуатируемых технологических процессов и оборудования, а также контролировать и регулировать эти выбросы, сбросы и выделения;
оценивать количество и режим расходуемых ресурсов, в том числе тепловой и электрической энергии, воды и воздуха, на разрабатываемые им и эксплуатируемые технологические процессы и оборудование;
при совершенствовании технологических процессов и оборудования выбирать наиболее оптимальные с точки зрения воздействия на окружающую среду и природу;
при необходимости вносить в эксплуатируемые технологические процессы и оборудование коррективы, направленные на уменьшение выделения вредных веществ и расхода ресурсов.
И. Ф. ЛИВЧАК, д-р техн. наук
1* Зак. 423