Водяные мельницы
ЕСЛИ не считать использование паруса, впервые механическая энергия, источником которой не были мускулы человека или животного, была получена в Древнем Риме от воде ных колес. Первые водяные мельницы были созданы, но видимому, в конце II в. до н. э. Наиболее раннее упоминание о них встречается у древнегреческого географа Страбона (1 в. дн н. э.). Страбон упоминает, что водяная мельница была в Кабирс, у царя Митридата; в 63 г. до н. э. эта мельница вызвала восхищение у войск Помпея. По оценке современного исследователя, ее мош ность была около 0,5 лошадиных сил[179].
В основе водяной мельницы лежат два изобретения алексан дрийских инженеров: водяное колесо и передаточный механизм, с его помощью вращение водяного колеса передавалось на ось і насаженным на нее мельничным камнем. Со времен Римской им перии дошло около 15 письменных упоминаний о водяных МЄЛІГ ницах, а также почти два десятка археологических свидетельств* Использовались мельницы в Европе вплоть до X в. н. э. только для помола зерна. Единственным исключением, возможно, было их использование для того, чтобы давить оливки[180] [181] [182].
В отличие от Европы, в Китае водяные колеса были впервые применены не для помола зерна, а для дутья воздуха при выплаи ке металла. Наиболее раннее упоминание об этом процессе am
иіПский историк Д. Нидхэм относит к 31 г. н. э., начиная с середины III в. н. э. таких свидетельств становится достаточно много4.
За несколько десятилетий, прошедших со времени Митрида — іл до конца 1 в. до н. э., мощность водяных колес на мельницах ;1|11’ннего Рима значительно возросла (по сравнению с кабирской) и уже достигала 3 лошадиных сил5.
В Венафро, стоящем на реке Вольтурно (Италия), в ходе inn копок нашли остатки мельницы времен Древнего Рима, имев — ШҐІ1 жернов диаметром 2,1 м. Эта мельница позволяла перемо- ■IIи. 150 кг зерна за один час, за рабочий день в 10 часов — 1500 м Следует иметь в виду, что вручную два раба могли перемо — III и. за час 7 кг зерна, за 10-часовой рабочий день — 70 кг. Таким ■(•разом, мельница в Венафро заменяла около 40 рабов6.
Первоначально водяные мельницы строились только в неко — 1<||>1.1Х богатых имениях и сосуществовали с ручными жерновами ■іїїн помола зерна, имевшимися в большинстве хозяйств. Большую часть зерна продолжали молоть вручную.
После крушения Римской империи количество действующих М*и1.ниц сократилось. На территории Галлии к VI веку их насчи — ……. не более десятка7.
С конца V в. н. э. до начала IX в. н. э. во всей Западной Евро — ш’ имелось всего несколько десятков водяных мельниц. Положение изменилось в X веке, к концу которого в Европе были уже ■ пі пи, а в XI в. в одной Франции более 10 тысяч водяных мельниц1 [183].
Начало "первой европейской промышленной революции", ні носящейся к Х-ХШ (или XI-XIII вв. н. э ), ряд исследователей
•f
связывает, прежде всего, с применением водяной мельницы[184]. 11(1 мнению Ф. Броделя, суть этой "первой революции" — в совокупности тех изменений, которые повлекли за собой умножение чиї ла мельниц в Европе и их применение в самых различных отрос — лях[185] [186].
Можно ли назвать формирование технологического уклади, основанного на применении водяных мельниц, первой "промыш ленной революцией" — вопрос спорный, общество все-таки OCI’ft валось аграрным, и его экономика тоже была аграрной, удельный вес промышленности в валовом продукте был очень невелик (хотя, конечно, и больше, чем в "Темные века"). Но экономически сдвиги в Европе X-XIII вв., бесспорно, весьма существенны, ) рамках в целом аграрной экономики возник принципиально ни вый технологический уклад, обладавший большим потенциалом для роста и изменения всей экономики.
Каковы причины широкого распространения мельниц и л нованного на их применении подъема экономики в Западной ГІ» ропе именно в это время? Л. Н.Гумилев считал, что в IX-X ви. і Западной Европе произошел пассионарный взрыв, "разорвавший железный обруч Каролингской империи и зачавший феодальнії папистскую Европу"11. Приняв гипотезу Л. Н.Гумилева, как часи этого "пассионарного взрыва" можно было бы рассматривать и стремительное распространение мельниц в Х-ХІ вв. Таким могли быть предельно общее объяснение, предпосылкой истинное III которого является истинность самой концепции пассионарное! н разделяемой, все-таки, явным меньшинством историков.
