Новая технологическая схема исследований
Выход из образовавшегося тупика был найден на основе применения принципиально иной технологической схемы исследований. Она предусматривает закрепление партии за буровой бригадой и выполнение круглосуточных исследований на всех этапах строительства скважин куста. В функции партии входит выполнение следующих видов исследования: геолого-технологиче — ские исследования в процессе бурения с выдачей оперативных рекомендаций по оптимизации процесса углубления скважины, предотвращению аварий и осложнений; контроль траектории ствола скважины в процессе набора кривизны; проведение промежуточного и окончательного каротажа с выдачей предвари-
тельных рекомендаций, контроль спуска обсадной колонны и процесса ее цементирования; определение технического состояния скважины, проведение радиометрии.
Таким образом, комплексная геофизическая партия становится каротажно-технологической партией (КТП), состав работ ее существенно меняется, гарантируя постоянную круглосугочную занятость персонала различными видами работ на бурящейся скважине. Производительное время КТП приближается к 100% (непроизводительное время в партии появляется только в случае простоя буровой бригады).
При обосновании эффективности КТП для геофизических предприятий указывалось [29, 134], что перечисленный объем работ может выполняться партией, состоящей из 8 чел. (нач. партии — 1, геофизики — 5, машинисты — 2), которые круглосуточно работают двумя вахтами по 4 чел., чередуясь через 5—15 дней. В сравнении с выездной комплексной партией ГИС, имеющей в составе 6 человек, рост численности каротажно-технологической партии составляет 33%. С учетом достигнутого уровня выработки на 1 линейного работника партии — 8 тыс. м/чел. год (см. табл. 8.5 и 8.6) нижний предел выработки каротажно-технологической партии не должен быть менее 64 тыс. м/парт. год. При закреплении партии за буровой бригадой с производительностью более 64 тыс. м/бриг. год характер зависимости выработки партии от производительности бурения коренным образом изменяется (рис. 8.2, кривые 7, 2). С увеличением проходки на буровую бригаду растет соответственно и производительность каротажно-технологической партии, в то время как выработка обычной партии ГИС от этого не зависит. Таким образом, новая технология работ позволяет достигнуть экономии численности персонала, занятого на геофизическом обслуживании скоростных скважин с проходкой более 64 тыс. м/бриг. год.
Планировалось, что внедрение новой системы геофизического обеспечения буровых работ необходимо начинать в буровых бригадах, имеющих максимальную выработку.
Эксперимент был начат с буровых бригад, имеющих годовую выработку 90—105 тыс. м, но с 1985—87 гг. он охватил и бригады, имеющие существенно более низкую выработку, тем не менее положительный эффект был получен и в этом случае как для буровых, так и для геофизических предприятий.
На первом этапе внедрения новой технологии геофизического обеспечения скоростного строительства эксплуатационных скважин предполагалось [29, 134, 143] основной экономический эффект получить за счет:
— полной ликвидации простоев буровых бригад по вине геофизической службы;
— сокращения времени строительства скважин путем повышения технико-экономических показателей процесса бурения за счет реализации рекомендаций при проведении технологических исследований (увеличение механической скорости и проходки на долото, сокращение аварийности и осложнений, экономия долот и т. п.);
— более рационального использования бурового оборудования (увеличение коэффициента оборачиваемости);
— сокращения времени адаптации вновь создаваемых буровых бригад к конкретным горно-геологическим условиям бурения;
— сокращения затрат на проведение ГИС.
Дополнительный и, может быть, наиболее важный положительный эффект от внедрения новой организации непрерывного информационного геофизического и технологического обеспечения заключается в значительном потенциальном повышении качества построенных скважин (попадание в круг допуска, отсутствие гидроразрывов пород, и как следствие этого, улучшение качества разобщения пластов, минимизация зон поглощения и кольматации и т. п.), что, безусловно, приведет к увеличению периода безводной эксплуатации и продлению долголетия скважины.
Особенностью новой технологии промыслово-геофизического обеспечения скоростного строительства скважин является постоянный оперативный технологический контроль за процессом бурения и возможность совмещения целого ряда операций по исследованию скважин во времени. Так, при бурении скважины могут проводиться ГТИ и одновременно — ГИС в колонне ранее пробуренной скважины, в ряде случаев допускается одновременное проведение работ на кабеле в бурящейся и ранее пробуренной скважинах и т. п.
Для реализации такой возможности буровые станки оборудуются специальными консольными грузоподъемными стрелами для проведения работ в скважинах предыдущей позиции куста (либо буровые бригады оснащаются передвижными грузоподъемными мачтами М-1), а КТП оснащается вторым подъемником. При проведении подобных одновременных работ численность КТП увеличивается до 9—11 человек в зависимости от выработки буровой бригады.
На рис. 8.3 показаны все возможные варианты реализации технологии комплексного применения ГТИ и ГИС в скважинах эксплуатационного бурения.
0-СГТ; ®-ПТП;®-КТС "НАКЛОН”; ©-ЭИС’МЗИТ-и ;.©-У0; ©-КП : ®-ИН-Т; © — Л КС : ©-ГИС-1: ®-ГИС-2:©-РС ; ©-ЛТ-4К "СИБИРЬ’. ©-ЗТС; ©-ЗГС; ©-СКПЗ; ©-КПЗ; ©-СП; ©-КОС; ©-РПД ©-СУРПД. Рис. 8.3. Варианты формирования каротажно-технологической партии |
Принятые условные обозначения: СГТ — станция геологотехнологическая; ПТП — первичные технологические преобразователи; КТС — комплекс технических средств; ЗИС — забойная инклинометрическая система; ЗИТ — забойный инклинометр телеметрический; УО — управляемый отклонитель; КП — каротажный подъемник; ИН-Т — инструмент; ЛКС — лаборатория каротажной станции; ГИС-1 — комплекс ГИС в открытом стволе; ГИС-2 — комплекс ГИС в колонне; РС — радиостанция; ЗТС — забойная технологическая система; ЗГС — забойная геофизическая система; СКПЭ — стационарный каротажный подъемник с электроприводом; КПЭ — каротажный подъемник с электроприводом; СП — сверлящий перфоратор; КОС — контроль освоения скважин; РПД — регулятор подачи долота; СУРПД — система управления РПД.