Измерение момента на роторе
При управлении процессом бурения скважин необходим контроль момента вращения бурильной колонны, работающей в напряженном состоянии, так как превышение установленного значения крутящего момента может привести к сложной аварии. Крутящий момент устанавливают по изменению упругих свойств вала, углу его закручивания, тангенциальным напряжениям на поверхности или по изменению силы активного тока ротора электродвигателя. В качестве преобразователей крутящего момента в электрический сигнал могут быть использованы индуктивные, индукционные, емкостные, магнитоупругие, струнные, тензометрические типы датчиков.
Момент на роторном столе контролируют по усилию, передаваемому ротором подроторному основанию. Крутящий момент измеряют независимо от направления вращения ротора и натяжения цепной передачи. :>
Преобразователь крутящего момента на роторе типа ДКМ
Крутящий момент роторного стола, приводящего во вращение колонну труб с инструментом, определяют по изменению натяжения цепной передачи датчиком ДКМ [46], который устанавливают под ведущей ветвью цепи привода.
При помощи регулировочного болта 2 и тарельчатой пружины 3 создается начальная стрела прогиба цепи привода роторного стола в месте соприкосновения звездочки 4, установленной на рычаге 1, с цепью (рис. 9.24). При изменении крутящего момента натяжение цепи меняется, что приводит к перемещению траверсы 5. Перемещение последней влечет за собой деформацию тарельчатой пружины и смещение рычага 1, связанного с измерительной обмоткой преобразователя и вторичным прибором. Погрешность измерения не превышает ±2,5%.
Индикатор крутяшего момента на роторе ГИМ-1
Индикатор крутящего момента на роторе ГИМ-1, используемый в комплексе Б-7, состоит из гидравлического преобразователя цепи ротора, рычага с рабочим колесом, показывающего прибора, соединительного шланга и демпфера (рис. 9.25).
Техническая характеристика ГИМ-1 Диапазон измерения контролируемой
TOC o "1-5" h z величины, кН • м……………………………………………………………… 0—300
Максимальное давление в гидросистеме прибора, МПа…….. 4
Основная приведенная погрешность измерения, %…………. ±2,5
Максимальное расстояние от датчика
до показывающего прибора, м………………………………………………. 10
Температура окружающей среды, °С……………………. —50 — ь +50
Преобразователь усилий для измерения момента на роторе типа ПМР
В комплексе СКУБ для измерения момента на роторе используется преобразователь усилий типа ПМР (рис. 9.26) [46]. Мембрана 9 установлена в корпусе 3 и закреплена винтом 10. К крон-
Рис. 9.24. Датчик крутящего момента ДКМ
Рис. 9.26. Преобразователь усилий для измерения момента на роторе ПМР
Рис. 9.27. Схема индикатора крутящего момента
-ёсх# |
на роторе КМР-1
Рис. 9.28. Электрический измеритель момента на роторе
Признак классификации |
Тип измерителя момента на роторе |
|||
По прин — ци пу действия | |
Основной |
Связанный с цепью привода |
Связанный с карданом привода |
Связанный с приводным электродвигателем |
Дополнительный |
Г идравлический |
Гидравлический |
Электрический |
|
Механический |
||||
Способ передачи момента |
Рычаг-звездочка (колесо) |
Шпонка |
По току |
|
Квадратный вал |
||||
По мощности |
||||
Фланец |
||||
По типу преобразователя |
Датчик давления |
Датчик давления |
Преобразователь тока |
|
Индукционный датчик |
Тензометрический |
Датчик Холла |
||
По способу передачи сигнала |
Шланг |
Шланг |
Кабель |
|
Кабель |
Токосьемные щетки |
|||
Бесконтактно |
||||
По месту установки |
Цепь привода |
Вал привода |
Питающий кабель электродвигателя |
|
По удобству монтажа |
Неудобно |
Неудобно |
Удобно |
|
По точности |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
|
По надежности |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Продолжение табл. 9.9
|
штейнам 4 и 7, жестко соединенным с мембраной 9, прикреплены катушка 6дифференциального трансформатора и плунжер 8. На кронштейнах установлен дифференциально-трансформатор — ный преобразователь. Корпус 3 ввинчен в сварной корпус 5, с помощью которого преобразователь устанавливается на основании ПМР или на основании опор качающегося редуктора.
На резьбовой конец мембраны навинчивается стакан 11 с тарельчатыми пружинами 2 и пята 7, воспринимающая усилие болта (при карданно-редукторном приводе) или рамы (при цепном приводе).
Техническая характеристика ПМР Верхний предел измерения, кН……………………………………… Основная приведенная погрешность измерения, % |
Температура окружающей среды, °С Масса, кг…………………………………………….. Габарит, мм…………………………………………. |
30 ±1,5 |
.-50 + +50 …………….. 12 187x145x200 |
Индикатор крутящего момента на роторе КМР-1
Индикатор крутящего момента на роторе буровой установки предназначен для преобразования крутящего момента на звездочке в осевое усилие, возникающее в шариковинтовой передаче и в дальнейшем преобразующееся в пропорциональный электрический сигнал постоянного тока [46]. Индикатор КМР-1 разработан СПКБ «Нефтегазпромавтоматика».
Схема индикатора показана на рис. 9.27. Он содержит преобразователь крутящего момента 1, установленный на быстроходном валу ротора, и преобразователь избыточного давления 3. Эти преобразователи соединены между собой трубопроводом 4 и связаны трубопроводом 2 с пресс-бачком, входящим в состав прибора ГИВ-6. Преобразователь избыточного давления «Сапфир-22» состоит из чувствительного элемента и измерительного блока, который получает питание от источника постоянного тока напряжением 36 В. Диапазон измерения крутящего момента на роторе 0—3 кН • м (диапазон усилий — 0—20 кН), приведенная погрешность ±1,5%.
В ИИС ГТИ СГТ-К «Разрез-2» в качестве измерителя момента на роторе используется преобразователь тока (мощности) в иепи электропривода ротора (рис. 9.28), представляющий собой преобразователь на датчиках Холла, через отверстие которого пропускается силовой кабель электропривода ротора.
Выходной сигнал, пропорциональный потребляемому току (мощности) электропривода ротора, калибруется в единицах момента (кН • м) через измеритель момента на машинном ключе.
В табл. 9.9 приводится классификация измерителей момента на роторе.