Иное объяснение причин широкого распространения воли ных мельниц в Европе в рассматриваемую эпоху дал известный французский историк, один из создателей школы "Анналов"
Марк Блок. В 1935 г. он опубликовал статью, которая так и назы — иалась: "Появление и распространение водяных мельниц"[187]. М. Блок поставил следующий вопрос: как объяснить тот факт, что целое тысячелетие известное и простое усовершенствование, способное сберечь массу человеческих сил, почти не применя — пось? Французский историк дал такой ответ на этот вопрос: пока не прерывался приток дешевой подневольной рабочей силы и не происходило убыли населения, никто не был заинтересован в ілмене ручного труда рабов мельницами. Основными факторами, предопределившими распространение мельниц, по М. Блоку, стами сокращение человеческих ресурсов, уменьшение военного могущества, изменение социального статуса трудящихся, новая система ценностей, возникшая под влиянием христианства1 ’.
Заметим, однако, что кардинальные изменения ключевого иля М. Блока фактора — численности и статуса работников — произошли почти за 500 лет до начала широкого шествия водяных мельниц по Европе — в середине 1 тыс. н. э. — и ожидаемых в рампах концепции М. Блока последствий не вызвали.
Не все историки согласны с тем представлением, будто основной причиной крайне ограниченного распространения водяных мельниц в эпоху Древнего Рима было изобилие их более дешевых конкурентов — рабов. В качестве аргумента обращается инимание на то, что когда резко сокращался приток новых рабов, и их цена значительно возрастала (например, в конце II в. н. э.), хорошо известные уже мельничные механизмы, тем не менее, не использовались. С другой стороны, они применялись там, где недостатка в рабах не было. Французские исследователи Б. Шнаппе и Ю. Ришардо склонны думать, что решающим фактором был разрыв между техникой и наукой, характерное для ан-
тичности представление о том, что техника не обладает таким же "благородством", как наука[188] [189].
Известный итальянский историк К. Чиполла также пишет, что объяснять распространение мельниц исчерпанием дешевого рабского труда — значит слишком упрощать проблему[190].
Влияние нового источника энергии на все стороны экономической жизни было, действительно, огромным. По мнению Жана Жемпеля, в Средние века гидравлическая энергия имела такое же значение, как нефть в XX веке[191]. Дж. Мэддокс считает, что места размещения водяных мельниц в средневековой Европе определили географические точки нахождения городов и деревень от Италии до Северной Англии, причем вплоть до наших дней[192]. Л К. Чиполла обратил внимание на то, как применение мельниц и производстве тканей вызвало изменение расположения предприятий сукновальной промышленности в Англии: до XIII в. они концентрировались преимущественно на юго-востоке, а затем переместились на северо-запад[193]. Причины понятны: на северо — западе гораздо больше небольших рек.
В 1086 г. в 34 графствах Англии было 5624 мельницы — одна мельница приходилась в среднем на 250 жителей. Во Франции к концу XI века численность населения составляла около 5 млн. человек, а количество мельниц приблизилось к 20000. Таким образом, соотношение было тем же, что и в Англии: одна мельница обслуживала в среднем 250 человек[194].
В XI в. каждая мельница имела мощность от 2 до 3 лошадиных сил. Это значит, что во Франции к концу XI в. все мельницы обладали общей мощностью от 40000 до 60000 лошадиных сил. I ели считать, что один человек может выполнять работу, эквива — иеитную 0,1 лош. силы, работая в сутки не более половины того мрсмени, пока может действовать водяная мельница, то получает — I я, что мельницы замещали не менее четверти взрослого населения Франции20.
Как мы знаем, 0,1 лош. силы — явно завышенная оценка шергетического потенциала человека. Если принять иные оценки, то роль мельниц окажется еще больше. Так, в литературе нс гречаются расчеты, согласно которым в XI-XII веках моловшая іерно водяная мельница выполняла работу, для которой иначе потребовались бы физические усилия примерно 100 человек21.
По расчетам Ф. Броделя, к XII веку благодаря мельницам Франция получила энергетический эквивалент 600 тыс. рабочих рук22.
К концу XIII в. в Ломбардии, Фландрии и Маасе все реки максимально использовались для преобразования их энергии в диижение мельничных колес. Известно, что только между Сеной н Луарой было 12267 водяных мельниц; большинство из них предназначались для помола зерна, по 694 снабжали энергией предприятия, в основном сукновальные23. Работающие от водяных колес сукновальные предприятия особо широкое распро — I [ранение получили в Англии.
Сукновальные мельницы упоминаются в английских источниках, датируемых, например, 1208 и 126524.
Debeir J.-Cl. et al. Op. cit. P.76.
11 Clough SB. European Economic History: the Economic Development of West — i hi t ivilization. New York, 1968. P.92.
” Бродель Ф. Что такое Франция? Люди и нсщи. Ч. 1. М., 1995. С. 131, 209.
11 Philippe R. L. L’energie en Moyen Age: Гехстріс des pays d’entre Seine et Loire. lr In fin du X-e siecle a la fin du XV-e sieclc. P.. 1980.
" Цейтлин E. A. Очерки истории текстильной техники. М.-Л., 1940. С.68.
По-видимому, первой о средневековой "промышленной рс — волюции" написала Элеонора Карус-Вильсон, ее статья, опубли кованная в 1941 г., так и называлась: "Промышленная революции
тринадцатого века"[195].
Важнейшим событием этой революции Э. Карус-Вильсои считала как раз распространение в Англии сукновальных мель ниц, их значение исследовательница сравнивала с механизациеІІ прядения и ткачества в XVIII веке[196].
По данным Ж. Жемпеля, на сукновальных мельницах, известных в Европе начиная с XI века, один человек заменял 40 рабочих, производивших сукно вручную[197]. Получается, что человек из 40 становились излишними для производства того ж? количества сукна. Применение такого технического новшества противоречило интересам традиционных цехов. Поэтому почт сразу же вслед за появлением сукновальных мельниц возникла противодействие использованию нового источника энергии со стороны работавших по-старинке, на основе мускульной силі.) человека, цехов сукновальщиков. Так, в 1208 г. в Лондонском цехе сукновальщиков рассматривалась жалоба городских сукно валов, требовавших запрещения отдачи сукон на загородную речную мельницу, лишавшую их заработка, так как их "орудия" (ноги) не обладали той силой и быстротой, с которой производи ли свою работу мельничные сукновальные песты. Цех удовлс творил эту жалобу. Порой имели место даже разрушения сукно вальных мельниц ремесленниками[198].
Во Фландрии и Италии запреты на применение сукновале ных мельниц начинают сниматься лишь с начала XV века, при
*ад юлько через сто лет борьба против них постепенно прекра-
29
■иНЩСМ.
Но водяное колесо применялось далеко не только в сукно — м’їмюй промышленности. Энергия рек и речушек применялась •рп ікірке пива, работе кузнечных мехов и молотов, откачивающих насосов, маслобоен, при производстве бумаги, распилке леса И і /г Водяное колесо приобретало универсальное значение как пічник энергии в промышленности.
Известно, что китайцы производили бумагу только с ис — ‘ ни. юванием мускульной энергии человека. Бумагоделательная мины ища впервые появилась в Европе в 1238 г. недалеко от Ва — «ікііи (Испания). В 1268 г. семь бумагоделательных мельниц функционировали в Фабиано (Италия), в 1326 г. бумагоделатель — нян мельница работала во Франции30.
В конце XIV в. при выплавке металла впервые стали исполь — яншгь водяное колесо для дутья, что давало более сильную и по — ипйнную струю воздуха, а значит — и более высокую температуру И результате из железной руды можно было получить уже не ||ИИ|у, а чугун. Применение водяной энергии советский историк t Ч Скржинская назвала "исходным моментом для крупнейшего • шип а в технике металлургии, так как оно привело к открытию цуіуііа и его литейных и переделочных свойств"31. Первая такая и#*іь для получения чугуна была сооружена в середине XV в. в Ми н|>алии32.
11а наш взгляд, переход к выплавке чугуна в домнах с при — ыгнспием водяного колеса для дутья (а также работы молота) "шичало появление ядра нового технологического уклада, начало
*" Там же. С.68.
(iimpcl J. La revolution industricllc du Moycn Age. P., 1975. P.19.
" Гкржннская Е. Ч. Техника эпохи западно-европейского средневековья. //
і(і|Г|ікм истории техники докапиталистических формаций. М.-Л., 1936. С.188-189.
‘ Іаозерская Е. И. У истоков крупного производства в русской промышлеиио — •II 4V1-XVII веков. М., 1970. С.203
перехода от ремесленного производства к собственно промі«і» ленному.
В 1662 г. была создана гидросиловая установка в Марли і реке Сене, предназначенная для снабжения водой дворцомм фонтанов. Установка включала 14 водяных колес диаметром і» 12 метров каждое, она должна была развивать мощность я II* лошадиных сил. Эксплуатационные расходы составляли огрнм ную по тем временам сумму в 69 тыс. ливров в год. Практиче* »• без модернизации установка продолжала действовать и через И* лет после ее создания"3.
Но такие водяные колеса были редчайшим исключении»* Мощность среднего водяного колеса к началу Нового врем» і" составляла 5-10 лошадиных сил, и почти никогда не доходили »• 30 лошадиных сил34.
В первые годы XII в. во Франции затраты, необходимые и *• устройства водяной мельницы, предназначенной для помни пшеницы, составляли от 10 до 15 ливров. Для сравнения: акр Hot делываемой земли стоил в среднем 1,5 ливра. В XIII в. ни* обычной мельницы достигала 60 ливров35. В ХІ-ХІІ вв. мелькнім ставили, как правило, феодалы, светские или духовные, хоти <»* ли и исключения.
В качестве платы за работу владелец мельницы во Франт** XIII в. обычно забирал одну шестнадцатую часть получении!! *• зерна муки.
Для бедных крестьян такая плата была бы существенной №* терей, и они продолжали молоть зерно вручную36.
Энергия движущейся вода стала использоваться не тол» на реках. Мельницы, работавшие благодаря использованию ши [199] [200] [201] [202]
•мі морских приливов и отливов, были неизвестны во времена «тчности, это изобретение Средних веков. Наиболее старый «ікумСнт, свидетельствующий о существовании такой мельницы, ♦мируется 1044 годом; она находилась на севере Адриатического и цін Известно, по крайней мере, по одной "морской мельнице"
• Франции и Англии XII века. Затем их число увеличилось. 1нт. ко в Девоншире и Корнуэлле (Англия) было 3 "морских иіиіьіііщьі" в XIII веке, 5 — в XIV веке, 9 — в XVI веке, 11 — в XVII **»с и 14 — в XVIII веке37. "Морские мельницы" никогда не были
«инком многочисленными, они строились в тех случаях, когда
* «чему-либо не было возможности использовать для вращения •WHIIMX колес энергию рек.
Не позднее, чем с конца XII века в Западной Европе стали •«роить плотины на небольших речках, позволявшие регулиро — ik напор воды, вращавшей водяные колеса38.
1 Ірименение водяного колеса повлияло на развитие научной ни и поиски алхимиков. Так, в середине XIII в. французский інженер Виллар де Оннекур, описавший в своем сочинении ме — миическую силу, приводимую в движение водяным колесом, •мерные в европейской традиции попытался предложить схему ‘«•много двигателя". До него идея вечного двигателя встречается ) индийского ученого Бхаскары (сер. XII в.)39.
Не во всех странах Старого Света водяные мельницы в I р* лние века стали привычным элементом пейзажа.
И средневековом индийском ремесле основным источником и*|н ни была мускульная сила человека и животного. Как пишет I И) Панина: "Трудно объяснить, почему в Индии водяные и вет — • ИЫс двигатели не играли той роли, которая была им отведена в Можно предположить, что одной из причин является
"< (impel J. La revolution industricllc du Moycn Age. P., 1975. P.28.
" (iiuipcl J. La revolution industricllc du Moycn Age. P., 1975. P.23.
" Жмудь Л. Я. Техническая мысль н античности, средневековье и Возрождс — ■» Пій.. 1995.С.56.
специфика физико-географических и климатических услопііі Индии. Применение водяного колеса требует наличия доволмі* сильного и постоянного водяного потока. На большей части Ин достана реки пересыхают и мелеют в жаркий сезон, а во врем» муссонных дождей разливаются, затопляя обширные территории Возможно, вследствие этого применения водяных двигателей было ограничено. Там же, где позволяли условия, водяные двиїи тели применялись"[203].
В отличие от Индии, для России водяные мельницы имели громадное значение, их широкое распространение, наряду с ш бытком древесного топлива, предопределило передовые ПОЗИЦИИ русской промышленности в XVIII веке, который в Европе спи "веком водяных мельниц".
Появление первых водяных мукомольных мельниц на ICjl ритории будущей России относится К VI-IX ВВ. Н. Э., их устройсI во было аналогичным римским мельницам.
Со второй половины XV в. водяное колесо в России находи! применение в качестве двигателя для различных технически1 процессов[204].
К XVIII в. мукомольные мельницы в России были чрезш чайно распространены. По оценке историка П. Г.Любомировп, к среднем каждое мукомольное предприятие приходилось тої л» всего на несколько сот жителей, редко — на тысячу или полто|»» тысячи[205].
Первая пороховая мельница появилась в России в XVI в,, к 1640 г. в Москве было две пороховых мельницы — "старая" и "ни вая"[206]. Для строительства флота в 1696 г. в Воронеже была ни і гроена первая пильная мельница, через некоторое время там появилось еще четыре пильных мельницы. Для Балтийского фло — 1.1 дубовые доски заготовлялись на пильных мельницах, построенных при Петре I к югу от Нижнего Новгорода[207].
В Петербурге первая пороховая мельница появилась в 1712 і с большим (по меркам начала XVIII в.) числом рабочих — до 65 человек, в 1715 г. на Охте устроены еще две пороховые мельницы, где работало по 85-90 человек[208].
В 1720 г. в Петербурге была устроена крупная мельница, производившая перловую крупу, тогда же появилась маслобойка, "работавшая водяную силою"[209].
Особое значение имело применение водяных колес в XVIII и. в русской металлической промышленности (т. е. в производстве черных металлов и их обработке), чему посвящен следующий параграф книги. Пока лишь обратим внимание на то, что в 1730-х юдах на Екатеринбургском заводе постоянно действовало более М) водяных колес общей мощностью около 500 лошадиных сил. Па Нижне-Тагильском заводе к 1780-м годам было установлено ‘7 водяных колес общей мощностью 610 лошадиных сил[210].
Крупнейшие в мире водяные колеса — диаметром 16-17 м — ныли установлены в 1780-х годах в России на Змеиногорском руднике алтайских Колывано-Воскресенских заводов[211] [212].
Энергетическая база России в XVIII в. была наиболее мощной в Европе. Соответствующим энергетической базе был и экономический потенциал. В статье с характерным названием "Была ни екатерининская Россия экономически отсталою страною?" I В. Тарле доказывал, что экономическое развитие России начало
отставать от развития некоторых других континентальных стран Европы не раньше XIX столетия49. То есть с переходом к новым источникам энергии и иному технологическому укладу.
Итак, технологический уклад, преобладавший во всех странах Европы в XVIII в., был основан на использовании водяных колес.
Общее число водяных мельниц в Европе увеличилось с 300 тыс. в конце XVI в. до 500 тыс. в конце XVIII в., а их совокупная мощность возросла с 600 тыс. лошадиных сил до 2225 тыс. лошадиных сил[213].
Водяные мельницы послужили энергетической основой первого (если начать отсчет с промышленной революции) технологического энергетического уклада, формирование которого нача — лось, по С. Ю.Глазьеву, в 1770-е годы. Ключевым фактором этого уклада российский исследователь называет "текстильные машины"[214]. Но долгое время эти новые машины использовали сугубі» прежний источник энергии, поступавшей от водяных колес.
Характерно, что в XVIII в. в Англии первые фабрики обозначали словом "mills" — мельницы: бросалось в глаза в них при жде всего большое водяное колесо, похожее на колесо муко мольной мельницы. К концу XVIII в. слово "mill” (мельница) ста ло почти синонимом машины. Таким образом, завод, мельница и машина слились в одно понятие[215].
Переход к использованию в машинном прядении водяного колеса был определенным прогрессом в XVIII в. Первая прядильная машина — "Дженни" Харгривса — приводилась в движение ручной тягой. Начиная с 1769 г., прядильная машина Аркрайт приводилась в действие конной тягой, ас 1771 г. приводом к ней служило водяное колесо, отчего она и получила свое название "натер-фрем" ("водяной станок")53.
В текстильной промышленности Британии мощность водяных колес продолжала возрастать почти столетие — до конца 60-х шдов XIX в. Максимальная мощность используемых в отрасли водяных колес — 30 тыс. лошадиных сил — была достигнута в IK68 г. и только после этой даты стала медленно уменьшаться. Мощность паровых машин, установленных на британских тек — и ильных фабриках, увеличилась со 108 тыс. лошадиных сил в 1850 г. до 478 тыс. лошадиных сил в 1870 г.54
Аналогичным было положение и в других странах, где водяные двигатели в XIX в. играли еще большую роль, чем в Англии. II 1848 г. во Франции гидравлические устройства давали в 2,5 риза больше энергии, чем паровые машины55.
В США перед гражданской войной мощность паровых и водимых двигателей в промышленности находилась в пропорции 14:56 (в пользу водяных)56.
По мнению американского исследователя Л. Хантера, применение паровой машины в первой половине XIX в. в США обходилось намного дороже водяного колеса, поэтому сила пара мгнользовалась преимущественно там, где применение водяного Колеса было невозможно, например, при движении судов вверх Им рекам57.
" Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России и СССР.
М, 1%6. С.362.
11 Maddox J. Beyond the Energy Crisis. L.. 1975. P.23.
» Clapham J. H. The Economic Development of France and Germany (1815-1914). I itinhridge, 1948. P.63.
Шпотов Б. М. Промышленный переворот в США. Часть 1. М., 1991. С. 190 ’71 luntcr L. C. Waterpower in the Century of the Steam Engine. // America’s WiHiden Age: Aspects of its Early Technology. / Ed. by B. Hindle. Tarrytown, N. Y., ІЧ/5 1M60-190; Шпотов Б. М. Промышленный переворот в США. Часть 1. М., |’«1 С. 186.
Совершенно справедливо писал известный историк А. В.Ефимов: "Машина и пар — вот формула технической револю* ции в Англии. Машина и водяное колесо — вот формула для первого этапа машинной стадии американского капитализма"[216]. К этому можно добавить, что "машина и водяное колесо" — формула для первого этапа машинной стадии отнюдь не только американского капитализма.
И на более поздних этапах машинной стадии (или иначе — в периоды второго (1830-1880 гг.) и даже третьего технологического уклада по Глазьеву) водяные мельницы как источник энергии широко применялись в промышленности. В США мощность и установленных водяных колесах по годам менялась следующим образом:
1869 —1,15 млн. лошадиных сил
1879 — 1,25 млн. лошадиных сил
1889- 1,30 млн. лошадиных сил
1902 — 2,05 млн. лошадиных сил[217] [218]
Удельный вес водяных двигателей в совокупной мощности водяных и паровых двигателей США был таким:
1880 г. -30,8%
1890 г.-18,6%
1900 г. — 11,9%“
В 1900 г. в США было установлено 155724 стационарны)! паровых машин и 39155 водяных двигателей[219]. Со второй поло вины 1840-х годов в США началось строительство водяных тур бин, по мощности превосходивших пазовые машины. В 1855 г, в США работали водяные турбины мощностью по 650 лошади мы * сил62. Водяные турбины во многих случаях обладали более выси кой экономической эффективностью, чем паровые машины. Тик в чшшчатобумажной промышленности Новой Англии годовые заїра гы на поддержание мощности, эквивалентной одной лошади — II*їй силе, составляли для гидравлической турбины 48 долл., а для паровой машины — 52 долл.63
Что касается России, то в 1842 г. на 1157 фабриках и заво — мх, существовавших в Москве и Московской губернии, было ні сі о лишь 63 паровые машины64. В качестве источника энергии іОголютно преобладали водяные двигатели, применялись также ионные приводы.
Высшим достижением техники строительства гидравличе — * к их колес в России явились двигатели Кренгольмской бумагоп — рмднльной мануфактуры на реке Нарове, построенные в середине ЧIX в. Кренгольмское колесо, имея диаметр 9,15 м, ширину 7,6 м, вес 100 тонн, развивало мощность 500 лошадиных сил. На мануфактуре одновременно работали 4 таких колеса и 2 гидротур — Пнны мощностью по 450 лошадиных сил. В 1860-х годах на I* ренгольмской мануфактуре была смонтирована гидротурбина мощностью 1200 лошадиных сил. Механическая энергия переда — шшась машинам-орудиям через систему трансмиссий65.
В 1912 г. в России было 45449 гидросиловых установок обшей мощностью 636856 лошадиных сил, из них мощности в Ч *>894 лошадиных сил приходилась на гидротурбинные установки Остальные две трети мощности развивали водяные
66 . тисса. ♦
Шиотов Б. М. Указ. соч. 4.1. С. 188.
м Tallin Р. Steam and Water Power in the Early XIXth Century. //Journal of Eco — luiniic History, 1966, March. P.197.
“ Ильинский Д. П., Иваницкий В. П. Очерк истории русской паровозострои — иммшй и вагоностроительной промышленности. М., 1929. С. 13.
1,1 Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX •ИЧІ М„ 1978. С.267.
Данилевский В. В. История гидросиловых установок России до XIX века.
Ч II 1940. С. З.